» » » » Т. Панасенко - Православные традиции и обряды


Авторские права

Т. Панасенко - Православные традиции и обряды

Здесь можно купить и скачать "Т. Панасенко - Православные традиции и обряды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т. Панасенко - Православные традиции и обряды
Рейтинг:
Название:
Православные традиции и обряды
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-966-03-4945-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православные традиции и обряды"

Описание и краткое содержание "Православные традиции и обряды" читать бесплатно онлайн.



Как обратиться к священнику в храме? Как придерживаться пост? Что делать, если вас пригласили стать крестным? Какие традиции закрепились в народе за каждым праздником? На эти и большое количество других вопросов вы обнаружите ответ в нашей книге, а также узнаете о правилах поведения в церкви, о православных тайнах, об истории религиозных праздников и о народных приметах, связанных с ними, ознакомитесь с заповедями и текстами молитв.






Т. М. Панасенко

Православные традиции и обряды

От составителя

Как обратиться к священнику в храме? Как соблюдать пост? Что делать, если тебя пригласили стать крестным? Как возникли религиозные праздники и как их праздновать? Какие приметы и традиции закрепились в народе за каждым праздником? Как называются некоторые предметы в церкви? Эти и множество других подобных вопросов многие из нас не раз задавали себе, сталкиваясь с религиозными традициями, обрядами и обычаями. Так сложилась история страны, что эти знания, какое-то время запрещавшиеся и осуждавшиеся, не были массово переданы последующим поколениям.

Эта книга рассчитана на читателя, который, не имея глубоко верующих родственников, друзей или знакомых и не осмеливаясь по какой-либо причине обращаться непосредственно к священнику, хочет узнать о традициях и обрядах православия. Книга составлена из нескольких разделов, в которых заинтересованный человек сможет почерпнуть информацию о правилах поведения в церкви и общении со священниками, о православных таинствах, об истории религиозных праздников и о народных приметах, связанных с ними. Также читатель узнает о том, как смотрит православная церковь на брак и семью, на человеческие добродетели и грехи; ознакомится с заповедями и текстами некоторых молитв. Последний раздел книги «Словарь» дает широкое представление о многих понятиях из области религии, начиная с объяснения таких, как «святость», «духовность», «добродетель», и заканчивая подробным описанием внутреннего устройства церкви, церковных предметов, одежд священника.

Церковный этикет

Каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. Например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как правильно составить то или иное письмо, адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает проблемы, прежде всего у впервые переступающих порог церкви.

Очень часто в церковной жизни недостает терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны стремиться, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) – это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет – это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский. Форма поведения. Но специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще всякого верующего человека): с почитанием Бога. И мы знаем, что в

XX веке было насильственно прервано немало традиций – традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось для них естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Значительную часть прихожан составляют люди, не знающие этих традиций в полной мере.

Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает такое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать преградой малоцерковного человека на его пути к Богу. Церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Обращение к священникам

Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические ступени – диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов; священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень – Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к представителям каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы», следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как – к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности употребление формы «ты» было более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение «ты» с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!», «Господи, помилуй!». Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение «вы» в молитве! То же самое – к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение «ты» – к царю, обращение «ты» – к Патриарху – не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое – и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского) постепенно стали более широко распространяться в обществе, употребление «ты» сузилось, и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».

Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства, – то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху) как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?

По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение «Ваше Высокопреосвященство», за исключением митрополита Киевского, которому присвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви – титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей, – титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому следует обращаться «Ваше Блаженство!», а в третьем лице о нем могут говорить: «Блаженнейший Владыка».

По отношению к епископам корректная форма обращения: «Ваше Преосвященство!».

Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.

В устной речи, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, допустимо именование архиереев «Владыка»: «владыка Мефодий», «владыка Кирилл», «владыка Евгений…» Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: «Митрополит Кирилл сказал…», «Владыка Иоанафан подписал обращение…», можно сказать «Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…». И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». И далее в письме мы излагаем: «Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.» Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православные традиции и обряды"

Книги похожие на "Православные традиции и обряды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Панасенко

Т. Панасенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Панасенко - Православные традиции и обряды"

Отзывы читателей о книге "Православные традиции и обряды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.