Владимир Бочаров - Финансы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Финансы"
Описание и краткое содержание "Финансы" читать бесплатно онлайн.
В пособии рассматриваются основные вопросы по тематике курса «Финансы»: экономическое содержание и назначение финансов, управление капиталом, активами и обязательствами, финансовый анализ и многое другое. Второе издание значительно обновлено, рассмотрены вопросы из новой тематики, учтены самые последние изменения российского законодательства.
Книга рассчитана на студентов и будет незаменима при подготовке к экзамену и выполнению дипломных работ по данному курсу.
Вопрос 3
Система (звенья) финансов как объект управления
ОтветИсходя из определения финансов как совокупности денежных отношений, различают понятия «финансовая система» и «система (звенья) финансов» (рис. 2.2).
Финансовая система — совокупность финансовых учреждений страны. Система (звенья) финансов включает:
• государственные (публичные) финансы (бюджетная система, внебюджетные (социальные) фонды, финансы государственных унитарных предприятий, государственный кредит);
• финансы негосударственных организаций (предприятий) различных форм собственности, фондов, объединений и т. п.;
• финансы семейных (домашних) хозяйств.
Рис. 2.2. Подсистемы (звенья) финансов России
Современная бюджетная система РФ, исходя из Бюджетного кодекса РФ, имеет три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Основное назначение данного звена государственных финансов – финансовое обеспечение функций и задач государства и органов местного самоуправления. С бюджетной системой тесно связан другой сектор государственных финансов – финансы государственных и муниципальных предприятий (организаций) и учреждений. Хозяйствующие субъекты данного сектора экономики имеют тесную связь с бюджетной системой (последняя частично формирует их доходы и расходы), а также вступают в тесное взаимодействие с негосударственной и личной сферами системы финансов. Следовательно, этот сектор представляет собой переходный уровень системы финансов, финансирование которого осуществляется по правилам бюджетной системы, а использование финансовых ресурсов – по правилам обычной коммерческой деятельности.
Следующее звено системы финансов – финансы негосударственных субъектов хозяйствования. Их можно условно систематизировать следующим образом:
• финансы коммерческих организаций (предприятий);
• финансы некоммерческих организаций;
• финансы особых субъектов хозяйствования – общественных и религиозных организаций, политических партий и т. п.
Деятельность коммерческих организаций связана с деловым оборотом, а также особенностями и условиями хозяйствования. Это обусловливает ее регулирование нормами Гражданского кодекса РФ, а также специальными законодательными актами (например, Федеральным законом об акционерных обществах). Являясь наиболее крупной и структурно сложной частью финансовой системы, указанная сфера во многом определяет состояние данной системы в России.
Финансовая концепция деятельности коммерческих организаций предполагает систематическое получение прибыли и строится на следующих принципах:
• самостоятельность в принятии финансовых и инвестиционных решений;
• самоокупаемость;
• самофинансирование;
• ответственность за конечный финансовый результат и др.
Сфера личных финансов (в специальной литературе ее часто называют финансами домашних хозяйств) представляет собой специфическую часть финансовой системы любой страны. Располагая значительным потенциалом, который формируют государственные финансы, этот сектор и финансы негосударственных хозяйствующих субъектов имеют собственные доходы (источники средств) и расходы.
К денежным источникам относят:
• заработную плату (оплату труда);
• доходы от предпринимательской деятельности;
• доходы от операций с личным имуществом;
• доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;
• доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и др.
К расходам семейных хозяйств относят:
• налоги и сборы в бюджетный фонд;
• потребительские расходы;
• сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, страхование жизни и имущества, приобретение иностранной валюты и пр.).
Таким образом, с помощью системы решают конкретные экономические и социальные задачи на всех уровнях управления с учетом методологических положений и реальных условий хозяйствования.
Вопрос 4
Финансовое планирование и прогнозирование
Важным методом управления финансами государства и хозяйствующих субъектов являются финансовое планирование и прогнозирование. Планирование определяет решение текущих и будущих проблем и задач. Степень разработанности планов зависит от выбранной исходной базы, информационного обеспечения, квалификации плановиков и аналитиков, многовариантности получаемых результатов и т. д.
Финансовое планирование — составная часть экономического планирования в целом. Оно призвано решать конкретные задачи, связанные с управлением и организацией финансов государства и субъектов хозяйствования. Цель финансового планирования – установить возможные объемы финансовых ресурсов, капитала и резервов на базе прогнозирования величины финансовых показателей. При этом следует учитывать пропорциональность между доходами и расходами, а также внутреннюю структуру финансовых ресурсов, резервов и расходов.
Примерные этапы финансового планирования:
• составление проекта финансового плана (бюджета);
• рассмотрение и утверждение финансового плана;
• исполнение финансового плана;
• своевременная корректировка финансового плана;
• контроль за выполнением показателей финансового плана. Методы финансового планирования следующие.
1. Экономический анализ — определение основных тенденций в динамике натуральных и стоимостных показателей и внутренних резервов государства и субъектов хозяйствования.
2. Нормативный метод — вычисление потребностей субъекта хозяйствования в финансовых ресурсах, капитале и резервах на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов. Нормативы могут устанавливаться:
♦ государством (ставки налогов и сборов, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, поправочные коэффициенты к нормам амортизационных отчислений и т. д.);
♦ самим хозяйствующим субъектом (например, нормы расхода сырья и материалов, нормы и нормативы плановой потребности в оборотных средствах и др.) для контроля за использованием ресурсов и капитала.
3. Балансовые расчеты — прогнозирование поступления и расходования средств на определенную дату в будущем.
4. Денежные потоки — разработка оперативных финансовых планов субъекта хозяйствования (например, бюджет движения денежных средств, платежный баланс).
5. Многовариантные расчеты — разработка альтернативных вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный; критерии выбора могут быть самыми различными.
6. Экономит – математическое моделирование — количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и определяющими их факторами.
Исходя из содержания, назначения и задач финансовое планирование можно классифицировать следующим образом:
1) перспективное планирование (прогнозирование) – на период от 1 года до 3 лет, используется для определения важнейших параметров, пропорций и типов расширенного воспроизводства. Служит главной формой реализации стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов;
2) текущее планирование – на 1 год, рассматривается как составная часть перспективного плана и конкретизация его показателей;
3) оперативное планирование – необходимо для регулирования и контроля за выполнением финансовых показателей в течение календарного года (в помесячном и поквартальном разрезах).
Финансовое прогнозирование — это расчет и обоснование финансовых показателей, которые используют в процессе принятия управленческих решений. Цель финансового прогнозирования – определение объема и источников образования финансовых ресурсов и резервов, а также направлений их использования. Для финансового прогноза часто применяют экспертные оценки.
Самым верхним уровнем финансовых планов является Баланс финансовых ресурсов РФ, который включает все денежные ресурсы, доходы и резервы, находящиеся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Формат финансовых планов, входящих в баланс финансовых ресурсов государства
Этот документ разрабатывают Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ для управления финансами через распределительные процессы, организуемые органами государственной власти. В нем отражены финансовые ресурсы, доходы и резервы государства, хозяйствующих субъектов и граждан, которые распределяют (перераспределяют) в масштабе всей страны. Консолидированный бюджет РФ составляет Министерство финансов РФ в форме сводного баланса, где показывают финансовые ресурсы, доходы и резервы, находящиеся в распоряжении общегосударственных органов управления, и направления их расходования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финансы"
Книги похожие на "Финансы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Бочаров - Финансы"
Отзывы читателей о книге "Финансы", комментарии и мнения людей о произведении.