Александр Ханников - Самара
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Самара"
Описание и краткое содержание "Самара" читать бесплатно онлайн.
Город Самара является административным центром Самарской области. Расположен на левом берегу Волги (Саратовское водохранилище), в среднем ее течении, напротив Самарской Луки, при впадении в Волгу реки Самара. Население – 1,17 млн человек, шестой по численности населения город России. Самара стоит на возвышенном берегу Волги на южных отрогах Сокольничьих гор.
Александр Ханников
Крупнейшие города России: Самара
Город Самара является административным центром Самарской области. Расположен на левом берегу Волги (Саратовское водохранилище), в среднем ее течении, напротив Самарской Луки, при впадении в Волгу реки Самара. Население – 1,17 млн человек, шестой по численности населения город России. Самара стоит на возвышенном берегу Волги на южных отрогах Сокольничьих гор с перепадами высот: от 28 м (берег Волги) до 150–200 м (водораздел рек Волги и Самары). Со стороны Волги преобладают песчаные почвы, со стороны реки Самара – глинистые.
Город вытянут вдоль реки почти на 40 км. Площадь территории города составляет около 541 кв. км. Город образован на новых образованиях, которые лежат на пермских и каменноугольных породах, образовавшихся 240–300 млн лет назад. Рельеф города умеренно всхолмленный. Наибольшей высотой отличается северная часть города (Красноглинский район), в состав которой входят Сокольи горы.
Климат континентальный. От севера к югу городского округа более выражено проявляются черты континентального засушливого климата, что обусловлено различным влиянием речного воздушного потока Волги. Разность среднемесячных летних и зимних температур достигает 34 градуса Цельсия. Средняя температура января – 13 градусов Цельсия, июля +21 градус. Среднегодовая температура +5,6 градусов Цельсия. Абсолютный максимум температуры воздуха в Самаре составляет 40,4 градуса Цельсия в тени. Абсолютный минимум температуры зафиксирован в 1942 году и составляет – 43 градуса Цельсия.
Осадков выпадает около 400–450 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в июне, июле и сентябре. Среднегодовая влажность воздуха – 73 %. Летом преобладает западный ветер, зимой – северный и восточный, весной и летом – юго-западный. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,3 м/с.
Самара – крупный экономический, научно-образовательный и транспортный центр России. Самарский транспортный узел является одним из крупнейших в РФ. Через него проходят кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
Железнодорожный транспорт. Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). Самарский железнодорожный вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России. Фирменными поездами считаются поезда № 9/10 «Жигули» (Самара-Москва) и № 107/108 «Самара» (Самара – Москва – Санкт-Петербург).
В рамках инвестиционной программы ОАО Российские железные дороги разрабатываются планы реализации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Москвой, Самарой и Саратовом. К 2018 году планируется создать скоростную железнодорожную трассу на участке Москва – Самара. По предварительным расчетам, скоростной поезд Москва – Самара – Москва будет двигаться со скоростью 250 км/ч и преодолеет это расстояние за 5 часов.
Автомобильный транспорт. По территории города и области проходят автомобильные трассы общегосударственного значения:
По трассе Москва – Самара – Уфа – Челябинск автомобильным транспортом перевозят грузы из Европы на Урал и Сибирь;
Трасса Самара – Уральск – Актюбинск – Шымкент служит для транспортной связи с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии.
Региональное значение имеют дороги: Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград, объезд Самары, подъезд к Чапаевску; Самара – Ульяновск – Димитровград – Самара; Самара – Бугуруслан; Волгоград – Саратов – Самара.
Международное и междугороднее автобусное сообщение осуществляется с Москвой, Баку, Казанью, Йошкар-Олой, Оренбургом, Пермью, Ульяновском, Саратовым.
Авиационный транспорт. В Самаре имеются несколько аэродромов: Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов;
Безымянка – экспериментально-испытательный аэродром авиационного завода Авиакор, расположен на восточной окраине Самары в 12 км от центра города, в 4 км от железнодорожной станции; Смышляевка – аэропорт местных воздушных линий. Расположен на восточной окраине города в 15 км от центра. Кряж – военный аэродром, расположенный на юго-западной окраине города.
Водный транспорт. Самарский речной порт является крупнейшим транспортным узлом в Среднем Поволжье России. Географическое положение порта, граничащее с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Черного, Каспийского и Средиземноморских морей. Водные транспортные пути, позволяющие принимать суда системы «река-море», имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы.
Самарский речной вокзал и ряд дебаркадеров обслуживает поток пассажирского транспорта по многим направлениям, основным из которых является линия «Самара – Проран – Рождествено». Оно обслуживается как пассажирскими судами, так паромами. Навигация по этому направлению в зимний период осуществляется судами на воздушной подушке.
История города. Самара основана в 1586 году как сторожевая крепость Русского государства. В это время по приказу царя Федора Иоанновича на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок.
До начала строительства крепости московское правительство вело переговоры с ногайским мурзой, мотивируя строительство исключительно целями защиты ногайцев от бандитских нападений. После смерти Ивана Грозного правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке государства. В числе прочих было намечено построить городки на реках Волге и Уфе, среди которых значилась и Самара.
В 1585 году в Самарское урочище прислали подъячих. Они осмотрели местность, выбрали место для строительства крепости, составили чертежи и сметы. Указ возглавить экспедицию для строительства крепости был послан в конце 1585 – начале 1586 годов алатырскому воеводе князю Григорию Засекину, происходившего из древнего рода Ярославских князей, ведущих свой род от Владимира Мономаха. Князь Засекин был первым Самарским воеводой и основателем крепости.
Основными целями возведения крепости являлись: контролирование огромной территории среднего течения Волги и устья Самары; планомерное ведение завоевания земель; защита Руси от набегов кочевников; обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.
Крепость возвели на месте, где позднее была расположена Хлебная площадь. Первыми жителями были стрельцы, пушкари, воротники и иные служилые люди, которые охраняли крепость от нападений. До наших дней крепость не сохранилась, однако в 1986 году, когда крепости исполнилось 400 лет, в память об этой исторической дате, на углу Водников и Кутякова были возведены сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости, и фрагмент стены с памятной доской.
В 1600 году в городе была устроена таможня. В 1670–1671 и 1773–1775 годах Самара была одним из очагов восстаний С.Т. Разина и Е.И. Пугачева. В 1688 году Самара получила права города и стала военной пограничной базой и центром торговли с Востоком.
При Петре I с 1708 года Самара находилась в составе Казанской, с 1718 в составе Астраханской губерний. В то время в Самаре насчитывалось 210 дворов. В 1740-е годы Самара стала центром размещения Оренбургской экспедиции, целью которой было создание городов Оренбурга и Ставрополя.
С 1780 года Самара становится уездным городом Симбирского наместничества. Вскоре в Самаре открылись уездные присутственные места: городническое правление, магистрат, казначейство, дворянская опека, уездный, земский и сиротские суды и др. В конце 1850 император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о Создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч человек.
В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога. Самарская пристань считалась одной из лучших на Волге. Каждый год с нее уходило и сюда же прибывало до тысячи судов с различными грузами.
Со второй половины XIX века в Самаре начинает развиваться мукомольная промышленность. К началу ХХ века Самара, наряду с Нижним Новгородом и Саратовым, стала крупнейшим центром переработки зерна в России. В городе велась торговля зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, верблюжьим сукном, скотом. Каждый год проводились три ярмарки.
К 1916 году в Самаре проживало 150 тысяч человек. В это время в Российской империи Самарская губерния стояла на первом месте по количеству собираемой пшеницы. Активная торговля колониальными, мануфактурными и другими товарами осуществлялись в 375 лавках. Каждую неделю на двух площадях проводились базары.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самара"
Книги похожие на "Самара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ханников - Самара"
Отзывы читателей о книге "Самара", комментарии и мнения людей о произведении.