Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рядовое время: Недели I – XII"
Описание и краткое содержание "Рядовое время: Недели I – XII" читать бесплатно онлайн.
Третья книга из цикла «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» включает размышления на I–XII неделю рядового времени литургического года между пасхальным и рождественским периодами.
Читатели во всем мире оценили огромную духовную пользу этих размышлений и они многократно переиздавались на разных языках.
Мы попросим Господа преобразить наше сердце, провести коренную переоценку тех критериев счастья и несчастья, которыми мы привыкли руководствоваться. Мы несомненно почувствуем себя счастливыми, если только позволим Богу действовать в нашей жизни и примем благую весть Евангелия.
Это касается и положения людей, сумевших достичь в этой краткой жизни вершины успеха. Богача нельзя считать счастливым лишь потому, что он богат, замечает святой Василий Великий. То же можно сказать и о правителе с его властью и влиянием, и о силаче с его физическим здоровьем, и о мудреце с его всесторонней компетентностью. Все это, в случае умелого использования, может стать инструментом добродетели, но само по себе не приносит счастья[336]. Мы знаем, как часто эти блага, будучи используемы не по назначению, вопреки воле Божией, становятся проклятием и для самого их владельца и для других людей. В любом случае в сердце, в котором нет Господа, прочно водворятся неудовлетворенность и печаль.
Все человеческие пути к счастью, несовместимые с волей Божией и не отмеченные Учителем, приводят, в конечном счете, к одиночеству и скорби. Опыт очень многих людей, не желавших слушать Бога, обращавшегося к ним неоднократно и в многообразных формах, вполне однозначен: вне Бога прочного и длительного счастья просто не существует! Вдали от Господа можно найти лишь “горькие ягоды”. Все кончается как у блудного сына, покинувшего отчий дом: остается лишь пасти свиней и наполнять чрево рожками[337].
По-настоящему счастлив лишь тот, кто ищет Христа, кто воспитывает в себе стремление к святости. Во Христе можно найти все блага, необходимые для подлинного счастья. “Laetatur cor quaerentium Dominum – Да веселится сердце ищущих Господа”. Вот он, свет – чтобы ты разглядел, откуда твоя печаль[338].
Если мы мало радуемся, то не потому ли, что не ищем Господа: на работе, в кругу нашего общения, в переживаемых трудностях? Не потому ли, что не умеем еще отрешиться от земного? Да веселится сердце ищущих Господа!
Четвертое Рядовое Воскресенье
Год B
26. Рабство греху
1. Христос пришел освободить нас от рабства греху и дьяволу.
2. Зло, связанное с грехом.
3. Исповедь как освобождение. Борьба с повседневными грехами.
26.1 Евангелие сегодняшней Божественной Литургии[339] повествует об исцелении бесноватого. Изгнание нечистого духа – как раз на него указывает имя Ваал или Веельзевул, приписываемое в Священном Писании сатане[340], – является еще одним знамением пришествия Мессии, чья миссия – освободить людей от страшного рабства: греху и дьяволу.
Одержимый житель Капернаума кричит: Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Боже. А Иисус сурово повелел нечистому духу: замолчи и выйди из него. И все ужаснулись.
Не исключено, замечает папа Иоанн Павел II, – что в некоторых случаях дух зла воздействует не только на материальные предметы, но и на человеческое тело, а потому речь может идти об ”одержимости дьяволом”[341]. Распознать вмешательство сверхъестественных сил в каждом конкретном случае не так-то просто. Церковь решительно возражает против упрощений и противостоит тенденции приписывать все необъяснимые факты непосредственному вмешательству дьявола. Однако в принципе нельзя отрицать, что в своем стремлении вредить и причинять зло сатана может зайти весьма далеко[342].
Дьявольской одержимости, согласно свидетельствам Евангелий, обычно сопутствуют патологические симптомы: эпилептические припадки, глухота, немота… Одержимые часто теряют контроль над собой, над своими движениями и словами. Иногда они превращаются в настоящие орудия дьявола. Как раз по этой причине чудеса, творимые Господом и являющие пришествие Царствия Божия, связаны с изгнанием дьявола за его пределы: Ныне князь мира сего изгнан будет вон[343]. Семьдесят учеников, возвращаясь к Иисусу, очень довольны результатами своей апостольской миссии. Они говорят Учителю: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. А Господь отвечает им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молния[344].
С момента пришествия Христа дьявол, хотя и сопротивляется, но отступает. Однако его сила все еще велика, а его присутствие тем более реально, чем более отдельные люди и все общество отдаляются от Бога[345]. Совершая смертный грех, многие люди попадают в рабство дьяволу[346]. Они лишаются Царствия Божия и оказываются в царстве зла и тьмы. Так или иначе, многие становятся орудиями злого духа, действующего в мире. Это – самая худшая разновидность рабства. Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха[347]. Господство дьявола может проявляться в различных формах, иногда – не в столь ярких, как в евангельские времена, на первый взгляд, не выходящих за пределы “нормального”.
Нам необходимо бодрствовать. Только так мы сможем распознать ловушки искусителя и успешно избежать их. Нельзя забывать, что, вследствие первородного греха, мы находимся во власти страстей и подвержены атакам похоти и дьявола: мы проданы греху[348]. Вся жизнь человека – и индивидуальная, и коллективная – оказывается драматической борьбой между добром и злом, между светом и тьмой. Более того: человек видит, что собственными силами он не способен успешно побороть нападения зла, так что каждый чувствует, что он словно связан цепями[349]. А посему нам следует обратить особое внимание на последнее из прошений, которым научил нас Христос в молитве “Отче наш”: и избавь нас от лукавого. Необходимо удерживать похоть в заданных границах и, с помощью Божией, преодолевать внушения дьявола, который, словно бы из укрытия, постоянно склоняет нас ко греху.
Кроме того, отталкиваясь от конкретных исторических фактов, о которых говорит Евангелие, мы, просвещенные светом веры, можем считать “одержимым” всякого грешника. Если же он изъявляет желание вновь обратиться к Богу, следует помочь ему освободиться от сатаны и греха: ведь Иисус пришел освободить нас не от чужеземных врагов, но от дьявола; не от физического рабства, но от духовного зла[350].
Господи, освободи нас от Зла, от Духа Зловредного; не введи нас в искушение. Соделай, по бесконечному милосердию Твоему, чтобы мы не были неверными по наущению того, кто был неверным от начала[351].
26.2 Оскорбление Бога – это реальность. Христианин с легкостью может обнаружить рубцы, причиненные злом. Он понимает, что мир порабощен грехом[352]. Церковь учит нас, что имеют место смертные по своей природе грехи (они приводят к смерти духовной и лишают нас жизни по благодати), и грехи повседневные: они не подразумевают радикального разрыва с Богом, но затрудняют возрастание в христианских добродетелях и способствуют появлению тяжких грехов.
Апостол Павел напоминает нам, что мы куплены дорогою ценою[353] и решительно призывает избегать возвращения в рабство. Нам следует быть искренними перед самими собой, чтобы не повторять старых ошибок. Кроме того, необходимо постоянно пробуждать в душе стремление к святости. Первым и необходимым условием избавления от этого зла, (…) является постоянно осознаваемое чувство активного отвращения ко греху. Душою и сердцем мы должны чувствовать ужас перед грехом смертным. Также необходимо воспитать в себе естественную ненависть к мелким, но сознательно совершаемым грехам – к тем незначительным отклонениям от истинного пути, которые хоть и не лишают нас благодати Божией, но все же ослабляют нити, связующие нас с Господом[354].
Тяжкий грех – это самое большое несчастье, которое может выпасть на долю христианина. Если же христианин руководствуется любовью, все без исключения служит прославлению Бога и благу ближних, все земные реалии освящаются: и семья, и профессиональная деятельность, и спорт, и политика… И наоборот, если христианин позволяет дьяволу увлечь себя, совершенный грех расстраивает мировую гармонию: мир отдаляется от Бога, и в нем начинают происходить ужасные вещи. Попросим Господа даровать нам чуткую совесть: тогда мы не станем оправдывать себя, не позволим, чтобы оскорбление Бога превратилось в привычку, но будем испытывать к этому греху отвращение. Нам следует, вместе с пророком Иеремией, с глубоким раскаянием взывать: Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды[355]. Зло греха заключается в том, что люди, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца[356].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рядовое время: Недели I – XII"
Книги похожие на "Рядовое время: Недели I – XII" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели I – XII"
Отзывы читателей о книге "Рядовое время: Недели I – XII", комментарии и мнения людей о произведении.