Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Международное гуманитарное право"
Описание и краткое содержание "Международное гуманитарное право" читать бесплатно онлайн.
Учебник призван послужить единой методологической основой для изучения международного гуманитарного права как в рамках изучения курса «Международное право», так и специального учебного курса.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник вуза должен знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.
Учебник предназначен для студентов юридических факультетов вузов, аспирантов, преподавателей и научных работников, занимающихся проблемами международного права. Он также может быть использован в системе правовой подготовки различных категорий государственных служащих.
483
Как указано в Обзоре МИД России, опубликованном в марте 2008 г., «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в
2007 году», российские миротворцы были задействованы в 12 из 22 операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН (в среднем 290 человек, 44-е место из 119 стран-поставщиков контингентов). Их опыт и личные качества, надежность российской техники и вооружений получили высокую оценку Секретариата ООН.
484
The Blue Helmets. A Review of United Nations Peace-keeping. 2nd ed. UN DPI. —N.Y, 1990.– P. 4, 5.
485
Так, миссия «по наблюдению за соблюдением прекращения огня на Ближнем Востоке», размещенная в Ливане, на Синайском полуострове и Голанских высотах после первой арабо-израильской войны, не предотвратила ни одну из последующих войн (1956,1967,1973, 1982 г.), дополнительная миссия в Ливане не помешала продолжению гражданской войны в этой стране и многочисленным вторжениям войск Сирии и Израиля на ее территорию. Миссия в Кашмире не помешала Индии и Пакистану вести крупномасштабные войны в 1965 и 1971 г. и перманентные столкновения в течение всего периода с 1947 г. Миссия ООН на Кипре не предотвратила войну 1974 г. и фактический распад страны. Миссия в Анголе, проводившаяся с 1991 г., была выведена из страны в 1998 г. в связи с возобновлением гражданской войны, которую миссия была призвана предотвратить. Эта война закончилась победой правительственных войск, но мировое сообщество тут оказалось совершенно ни при чем.
486
Даг Хаммаршельд был Генеральным секретарем ООН с апреля 1953 г. по сентябрь 1961 г. Погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах входе проведения операции по поддержанию мира в Конго(1961 г.).
487
В ситуации, сложившейся, например, в Руанде, должностные лица Секретариата ООН не смогли заранее предупредить Совет Безопасности о планах экстремистов уничтожить тысячи тутси и умеренных хуту. Когда начался геноцид, страны, предоставившие войска, отозвали свои миротворческие контингенты, а Совет Безопасности, поддавшись давлению США, не принял надлежащих мер реагирования. В Боснии и Герцеговине деятельность ООН по поддержанию мира и защите гуманитарной помощи стала заменителем политических и военных мер, которые могли бы остановить этническую чистку и геноцид. Если говорить о Косово, то паралич, охвативший Совет Безопасности, привел к тому, что НАТО стало действовать в обход ООН. Лишь однажды в 90-е годы – в ситуации с Восточным Тимором – Совет Безопасности, отреагировав на настоятельный призыв Генерального секретаря, объединил свои усилия с усилиями национальных правительств и региональных субъектов, чтобы быстро оказать совместное давление, благодаря которому удалось остановить массовое истребление людей. См.: Овчинский B.C. Криминология нового мирового беспорядка//Журнал российского права. – 2005. – № 8.
488
Первым опытом такой операции формально стал вооруженный конфликт в Корее 1950–1953 гг., когда силы ООН отражали нападение КНДР на Республику Корея. Следующее «принуждение к миру» случилось только по окончании холодной войны. Под флагом ООН были проведены операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракской оккупации (успешно) и операция «Возрождение надежды» по прекращению гражданской войны в Сомали (неудачно, контингент втянулся в войну, понес серьезные потери и вынужден был эвакуироваться). «Миротворческие» операции в бывшей Югославии проводились уже практически исключительно силами НАТО, которые слегка «разбавлялись» контингентами из других стран. При этом совершенно очевидно, что собственные политические интересы для стран НАТО полностью доминируют над задачей установления мира.
489
См.: Шрага Д., Заклин Р. Применимость международного гуманитарного права к операциям ООН по поддержанию мира: понятийные, правовые и практические вопросы. – С. 42.
490
Под гуманитарными силовыми операциями ООН следует понимать принудительные меры ООН, которые связаны с использованием вооруженной силы, осуществляемые на основе Главы VII Устава ООН и в рамках резолюций Совета Безопасности ООН в целях обеспечения соблюдения принципов международного права, в случае, если масштабы и серьезность их нарушений в конкретном государстве представляют собой нарушение международного мира или угрозу миру, а официальные власти этого государства не в состоянии (или не желают) самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию.
491
Операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ I) была начата как акция по оказанию гуманитарной помощи на основании Резолюции 751 (1992 г.) СБ ООН, принятой в соответствии с гл. VI Устава ООН. Позднее на смену силам ЮНОСОМ I пришли так называемые Специальные объединенные силы (Unified Task Force – ЮНИТАФ), уполномоченные согласно гл. VII Устава ООН использовать все необходимые средства в целях создания безопасных условий для проведения гуманитарных операций в Сомали (SC. Res. 794(1992)), а затем, после переходного периода, была начата более масштабная операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ II) на основании Резолюции 814 (1993 г.) в соответствии с разделом VII Устава ООН.
492
В ситуации, возникшей на территории бывшей Югославии, пришлось прибегнуть к резолюциям, принятым на основании разд. VII Устава ООН, с целью: обеспечить поставку гуманитарной помощи (SC. Res. 770 (1992); запретить полеты в воздушном пространстве Республики Босния и Герцеговина, а также обеспечить соблюдение этого запрета (SC. Res. 816 (1993)); объявить так называемые зоны безопасности свободными от вооруженных нападений и от любых иных враждебных актов (SC. Res.824 (1993)); уполномочить СООНО на выполнение их мандата и на то, чтобы эти силы, действуя в целях самообороны, использовали все необходимые средства, включая и применение военной силы, в ответ на бомбардировки зон безопасности (SC. Res. 836 (1993)).
493
Параллельно Миссии ООН по оказанию помощи в Руанде (МООНПР), учрежденной на основании Резолюции 872(1992) СБООН, Совет Безопасности ООН, действуя на основании разд. VII Устава ООН, уполномочил государства – члены ООН учредить временную операцию под национальным командованием и контролем (операция «Бирюза») с целью содействовать защите и обеспечению безопасности перемещенных лиц, беженцев и гражданских лиц, чья жизнь находится под угрозой (SC. Res.929 (1994)); также см. Резолюцию 940 (1994) СБ ООН, посредством которой Совет Безопасности ООН, действуя на основании разд. VII Устава ООН, поручил государствам – членам ООН сформировать многонациональные силы под объединенным командованием и контролем, а также использовать все необходимые средства для того, чтобы содействовать депортации из Республики Гаити членов ее военного руководства, скорейшему возвращению туда законно избранного президента и восстановлению законной власти правительства Гаити.
494
Несмотря на то что решения о проведении операций по поддержанию мира в Таджикистане, Абхазии и Грузии принимались коллективно главами стран СНГ, фактически эти операции проводились только силами России. Коллективные миротворческие силы были укомплектованы российскими военнослужащими в Абхазии и Южной Осетии на 100 %. Отсутствовало единство и в подходах к созданию в государствах Содружества на постоянной основе национальных формирований для использования в операциях по поддержанию мира. Позиция Казахстана, Узбекистана и Украины заключалась в придании им статуса резервных сил ООН и предполагала их участие только в операциях, проводимых под эгидой ООН, а Украина не исключала возможности их участия и в операциях под эгидой ОБСЕ.
495
См.: Терентьев В.Н. На ООН надеяться не приходится // Воин Содружества. – 1998. – № 1. – С. 36.
496
Самооборона в данном случае рассматривается как «сопротивление любым попыткам помешать насильственными средствами силам ООН выполнить их обязанности в соответствии с мандатом, полученным ими от Совета Безопасности ООН». (См.: UN Doc. S/12611. – P. 61.)
497
Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (СЗ РФ. – 1995. – № 26. – Ст. 2401; Российская газета. – 1995. – № 125) определяет порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые СБ ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений РФ, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров РФ и не являющиеся согласно Уставу ООН принудительными действиями (миротворческая деятельность), а также международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Международное гуманитарное право"
Книги похожие на "Международное гуманитарное право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право"
Отзывы читателей о книге "Международное гуманитарное право", комментарии и мнения людей о произведении.