» » » » Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право


Авторские права

Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право
Рейтинг:
Название:
Международное гуманитарное право
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-7205-1079-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Международное гуманитарное право"

Описание и краткое содержание "Международное гуманитарное право" читать бесплатно онлайн.



Учебник призван послужить единой методологической основой для изучения международного гуманитарного права как в рамках изучения курса «Международное право», так и специального учебного курса.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник вуза должен знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

Учебник предназначен для студентов юридических факультетов вузов, аспирантов, преподавателей и научных работников, занимающихся проблемами международного права. Он также может быть использован в системе правовой подготовки различных категорий государственных служащих.






Рассмотрим подробнее указанные нами четыре кризисных ситуации, которые могут характеризоваться как «международный вооруженный конфликт».

Практические и теоретические трудности при определении понятия международного вооруженного конфликта возникают прежде всего в следующих ситуациях: 1) когда угнетенная нация или народ поднимается на борьбу против колониального, расистского режима или иностранного господства; 2) при вооруженном конфликте в одном государстве, в котором в той или иной степени участвует третья сторона – другое государство. Многими исследователями эти ситуации характеризуются как «локальные войны»[336]. Важность исследования этих двух ситуаций диктуется теми обстоятельствами, что они составляют одну важную двуединую проблему относительно, во-первых, квалификации национально-освободительной борьбы и, во-вторых, перехода немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт.

1. Борьба угнетенной нации или народа, признанных воюющей стороной[337], против колониального, расистского режима или иностранного господства (насильственной оккупации), в осуществление своего права на самоопределение (национально-освободительная война).

Национально-освободительные войны[338] – это категория международных вооруженных конфликтов, появившаяся в международном праве 20 декабря 1965 г., когда ГА ООН в резолюции 2105 (XX) признала «законность борьбы, которую народы, находящиеся под колониальным господством, ведут для осуществления своего права на самоопределение и независимость…»[339]. В национально-освободительных войнах народы ведут борьбу против: колониального господства, иностранной оккупации, расистских режимов. Становится субъектом международного права: 1) народ, право которого на самоопределение признано ООН[340], а именно: а) народы неавтономных территорий (народы колоний)[341], т. е. территорий, географически отдельных и отличных в этническом и культурном плане от страны, которая ею управляет, и которая произвольно поставлена в положение или состояние подчинения[342]; б) народы территорий под опекой[343]; 2) народ, борющийся против насильственной иностранной оккупации, т. е. с иностранным государством, подчинившем своему влиянию всю либо часть территории и осуществляющим властные функции[344]; 3) народ, борющийся против расистского режима, осуществляющего политику апартеида[345] (расовой сегрегации).

Критериями национально-освободительного движения являются следующие: а) реальность существования движения; б) значительная поддержка населения; в) территориальное укоренение; г) признание соответствующей ММПО; д) интенсивность борьбы; е) контроль части территории государства; ж) обладание собственными вооруженными силами, подчиненными внутренней дисциплинарной системе.

Дополнительный протокол 11977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. содержит определение международного вооруженного конфликта (п. 4 ст. 1). К нему относятся и такие ситуации, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение». Из признания национально-освободительных войн международными вооруженными конфликтами следует, что на них должно распространяться действие норм МГП. Вместе с тем особую сложность представляет проблема, заложенная в механизме присоединения к Дополнительным протоколам 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Согласно ст. 92 Дополнительного протокола I он может быть подписан только участником четырех Женевских конвенций, присоединиться к Дополнительному протоколу I также может только участник Женевских конвенций (ст. 94), для национально-освободительных движений не предусматривается и процедура ратификации (ст. 93). Выход, казалось бы, указан в самом Дополнительном протоколе I. Пункт 3 ст. 96 указывает, что «власть, представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких Договаривающихся Сторон в вооруженном конфликте типа упомянутого в п. 4 ст. 1, может взять на себя обязательство применять конвенции и настоящий Протокол в отношении такого конфликта путем одностороннего заявления, адресованного депозитарию». Анализ понятия «одностороннее заявление», проведенный Р.А. Каламкаряном[346], позволяет сделать выводы о наличии определенных последствий в отношении конкретного конфликта: а) для власти, представляющей народ (как стороны, находящейся в конфликте) и взявшей на себя обязательство применять четыре Женевские конвенции и Протокол путем одностороннего заявления, они вступают в силу немедленно; б) после заявления упомянутая власть получает точно такие же права и принимает на себя те же самые обязательства, которые имеют участники Женевских конвенций и Протокола; в) после заявления положения Женевских конвенций и Протокола являются обязательными для всех сторон, находящихся вданном конфликте. До подобного одностороннего заявления вооруженный конфликт должен регулироваться либо Дополнительным протоколом II, либо ст. 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г.

2. Внутригосударственный вооруженный конфликт, в котором на стороне повстанцев участвует третья сторона – другое государство (эскалация немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт – «интернационализированный международный конфликт»), когда иностранное вмешательство позволяет повстанцам вести боевые действия[347]. Формами вмешательства (участия)[348] иностранного государства являются: 1) направление (засылка) войск для действий в интересах повстанцев (правительства или властных структур, созданных повстанцами); 2) направление военных советников (технических экспертов), которые действуют в качестве представителей иностранного государства, подчиняясь его воле, а не как частные лица, и их непосредственное участие в боевых действиях (в том числе консультирование по вопросам выбора стратегических или технических решений); 3) посылка наемников и добровольцев (либо допущение выезда таких лиц (волонтеров) для оказания помощи), если они de facto действуют как представители государства, из которого прибыли; 4) оказание технической или экономической помощи (финансовыми средствами либо военным снаряжением, средствами тылового обеспечения, сырьем), способной оказать существенное влияние на исход внутригосударственного вооруженного конфликта. При этом вмешивающееся государство указанные действия осуществляет открыто и несет ответственность за них.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством в самом начале носит на себе отпечаток внутреннего конфликта и лишь по мере его эскалации может быть охарактеризован как международный. При этом должен иметь место ряд существенных моментов. Во-первых, необходимо учитывать цели, за осуществление которых сражаются повстанцы: а) если борьба направлена против колониального или расистского режима, то она сама по себе носит международный характер; б) если повстанцы осуществляют свое право на самоопределение, то их борьба тоже будет носить характер международного вооруженного конфликта. Во-вторых, признание повстанцев «воюющей стороной» выводит их из изоляции, они получают выход на международную арену по следующим признакам:

а) признание законным правительством государства, на территории которого возник вооруженный конфликт, отделяющейся части в качестве самостоятельного субъекта международного права, а повстанцев – в качестве воюющей стороны[349]; б) признание повстанцев[350] воюющей стороной[351] другим государством (третьей стороной). Правовая оценка вооруженного конфликта меняется в зависимости от объема признания со стороны другого государства. Если повстанцы признаются в качестве воюющей стороны и им оказывается помощь, то внутренний конфликт тем самым перерастает в международный вооруженный конфликт и в этом случае начинают действовать все нормы МГП. Если же другое государство (третья сторона) оказывает помощь центральному правительству, то конфликт, в принципе, не перерастает в международный; в) признание повстанцев со стороны ООН или региональных международных организаций[352].

При этом театр военных действий распространяется на территорию вмешивающегося государства, когда вмешательство соответствует критериям вооруженной агрессии, а государство, подвергшееся иностранному вмешательству, получает право на самооборону.

Проведенный анализ не позволяет экстраполировать в полной мере приведенные теоретические положения на те фактические обстоятельства, которые имели место в августе 2008 г. на территории Грузии. Российское участие не было вмешательством в грузинский внутригосударственный вооруженный конфликт, это была операция по принуждению к миру. Иная квалификация могла иметь и иное развитие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Международное гуманитарное право"

Книги похожие на "Международное гуманитарное право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Батырь

Вячеслав Батырь - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Батырь - Международное гуманитарное право"

Отзывы читателей о книге "Международное гуманитарное право", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.