» » » » Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов


Авторские права

Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Теория государства и права: Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-7205-0684-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государства и права: Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Теория государства и права: Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом курса «Теория государства и права» и с учетом современных достижений российских правоведов по общим проблемам государства и права.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех интересующихся теорией государства и права.






Нейтрально относится право и к части моральных норм. Право, например, не вторгается с сферу отношений, основанных на дружбе и любви, личных взаимоотношений супругов, относя подобные отношения к сфере морали и обычаев. Оно допускает их существование, не заботясь о результатах их действия и возникающих на основе этих норм отношений. Таково взаимоотношение права и норм морали и обычаев, которые не оказывают заметного влияния на правовое регулирование в обществе и реализацию норм права в конкретных отношениях.

Принципиально иными являются отношения права и тех норм морали, обычаев, которые действуют в сфере правового регулирования.

Право закрепляет, охраняет и защищает от нарушений моральные нормы, признаваемые и разделяемые обществом в целом или большей частью его членов. Так называемая общечеловеческая мораль, основанная на принципах гуманизма, солидарности, взаимопомощи, уважения прав и свобод человека, справедливости, определяет содержание и направленность права, большинства его норм. Современное государство, устанавливая и закрепляя новые нормы права, не может покушаться на общечеловеческие ценности, освященные моралью и закрепленные международными актами и национальным законодательством (право человека на жизнь, его свобода, равенство людей перед законом).

В силу тесного взаимодействия права и морали, обычаев определенную часть норм права можно понимать и применять лишь с учетом соответствующих социальных норм. Только мораль позволяет раскрыть понятие действий, порочащих честь и достоинство человека, охраняемых нормами гражданского и уголовного законодательства. Моральные оценки явного неуважения к общественному порядку являются основанием для квалификации аморальных действий как хулиганства. В гражданско-правовых отношениях широкое применение находят обычаи делового оборота.

В названных и иных случаях нормы права являются «бланкетными», поскольку связывают свое содержание с состоянием морального сознания общества, его оценками, существующими на момент применения норм права. Причем моральные нормы и оценки в процессе действия правовых норм могут претерпевать изменения и порой весьма значительные. Соответственно меняется и действие нормы права. Например, в недалеком прошлом в СССР появление человека без одежды в общественных местах признавалось аморальным, квалифицировалось как особый цинизм и влекло уголовную ответственность за хулиганство. За последнее время моральные устои россиян в этом вопросе значительно демократизировались, а поэтому подобные действия будут признаны либо административным проступком либо деянием, вообще не влекущим правовых последствий.

Наряду с отношениями взаимодействия, сотрудничества между правом и моралью, обычаями могут существовать достаточно глубокие противоречия. Мораль и основанные на ней оценки отдельных социальных групп могут не совпадать с направленностью и содержанием норм права. Граждане разделяют ценностные ориентации и имеют интересы, не совпадающие с ориентациями и интересами, защищаемыми правом. Конфликт права морали и обычаев происходит по ряду объективных и субъективных причин.

Во-первых, в обществе существует антисоциальная мораль лиц, занимающихся совершением преступлений, которая принципиально противоречит действующим нормам права и оправдывает систематические их нарушения.

Во-вторых, в обществе отдельные социальные слои, группы могут одобрять и поддерживать регрессивные моральные нормы и обычаи, которые в современных условиях признаются устаревшими, препятствующими дальнейшему развитию общества. Это, например, обычаи и мораль, отражающие устаревшие взгляды на положение в обществе женщин, на взаимоотношение представителей различных национальностей, религий и др.

В-третьих, государство может закреплять нормы, которые противоречат моральным нормам и ценностным ориентациям отдельных социальных групп. Подобные ситуации возникают в трех случаях: а) государство сохраняет устаревшие нормы, которые не соответствуют современному состоянию в развитии общественных отношений и осуждаются моральными нормами; б) государство осуществляет социальные реформы и на какой-то момент обгоняет действующую в обществе мораль, ориентированную по преимуществу на прежние правовые и социальные порядки; в) государственный орган допускает «правотворческую ошибку» и возводит в ранг права нормы, посягающие на ценности, защищаемые моралью.

Государство принимает активные, хотя и не всегда результативные меры по устранению конфликта между правовыми установлениями и нормами морали, обычаями. Оно привлекает к ответственности лиц, совершающих правонарушения, осуществляет правовую пропаганду действующих в обществе законов, отменяет устаревшие нормы права.

Конкретные формы взаимосвязи права и иных социальных норм в конечном итоге определяются экономическим и политическим уровнем развития общества, состоянием политической и правовой культуры общества, политическим режимом в стране. Наибольшая гармония социальных норм достигается в обществе и государстве, стремящемся к максимально полному развитию прав и свобод человека, созданию необходимых условий для активного и творческого участия в делах общества каждого ее члена.

4. Источники права

Нормы права как общеобязательные правила, подлежащие исполнению широким кругом лиц, должны быть знаемы ими. Поэтому государственные органы, принимая то или иное нормативно-правовое предписание, должно, во-первых, изложить его в форме, доступной для восприятия другими лицами, и, во-вторых, обеспечить возможность ознакомления с ним самых широких слоев населения, организаций и иных лиц.

Способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права. Современная нормотворческая практика знает следующие источники права: 1) нормативно-правовой акт, 2) судебный прецедент, 3) правовой обычай, 4) нормативный договор, 5) религиозные тексты.

Нормативно-правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов принимают органы государства или должностные лица. В число таких актов входят законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государства, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства.

Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полномочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предписаний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправления широкими полномочиями в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции.

Разновидностью нормативно-правовых актов являются также уставы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов учредители предприятия, организации разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников организаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняются от нарушений органами государства.

Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Так, в Англии решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижестоящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не связаны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих категорий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически совмещают функции правотворческого и судебного органа, что противоречит основному принципу организации и деятельности государственных органов – принципу разделения властей. В Российской Федерации, равно как и в Германии, Франции и других странах континентальной Европы, судебный прецедент в качестве источника права не применяется.

Особой формой права выступает правовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отношений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государства и права: Учебник для вузов"

Книги похожие на "Теория государства и права: Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Сырых

Владимир Сырых - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Теория государства и права: Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.