» » » » Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов


Авторские права

Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Теория государства и права: Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-7205-0684-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государства и права: Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Теория государства и права: Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом курса «Теория государства и права» и с учетом современных достижений российских правоведов по общим проблемам государства и права.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех интересующихся теорией государства и права.






В настоящее время республиканская форма правления имеет более широкое распространение, нежели монархия. В зависимости от того, какой орган государства формирует правительство, осуществляет руководство им, выделяют три вида республик – парламентские, президентские и смешанные.

Парламентские республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе всеобщих выборов при тайном голосовании. Правительство формируется партией (партиями), располагающей большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государства – президент – избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. К числу республик парламентского типа относятся Австрия, Италия, Швейцария.

В президентских республиках президент наделяется полномочиями главы государства и правительства. Он избирается населением страны и сосредоточивает в своих руках весьма широкие полномочия в политической, экономической и военной сферах. Президент самостоятельно формирует правительство. У парламента отсутствует право на объявление вотума недоверия правительству, поскольку оно ответственно только перед президентом. Примерами президентских республик могут служить Франция и США.

В современном мире имеются государства-республики, в которых правительство формируется с участием и президента, и парламента. В теории государства и права такие республики принято называть смешанными. Например, в Португалии Премьер-министр назначается Президентом Республики после консультаций с политическими партиями, представленными в парламенте страны. Кроме того, сформированное правительство может приступить к исполнению своих обязанностей лишь после того, как парламент Португалии утвердит программу Правительства. Если парламент программу не утверждает, то Правительство уходит в отставку.

Республиканская форма правления имеет ряд преимуществ перед монархией и, следовательно, наибольшие перспективы на сохранение в будущем. Возможность населения страны непосредственно формировать высший орган государства, его периодическая сменяемость и подотчетность населению – все это наиболее полно соответствует принципам демократии, привлечению населения к управлению делами государства и общества и максимально снижает шансы отдельных органов или должностных лиц узурпировать государственную власть, установить в стране режим террора и грубейших нарушений прав человека.

В связи с этим достаточно комичной выглядит агитация средств массовой информации Российской Федерации и некоторых политических деятелей за восстановление в России монархии, за передачу власти кому-либо из дальних родственников последнего царя России Николая II. Полагая, что русскому народу необходим единоличный «хранитель его духа и традиций», сторонников монархии нисколько не смущает тот факт, что предлагаемый хранитель из иностранцев не только не знает «народного духа», но и в лучшем случае весьма плохо говорит по-русски.

3. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства характеризует связи, которые существуют между центральными органами государства и его органами, осуществляющими управление территориями страны.

История государства знает три способа деления населения по территориальному признаку: административно-территориальные единицы (районы, округа, кантоны, губернии), государственно-национальные образования (автономные округа, автономные республики, автономные области, земли, штаты) и суверенные государства. Каждому способу территориального деления соответствует особая форма государственного устройства.

Государство, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, не обладающие статусом государственно-национального образования, называется унитарным. В таком государстве действуют единые высшие государственные органы, существует единое гражданство и имеется одна конституция. Государственные органы, осуществляющие управление административно-территориальными единицами, находятся в полном подчинении центральным органам государства. Характерный признак унитарного государства выражается в том, что право принятия законов принадлежит только центральным органам государства. Каждая административно-территориальная единица имеет свои представительные органы, правомочные принимать нормативно-правовые акты, но они являются подзаконными и должны неукоснительно следовать законам.

Унитарное государство имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности.

В целях учета специфических условий отдельных регионов, предоставления им права самостоятельно решать свои локальные вопросы образуется государство в форме федерации. Входящие в состав федерации субъекты могут называться различным образом – земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в целях решения национального вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.

Две параллельные системы органов могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Конституции Бразилии, Мексики, Канады и других стран устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. В Германии, Индии, Российской Федерации конституции дополнительно закрепляют перечень вопросов, отнесенных к совместному ведению федерации и ее субъектов.

По вопросам, отнесенным к ведению субъектов федерации, их представительные органы могут принимать законы. Так, согласно ч.2 и 4 ст. 76 Конституции РФ, субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.

Конфедерация представляет собой союз государств, образованный для решения какой-либо экономической, политической или военной задачи. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Государства, вошедшие в конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Однако известны случаи, когда конфедерации послужили основой для перехода к более тесному союзу – федерации. Так, США – ныне федеративное государство – было образовано на основе конфедерации.

Дискуссионно излагается вопрос о форме государственного устройства Швейцарии. Одни авторы признают ее федерацией, другие конфедерацией. Действительно, согласно Конституции Швейцария является конфедерацией, но предметы ведения Союза и кантонов (субъектов конфедерации) закреплены способом, характерным для федерации. В частности, к ведению Союза отнесено гражданское, уголовное право, законодательство, законодательство о метрологии и по другим вопросам. Между тем только в федеративном государстве Союз обладает правом принимать законы, имеющие обязательную силу на территории всего государства. Поэтому Швейцарию следует считать ординарной федерации, вопреки ее конституционному определению как конфедерации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государства и права: Учебник для вузов"

Книги похожие на "Теория государства и права: Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Сырых

Владимир Сырых - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Сырых - Теория государства и права: Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Теория государства и права: Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.