Александр Борисов - Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
В книге подробно рассмотрены вопросы правового регулирования статуса судей (применительно к судам каждого вида): требования к судье и кандидату в судьи, порядок наделения судейскими полномочиями и их срок, приостановление и прекращение полномочий, отставка судьи, гарантии независимости судьи, дисциплинарная ответственность, неприкосновенность судей, материальное обеспечение и социальная защита.
Нормы Закона проанализированы в их взаимосвязи с положениями ряда законодательных актов – о судебной системе, Конституционном Суде РФ, судоустройстве, об арбитражных судах, о военных судах, мировых судьях, об органах судейского сообщества и т.д. Использованы законы городов Москвы и Санкт-Петербурга об уставных судах и о мировых судьях. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также Высшей квалификационной коллегии судей и Совета судей России.
Книга предназначена, прежде всего для правоприменителей – судей, работников аппаратов судов; она также будет полезна всем, кто интересуется вопросами регламентации статуса судей.
В случае принятия ККС решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.
Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.
За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.
Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий по основаниям, предусмотренным подп. 2, 4, 6 и 9 п. 1 ст. 14 комментируемого Закона (необходимо иметь в виду, что редакция указанной статьи изменилась).
Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей ККС по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.
Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам (см. комментарий к ст. 19 Закона).
Статья 3. Требования, предъявляемые к судье
cite1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
cite2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
cite3. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
cite4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
citeВ период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
1 – 2. Статья 2 Закона СССР о статусе судей, устанавливавшая предъявляемые к судьям и народным заседателям требования, содержала единственное положение, определяющее, что судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать советские законы, использовать свои знания и опыт для выполнения возложенных на суды задач, быть достойными своего высокого звания. Как представляется, в рамках преемственности в норме п. 1 комментируемой статьи и закреплена норма, согласно которой судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ (имелась в виду Конституция, принятая Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.) и другие законы. С принятием Конституции РФ в данную норму изменения не вносились, в результате чего ее формулировка («и другие законы») стала не вполне удачной – Конституция РФ не является законодательным актом, она принята всенародным голосованием.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы закреплена в ч. 2 ее ст. 15 для всех субъектов – органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В части 1 ст. 120 Конституции РФ подчинение только Конституции РФ и федеральному закону закреплено в качестве составляющей части принципа независимости судей. Поскольку названный принцип осуществления судебной власти в России воспроизведен и детализирован в иных положениях комментируемого Закона (как и в нормах иных актов федерального законодателя, см. комментарии к ст. 1 и 9 Закона), норму п. 1 комментируемой статьи следует рассматривать в единстве с нормой п. 2 данной статьи, согласно которой судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Данные нормы в совокупности предъявляют к судьям особые требования, соответствующие их высокому статусу носителей государственной власти, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных и общественных интересов при осуществлении правосудия. Как отметил КС РФ в Определении от 18 июля 2006 г. № 310-О[37], специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств; эти требования сами по себе никоим образом не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи, ни судебной власти в целом.
Предъявление особых требований к судьям продекларировано и в положениях международных правовых актов. Так, согласно п. 1.5 Европейской хартии о законе о статусе судей судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, поскольку от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства. В пункте 6 Основных принципов ООН независимости судебных органов отмечено, что принцип независимости судебных органов не только дает судебным органам право, но и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон. В Рекомендации Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей закреплен и раскрыт принцип V «Обязанности судей» (о применении указанных международных правовых актов см. введение).
Правила поведения судей при исполнении своих полномочий регламентированы нормами, устанавливающими процедуру осуществления правосудия, т.е. нормами законодательных актов, определяющих порядок конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (посредством указанных видов судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ осуществляется судебная власть), – Законом о КС РФ (а в отношении судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов РФ – законами соответствующих субъектов РФ), ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ. Вне рамок осуществления правосудия (как указано в п. 2 комментируемой статьи, «во внеслужебных отношениях») требования к поведению судей, наряду с комментируемым Законом установлены в нормах различных актов федерального законодательства (а в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей – также и законодательства субъектов РФ), в том числе Закона о судебной системе, Закона о КС РФ, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях, Закона об органах судейского сообщества, Закона РСФСР о судоустройстве.
Особо следует выделить такой нормативный правовой акт, принятие которого предусмотрено нормами п. 1 ст. 121 комментируемого Закона, а также п. 4 ст. 4 и п. 1 ст. 6 Закона об органах судейского сообщества, – Кодекс судейской этики[38], утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.
Как провозглашено в преамбуле данного Кодекса, правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса; для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Борисов - Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.