Александр Борисов - Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций"
Описание и краткое содержание "Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций" читать бесплатно онлайн.
Книга содержит практические рекомендации организациям и индивидуальным предпринимателям по защите своих прав при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций.
Первая глава книги посвящена процедурам бесспорного взыскания налогов, пеней и санкций за счет денежных средств. Во второй главе книги рассмотрены процедуры обращения взыскания налогов, пеней и санкций на иное имущество организаций и индивидуальных предпринимателей. Особое внимание уделено возможностям приостановления исполнения инкассовых поручений и взыскания в рамках исполнительных производств. Подробно рассмотрен порядок оспаривания (обжалования) решений и действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и судебных приставов-исполнителей.
В книге учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования. Подробно рассмотрены сами изменения, сделан сравнительный анализ с ранее действовавшим порядком и сформированы практические рекомендации на переходный период.
В приложениях к книге приведены примерные формы процессуальных документов, которые рекомендуется использовать при оспаривании решений и действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и судебных приставов-исполнителей, а также для приостановления процедур принудительного взыскания налогов, пеней и санкций.
В этой связи представляется интересным дело, обстоятельства которого изложены в Постановлении Президиума ВАС России от 13 декабря 2005 г. № 10559/05[29]: при обращении в арбитражный суд предприятие оспаривало решение инспекции о взыскании налога и пеней за счет его денежных средств; между тем суды в отсутствие заявления предприятия об изменении предмета заявленного требования в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, разрешали спор о признании недействительными как решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведенной выездной налоговой проверки, так и решения о взыскании налога и пеней за счет его денежных средств. Как указал Президиум ВАС России, судам надлежало предложить предприятию уточнить предмет заявленного требования и дать оценку его доводам относительно правомерности доначисления инспекцией налога на имущество в результате включения в налоговую базу затрат на капитальные вложения, находящиеся на балансе предприятия.
Для изменения заявленного требования в арбитражный суд необходимо подать заявление об изменении предмета требования. Примерная форма заявления об изменении предмета требования приведена в приложении 3 к настоящей книге.
Однако следует иметь в виду, что одновременное изменение предмета и основания иска не допускается. Такое разъяснение дано в п. 3 Постановления Пленума ВАС России от 31 октября 1996 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»[30]. Там же разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику; изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Соответственно, в случае, если налогоплательщику необходимо изменить и предмет заявленного требования, и основания заявленного требования, то следует подать в арбитражный суд новое заявление.
В отношении возможности соединения требования о признании ненормативного правового акта недействительным с требованием о возмещении на основании ст. 1069 части второй ГК РФ вреда, причиненного изданием такого акта, в п. 9 информационного письма
Президиума ВАС России от 22 декабря 2005 г. № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» даны следующие рекомендации: в соответствии с ч. 1 ст. 130 АПК РФ требование о признании ненормативного правового акта недействительным и требование о возмещении вреда, основанное на ст. 1069 ГК РФ, могут быть соединены в одном исковом заявлении, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, и к участию в деле привлечены соответственно государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо этих органов, а также публично-правовое образование, ответственное за возмещение вреда;
при необходимости дело может быть рассмотрено по правилам, предусмотренным ст. 160 АПК РФ (рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда);
в указанном случае дело подлежит рассмотрению арбитражным судом первой инстанции и решение должно быть принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству (ст. 152 АПК РФ).
Подача заявления в арбитражный суд
В части 2 ст. 197 АПК РФ установлено, что производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными установлены в ст. 199 АПК РФ.
Согласно ч. 1ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, т. е.:
заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается истцом или его представителем;
в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов;
в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц;
заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Частью 1 ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
Исходя из положений ст. 126 АПК РФ к заявлению прилагают -
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.
В подпункте 7 ст. 126 АПК РФ предусмотрено, что к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором. Для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов положение подл. 7 ст. 126 АПК РФ будет иметь значение с 1 января 2009 г., т. е. после вступления в силу нормы п. 5 ст. 1012 НК РФ (вред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Как говорилось выше, согласно п. 5 ст. 1012 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Соответственно, после 1 января 2009 г. при обращении в арбитражный суд с оспариванием такого решения налогового органа налогоплательщику необходимо будет представлять одновременно с заявлением документы, подтверждающие, что решение обжаловалось в вышестоящем налоговом органе.
В подпункте 3 п. 1 ст. ЗЗЗ 21 гл. 25 3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ[31]) установлено, что при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина в размерах:
для физических лиц – 100 руб.;
для организаций – 2 000 руб.
Примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа приведена в приложении 1 к настоящей книге.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций"
Книги похожие на "Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Борисов - Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций"
Отзывы читателей о книге "Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций", комментарии и мнения людей о произведении.