Вадим Петров - Философия. Курс лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Курс лекций"
Описание и краткое содержание "Философия. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.
В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии.
Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории.
Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.
Учебник предназначен для студентов вузов.
Философия Зенона Элейского
Зенон из Элея был учеником Парменида. Аристотель называл его изобретателем диалектики. Но это была субъективная диалектика – искусство диалектического рассуждения и спора, искусство «опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение» (Плутарх). В условиях античной демократии искусство спорить и убеждать стало жизненно важным, поэтому Зенон мог брать большие деньги за обучение искусству спора, эвристике, показав тем самым пример софистам (софизм – умение убеждать: Протагор, Горгий, Гиппий).
Метод Зенона не был методом прямого доказательства. Зенон доказывал от противного, сводя к абсурду точку зрения противника, противоположную его собственной. Из этого следовала истинность тезиса Зенона. Это значит, что Зенон пользовался законом исключения третьего: чтобы доказать, что «А есть В» истинно, Зенон доказывал, что «А» не есть «В» ложно, а ложность последнего тезиса Зенон доказывал, исходя из допущения истинности тезиса «А не есть В», что приводит к одинаковой истинности «С» и «не-С», а это невозможно (снова действует закон исключения третьего). Рассуждения Зенона назывались «эпихейрема» – умозаключение, а также «апория» – непроходимость, безвыходное положение.
Своё искусство спора Зенон применил для посрамления тех, кто смеялся над Парменидом за его отрицание множества и движения. Относясь с уважением к Пармениду, Зенон использовал для доказательства и его метод.
Доказывая, что бытие едино и неподвижно, Зенон идет обратным парменидовскому путём. Если Парменид шёл от истинного в его понимании мира и начинал сразу с анализа бытия как такового, а потом уже переходил к миру кажущемуся, то Зенон в соответствии со своим методом доказательства от противного шёл от кажущегося в его понимании мира к миру истинному. Он доказывает, что физический мир противоречив, а потому не может быть истинным, а раз так, то истинным является сверхчувственный мир.
Зенон ввёл термин «каталепсис» – «понятие». По его учению, представление есть отпечаток вещей в душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности.
Зенон из Элея, Южная Италия (ок. 490 г. – ок. 430 г. до н. э.), ученик Парменида, поставившего вопрос о соотношении бытия и мышления. Расцвет его интеллектуальной деятельности приходится на 78-ю и 79-ю олимпиады, т. е. 60-е гг. V в. до н. э. Диалектические парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что, во-первых, логически невозможно мыслить множество вещей; во-вторых, допущение движения приводит к противоречию. Наиболее известны его парадоксы – апории – против возможности движения: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела», «Стадии». Апории Зенона не утратили своего значения и в современном научном знании, развитие которого связано с разрешением противоречий, возникающих при отображении реальных процессов движения – это единство прерывности и непрерывности пространства и времени, что и делает возможным движение.
Зенон ушел из жизни героически, борясь с тиранией. По словам Плутарха он «доказал на деле, что великому мужу постыдно быть трусливым».
Из многочисленных трудов Зенона до современников дошли лишь несколько фрагментов из «Споров», «О природе» и «Против философии».
Вопросы самоконтроля
1. Сущность и содержание древнегреческой натурфилософии.
2. Мир в представлении древнегреческих философов.
3. Этапы развития античной философии.
4. Милетская школа.
5. Два направления древнегреческой философии – материализм и идеализм.
6. Атомизм Демокрита и идеализм Платона.
7. Античная философия о человеке.
8. Античная философия об обществе.
9. Основное содержание воззрений Сократа.
10. Основное содержание воззрений Платона.
11. Основное содержание воззрений Аристотеля.
12. Сущность стоицизма.
13. Античная диалектика.
14. Мыслитель Гераклит Эфесский.
15. Мыслитель Зенон Элейский.
16. Мыслитель Зенон из Китиона.
Литература
Аристотель. О душе. СПб., 2002.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1995.
Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.
История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и Средневековья). 3-е изд. М., 2000.
История философии: Энциклопедия. Мн., 2002.
Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988.
Коплстон Фредерик. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. М., 2003.
Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Пер. с польск. М., 1990.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970.
Наследие Эллады: Энциклопедический словарь. Краснодар, 1993.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010.
Платон. Апология Сократа // Сочинения. Т.1. М., 1968.
Платон. Диалоги: [пер. с древнегреч.]. М., 2006.
Платон. Сочинения: в 4-х т. М., 1990–1995.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх; [пер. с древнегреческого]. М., 2006.
Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001.
Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. СПб., 1997.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989.
Цицерон. О государстве. М., 1994.
ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М., 1981.
Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М., 2005.
Лекция IV История западноевропейской философии
Часть 1
§ 1. Философско-религиозная мысль Средневековья
Средние века в истории человечества – это более чем тысячелетняя эпоха, охватывающая цивилизационный период от распада Римской империи и зарождения в Западной и Центральной Европе феодализма до отмирания феодальных и зарождения капиталистических отношений. Средневековье в исторической науке охватывает период с конца Y до середины XVII вв. В соответствии с этим историческим подходом, а также с особенностями эпохи Возрождения и начала эпохи Просвещения рассматривается история философской мысли Средневековья.
В период до распада Римской империи (Y в.) истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском мировоззрении (II–IV вв.) и заключаются в патристике – философско-теологическом учении христианских мыслителей (учителей Церкви),
имевших целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Раннее Средневековье (V–X вв.) характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи.
Зрелое Средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением, утверждением и постепенным отмиранием феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем Средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.
В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, то есть в основе мироздания – Бог, а не космос.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем Средневековья диктовалась основными догмами христианства:
• догматом о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавшего атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина);
• догматом о творении Богом мира (универсума).
В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» [формула кардинала (с 1057 г.) Петра Дамиани ок. 1007–1072 гг., одного из официальных, утверждённых папой Римским учителей Церкви], которая должна была использовать силу своего мировоззрения для поддержания и подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» от лат. «scholastica» – школьный, учёный, но сутью её было всемерное отстаивание христианских идей, христианских божественных истин. Схоластика – теологическое христианское вероучение, которое впоследствии заняло ведущее место в европейских университетах.
Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать её, представить всю полноту её логических построений, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Например: Бог создал Землю. Человек живет на Земле. Следовательно, он творение Божие).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Курс лекций"
Книги похожие на "Философия. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Петров - Философия. Курс лекций"
Отзывы читателей о книге "Философия. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.