Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с учетом внесенных в него изменений, в том числе Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ и от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
Подробно проанализированы правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления обществ, права и обязанности участников, совершение сделок с долями в уставном капитале и имуществом обществ. Рассмотрены особенности статуса обществ в кредитной и страховой сферах деятельности. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ.
Книга предназначена прежде всего для правоприменителей – учредителей и участников обществ, руководителей, юристов, экономистов и специалистов по налогообложению обществ. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами правового регулирования статуса обществ с ограниченной ответственностью в России.
Постольку, поскольку договор об учреждении общества определяет лишь порядок осуществления совместной деятельности учредителей по учреждению общества, в дополнение к этой альтернативе учредительного договора Законом 2008 г. № 312-Ф3 в п. 3 ст. 8 комментируемого Закона пред усмотрено право учредителей (участников) общества заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества (см. комментарий к указанной статье).
6. В пункте 6 комментируемой статьи воспроизведены положения, которые содержались в п. 2 данной статьи в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-Ф3): учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации; общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.
Ранее данные положения закреплялись по аналогии с положениями п. 3 ст. 10 Закона об АО, регламентирующими ответственность учредителей акционерного общества по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. С принятием же Закона 2008 г. № 312-ФЗ положения, которые содержались в п. 2 комментируемой статьи в прежней редакции, закреплены в п. 2 ст. 89 части первой ГК РФ. При этом включено положение о том, что размер ответственности общества по обязательствам учредителей общества, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации, может быть ограничен Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Соответственно, положения п. 6 комментируемой статьи воспроизводят положения п. 2 ст. 89 ГК РФ. Наряду с этим на основании последнего из указанных положения в п. 6 комментируемой статьи установлено, что размер ответственности общества по обязательствам учредителей общества, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации, в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.
Как следует из разъяснений, данных в подп. 1 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19, к сделкам, связанным с учреждением общества, помимо сделок по оплате распределенных среди учредителей долей могут относиться сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества, оборудования для офиса, заключению договора банковского счета и другие, не относящиеся непосредственно к коммерческой (производственно-хозяйственной) деятельности общества. Там же Пленум ВАС РФ указал, что сделки, заключенные обществом в указанный период и не связанные с учреждением данного общества, могут быть признаны недействительными.
О понятии солидарной ответственности см. комментарий к ст. 2 Закона.
7. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом. Точно такая же норма содержалась в п. 3 данной статьи в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-Ф3).
Понятие «иностранный инвестор» определено в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[93] – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором России осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона. В пункте 2 ст. 20 названного Закона (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ[94]) установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В норме п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», к которой отсылает норма п. 1 его ст. 20, предусмотрено, что изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одно из таких изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов предусмотрено Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в соответствии с ч. 2 ст. 2 которого иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 1 Закона), именно названным Законом в изъятие из сферы действия комментируемого Закона регулируются отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами.
Закон о банках в ст. 17 определяет особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и выдачи ей лицензий на осуществление банковских операций, а в ст. 18 регламентирует установление дополнительных требований к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. Особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются также приказом Банка России от 23 апреля 1997 г. № 02-195, которым введено в действие Положение № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (наименование в ред. Указания Банка России от 26 января 2007 г. № 1790-У)[95].
Закон о страховом деле в п. 3 и 4 ст. 6 устанавливает ряд требований к деятельности страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %. В целях названного Закона согласно п. 3 его ст. 6 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ[96]) иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России. Отдельные требования в соответствии с п. 5 указанной статьи не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств – членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Россией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., или имеющие долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.