Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с учетом внесенных в него изменений, в том числе Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ и от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
Подробно проанализированы правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления обществ, права и обязанности участников, совершение сделок с долями в уставном капитале и имуществом обществ. Рассмотрены особенности статуса обществ в кредитной и страховой сферах деятельности. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ.
Книга предназначена прежде всего для правоприменителей – учредителей и участников обществ, руководителей, юристов, экономистов и специалистов по налогообложению обществ. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами правового регулирования статуса обществ с ограниченной ответственностью в России.
Наряду с этим Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ дополнил ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[78] частью 2.1, предусматривающей, что в случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»[79] в Федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» внесены изменения, в результате которых в отношении соответственно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, членов Центральной избирательной комиссии РФ, членов избирательных комиссий субъектов РФ, работающих в комиссиях на постоянной (штатной) основе, членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе, служащих Банка России по перечню должностей, утверждаемых Советом директоров Банка России, закреплены нормы, аналогичные норме, содержащейся в ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ также изложил в новой редакции п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[80], определяющий запреты, связанные со статусом судьи. Согласно подп. 4 п. 3 указанной статьи в новой редакции судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично и ли через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.
Иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, могут быть установлены дополнительные ограничения на выступление граждан и юридических лиц в качестве учредителей и (или) участников обществ в соответствующих сферах деятельности. Так, согласно ст. 11 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ[81]) в целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников). На основании данной нормы изданы положения Банка России от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»[82] и от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»[83].
При применении норм п. 1 комментируемой статьи также следует учитывать, что согласно п. 7 ст. 11 комментируемого Закона особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом (см. комментарий к указанной статье).
2. В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Данная норма закреплена на основании более общей нормы ч. 3 п. 4 ст. 66 части первой ГК РФ, согласно которой государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
В этой связи необходимо иметь в виду следующие разъяснения, данные в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8:
при разрешении споров о признании недействительными актов о регистрации юридических лиц суд исходит из того, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества предоставлено соответствующим государственным органам или органам местного самоуправления федеральным законом, а также иными правовыми актами, изданными до введения Кодекса в действие (п. 4 ст. 66);
недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие Кодекса государственными органами или органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ (ст. 168);
в случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учредителем (участником) признаются соответственно Россия, субъект РФ или муниципальное образование.
Следует отметить, что согласно ст. 11 Закона о банках: средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном названным Законом и другими федеральными законами.
На основании данных норм и в соответствии со ст. 124, 125, 214 и 215 части первой ГК РФ издано Указание Банка России от 14 августа 2002 г. № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления»[84].
Представляется уместным упомянуть о положении ч. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ), которое не нашло отражения в комментируемом Законе: учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Как предусмотрено в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи, общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником; общество может впоследствии стать обществом с одним участником. При этом в ч. 3 данного пункта установлено, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Положение ч. 3 п. 2 статьи дублирует норму п. 2 ст. 88 ГК РФ, а в отношении положения ч. 2 п. 2 статьи подразумевалось, что оно закреплено в развитие нормы ч. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ, устанавливающей, что в случаях, предусмотренных данным Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Однако в норме ч. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ речь идет о случаях, предусмотренных именно данным Кодексом, а не комментируемым Законом. В целях устранения этого несоответствия Законом 2008 г. № 312-Ф3 в п. 2 ст. 88 ГК РФ включено положение о том, что общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации. Этим же Законом в п. 2 ст. 26 комментируемого Закона включено правило, устанавливающее, что выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускается (см. комментарий к указанной статье).
В части 4 п. 2 комментируемой статьи установлено, что положения комментируемого Закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку данным Законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений. Особенности регулирования отношений с участием общества с одним участником предусмотрены целом рядом норм данного Закона, в качестве примера которой можно указать на норму ст. 39 Закона, определяющую порядок принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, единственным участником общества. В качестве примера нормы, которая не может применяться в рамках регулирования отношений с участием общества с одним участником постольку, поскольку это противоречит существу соответствующих отношений, можно назвать норму ст. 10 комментируемого Закона, регламентирующую исключение участника общества из общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.