Ольга Борзунова - Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования"
Описание и краткое содержание "Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования" читать бесплатно онлайн.
Налоговый кодекс Российской Федерации применяется уже 10 лет, пройдя тернистый и неизведанный путь до своего принятия. Каковы были истоки его создания и как проходило обсуждение Налогового кодекса Российской Федерации – вещи, неизвестные большинству ученых и практиков. Но исследование генезиса и истории какого-нибудь явления нередко помогает разобраться в их сущности.
В монографии предпринята попытка такого анализа: дана характеристика состояния налогового законодательства на разных этапах политико-экономического развития Российской Федерации, рассмотрены различные проекты налоговых кодексов, позиции их разработчиков и подходы к регулированию налогового законодательства, а также тенденции и причины дальнейшей кодификации.
Книга рассчитана на государственных служащих, ученых-юристов, студентов и преподавателей юридических факультетов, а также всех, кто интересуется развитием налогового права в России.
Ренты задумывались главным источником доходов бюджета любого уровня. Они должны были формировать целевые фонды, определяющие направления их использования с учетом распределения полномочий между уровнями власти.
Ресурсно-материальная рента I предназначалась для наполнения фонда выживания: средства, поступающие в этот фонд, предназначены для финансирования формирований и структур противостояния силам природы и внешним силам, участия в международном сотрудничестве развития фундаментальной науки, создания и развития экономического потенциала общества и базы социальной защиты и т. п.
Ресурсно-социальная рента II представляла собой возмещение обществу расходов по подготовке ресурса, используемого хозяйствующими субъектами для получения прибыли. Рента II наполняла фонд образования и социально-культурного развития общества. Средства, поступавшие в этот фонд, предназначались для воспроизводства ресурса, являющегося главной производственной силой общества, и должны были служить источником финансирования расходов государства, связанных с образованием и социально-культурным развитием общества.
Социальная рента предоставляла обществу, в качестве страховки, средства для финансирования учреждений и структур охраны здоровья и социальной защиты ресурса, используемого хозяйствующими субъектами для получения прибыли. Социальная рента предназначалась для наполнения фонда здравоохранения и социальной защиты.
В состав рент входил административный налог, направленный на выполнение распределительно-ограничительной функции. Назначением этого инструмента являлось формирование доли фонда оплаты в общей сумме рентных поступлений для финансирования бюджетных организаций из соответствующих фондов.
В законопроекте также предусматривался отдельный алгоритм для расчета сумм налогов и рент, поступающих в тот или иной бюджет.
В завершение докладчик предложил снять проект с голосования, что, хотя с некоторым недоумением, и было сделано.
* * *8. Проект федерального закона «Об основах налогообложения и сборов в Российской Федерации» (законопроект № 98008446-2), внесенный Законодательным Собранием Свердловской области, разрабатывался с участием двух институтов Екатеринбурга – Института философии и права УрО РАН и Уральского института регионального законодательства. Проект включал 39 статей. Сами авторы не называли проект своего закона налоговым кодексом, а позиционировали его как «альтернативный подход к проблемам становления налоговой системы в Российской Федерации». Более того, само принятие Налогового кодекса они считали преждевременным, так как убедительными экспериментальными данными, подтверждающими, что в результате введения какого-либо из предложенных кодексов станет лучше, а не хуже, авторы проекта не располагали.
Основная идея законопроекта заключалась в предоставлении прав субъектам Федерации самостоятельно устанавливать налоги в своих регионах. Некоторые из этих налогов устанавливаются в обязательном порядке, некоторые – в зависимости от ситуации в регионе. Таким образом, предусматривалась «не система жесткой регламентации всех налогов сверху, а возможность создания в перспективе саморегулирующейся системы».
Обсуждение проекта налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также ознакомление с альтернативными проектами налоговых кодексов Российской Федерации, говорится в Пояснительной записке к этому проекту, убеждает в том, что попытка осуществить реформу налоговой системы в Российской Федерации путем принятия кодекса является преждевременной по двум основным причинам.
Во-первых, в соответствии со сложившейся традицией кодекс упорядочивает устоявшееся, подтвердившее свою эффективность законодательство путем сведения содержащихся в нем норм в цельный, согласованный в своих частях нормативный акт.
Действовавшее в то время налоговое законодательство не могло служить основой для кодекса в силу неэффективности, запутанности и противоречивости указанного законодательства. Вряд ли могла быть признана эффективной налоговая система, содержавшая более сотни установленных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (включая платежи за выдачу различных лицензий) и насчитывавшая несколько сотен нормативных правовых актов, не всегда соответствовавших друг другу, но при которой основными налоговыми источниками доходов бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являлись налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенная пошлина, налог на имущество предприятий, подоходный налог с физических лиц.
Неэффективность существовавшей налоговой системы была признана Правительством Российской Федерации, которое отмечало, что «каково бы ни было стремление улучшить сбор налогов, любые попытки будут иметь ограниченную эффективность в рамках существующей налоговой системы. Единственный способ наладить стабильное поступление налоговых сборов – это провести реформу налоговой системы» (см. Программу Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360).
Вторая основная причина, из-за которой принятие кодекса представлялось преждевременным, пишет Э. Россель, заключалась в том, что он воспроизводил такой тип налоговой системы, который был определен Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот тип налоговой системы характеризовался существенным ограничением прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере правового регулирования налогообложения и сборов.
Так, вышеназванный Закон предоставлял субъектам Российской Федерации право:
1) самостоятельно устанавливать сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (ч. 2 п. 2 ст. 20);
2) устанавливать ставки налога на имущество физических лиц, земельного налога и регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 21);
3) предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты (ч. 2 ст. 1).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. № 1. С. 12.
2
См.: Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 155.
3
См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.
4
См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 226–227.
5
См.: Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. С. 155.
6
Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. № 1. С. 12.
7
Там же.
8
См.: Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 80.
9
См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 11. Ст. 164; Ведомости Верховного Совета РФ. 1990. № 30. Ст. 417.
10
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11.
11
Федеральным Законом от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ установлено, что эти отчисления, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий, зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение.
12
Финансовое право. Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 227–229.
13
Налоговое право России. Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 17.
14
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее – САПП РФ). 1993. № 52. Ст. 5076.
15
См.: Федеральный закон № 25-ФЗ от 23 февраля 1995 г. «О специальном налоге с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 712.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования"
Книги похожие на "Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Борзунова - Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования"
Отзывы читателей о книге "Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования", комментарии и мнения людей о произведении.