Сергей Никольский - Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия"
Описание и краткое содержание "Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия" читать бесплатно онлайн.
Авторы продолжают содержательную реконструкцию русского мировоззрения и в его контексте мировоззрения русского земледельца.
В рассматриваемый период существенно меняется характер формулируемых русской литературой и значимых для национального мировоззрения смыслов и ценностей. Так, если в период от конца XVIII до 40-х годов XIX столетия в русском мировоззрении проявляются и фиксируются преимущественно глобально-универсалистские черты, то в период 40–60-х годов внимание преимущественно уделяется характеристикам, проявляющимся в конкретно-практических отношениях. Так, например, существенной ориентацией классической литературной прозы становится поиск ответа на вопрос о возможности в России позитивного дела, то есть не только об идеологе, но и о герое-деятеле. Тема сознания русского человека как личности становится главным предметом отечественной литературы и философии, а с появлением кинематографа – и визуально-экранного творчества.
99
Тургенев И.С. Цит. соч. Т. 2. С. 186.
100
Там же. С. 246.
101
Там же. С. 192.
102
Там же. С. 291 и 317–318.
103
Базаров действительно первый в длинной череде отечественных общественных преобразователей, хотя до самого переустройства дело у него и не дошло. Но все же этот персонаж – определенное продвижение в тенденции, складывающейся из образов «говоруна» Рудина и «иноземного национального освободителя» Инсарова. Следующий за ними Базаров – первый, кто четко сформулировал идею переустройства российского общества и даже составил для этого рецепт – упростить задачу методом отбрасывания «лишнего» – и, далее, предложил «место расчистить».
104
Там же. С. 331.
105
Там же. С. 178.
106
Там же. С. 193.
107
В этой позиции мы расходимся с точкой зрения одного из проницательных критиков того времени – Н.Н. Страхова, который в статье «И.С. Тургенев. „Отцы и дети“» пишет: «Смерть – такова последняя проба жизни, последняя случайность, которой не ожидал Базаров. Он умирает, но и до последнего мгновения остается чуждым этой жизни, с которою так странно столкнулся, которая встревожила его такими пустяками, заставила его наделать таких глупостей и, наконец, погубила его вследствие такой ничтожной причины» (см.: Библиотека русской критики. Критика 60-х годов XIX века. М.: Астрель, 2003. С. 94–95).
108
Цит. по: Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 103–104.
109
Библиотека русской критики. Критика 60-х годов XIX века. М.: Астрель, 2003. С. 104–105.
110
Труайя А. Иван Тургенев. М.: Эксмо, 2005. С. 139.
111
Лебедев Ю. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. М.: Центрполиграф, 2006. С. 430.
112
Там же. С. 385.
113
Такая позиция не была необычной для русского общества середины XIX века. Достаточно сказать, что, познакомившись примерно в этот период с Л.Н. Толстым, Тургенев, к своему удивлению, обнаружил в нем человека, который с удовольствием играл роль не только завсегдатая цыганских кабаков и солдафона, но и пламенного общественного трибуна, видевшего спасение России в немедленном и полном разрушении европейской цивилизации. К тому же, рекомендуя себя в качестве либерала, Толстой накануне реформы все еще оставался на стороне крепостников-собственников (Там же. С. 101, 125).
114
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 11.
115
Лебедев Ю. Цит. соч. С. 489.
116
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 14.
117
Там же. С. 24.
118
Там же. С. 21.
119
Там же. С. 22–23.
120
Там же. С. 23–24.
121
Там же. С. 28.
122
Там же. С. 28–29.
123
Там же. С. 30.
124
Там же. С. 32.
125
Там же. С. 33.
126
Там же. С. 85.
127
Письмо Ф.М. Достоевского от 16 августа 1867 года (цит. по: Труайя А. Иван Тургенев. М.: Эксмо, 2005. С. 180).
128
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 60.
129
Там же. С. 61–62.
130
Там же. С. 161.
131
Там же. С. 163.
132
Тургенев И.С. Собр. соч. М., 1949. Т. 11. С. 309.
133
Там же. С. 290–291.
134
Там же. С. 318.
135
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 179.
136
Там же. С. 191.
137
Там же. С. 192.
138
Там же. С. 258.
139
Там же. С. 228.
140
Там же. С. 238.
141
Там же. С. 404.
142
Там же. С. 264–265.
143
Более подробно об этом см. соответствующую главу I тома нашего исследования. – С.Н., В.Ф.
144
Там же. С. 273–274.
145
Там же. С. 276.
146
Там же. С. 267–268.
147
Там же. С. 292.
148
Там же. С. 294.
149
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 425–426.
150
Там же. С. 428–429.
151
О произведениях «Дым» и «Новь», как и предыдущих романах Тургенева, также следует привести мнение М.М. Бахтина. Оно не слишком лестно. В том числе это относится и к их центральным персонажам – Литвинову и Соломину. О первом Бахтин говорит, что это всего лишь человек, который «стремится заняться маленьким делом». О втором и того уничижительнее: «Это – просто крепкий, цельный и серый человек» (см.: Бахтин М.М. Цит. соч. С. 221–222).
152
Из разговора при встрече со Стасюлевичем в Буживале осенью 1875 года. Цит. по: Лебедев Ю. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. М.: Центрполиграф, 2006. С. 536.
153
Масарик Т.Г. Цит. соч. Кн. III. Ч. 2–3. С. 322.
154
Там же. С. 324.
155
Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 8. С. 84–85.
156
Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1976. С. 360–361.
157
Там же. С. 310.
158
Там же. С. 325.
159
Бахтин М.М. Цит. соч. С. 217.
160
Что же касается романов Гончарова, то здесь, как полагает М.М. Бахтин, писатель не просто поставил волновавшие его вопросы, а «оставил нам свою авторскую исповедь» (Бахтин М.М. Цит. соч. С. 224).
161
Кропоткин П.А. Русская литература. Идеал и действительность. М.: Век книги, 2003. С. 149.
162
См., например: История русской литературы XIX века. 40–60-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 249.
163
Третий крупный роман Гончарова «Обрыв» в своей содержательно-смысловой целостности не столько продолжает линии поисков ответа на вопрос «Как возможно в России позитивное дело?», сколько развивает тему «сердца и разума».
164
Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1961. С. 116.
165
Цит. по: Лощиц Ю.М. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 77.
166
Гончаров И.А. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1981. С. 6.
167
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Правда, 1981. С. 322.
168
Лощиц Ю.М. Цит. соч. С. 75.
169
Там же. С. 76.
170
Лощиц Ю.М. Цит. соч. С. 76.
171
Й.В. Гете. Фауст. М.: Эксмо, 2006. С. 207.
172
Одним из наиболее характерных нам кажется у Лощица, например, такое: «…Петр Адуев осознает свое первородство искусителя и, так сказать, в метафизическом смысле. Недаром и говорит со знанием дела: «С Адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами» (Лощиц Ю.М. Цит. соч.). Кажется, пребанальный мысле-образ вложил Гончаров в уста герою. А вот, поди, на какое заключение критика нарвался! Неужто и в самом деле, чтоб сказать подобное, надо иметь «знание дела» самого искусителя?
173
История русской литературы XIX века. 40–60-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 300.
174
Лощиц Ю.М. Цит. соч. С. 79.
175
Элиас Норберт. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 74.
176
Гончаров И.А. Соч.: В 4 т. М.: Правда, 1981. Т. 1. С. 196–197.
177
Мельник В.И. Гончаров и православие. Духовный мир писателя. М.: ДАРЪ, 2008. С. 127–128.
178
Там же. С. 140.
179
Там же. С. 153–154.
180
Применяемая В. Мельником методология редукции окажется еще более ограниченной, когда мы рассмотрим ее в дальнейшем применении к роману «Обломов».
181
Гончаров А.И. Цит. соч. Т. 1. С. 57.
182
Там же. С. 58–59.
183
Там же. С. 60.
184
Там же. С. 62–62.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия"
Книги похожие на "Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Никольский - Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия"
Отзывы читателей о книге "Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия", комментарии и мнения людей о произведении.