Аркадий Брызгалин - Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения"
Описание и краткое содержание "Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено проблемам и сложным вопросам налогового контроля, зачастую вызывающим трудности, конфликты и судебные споры между налогоплательщиками и сотрудниками проверяющих органов, из-за несовершенства налогового законодательства.
Каковы критерии отбора налогоплательщиков для налоговых проверок? Какие они бывают? Как подготовить документы для проверки и каков порядок ее проведения? Как оформляются результаты и можно ли их обжаловать в вышестоящем налоговом органе и арбитраже? Как правильно это сделать, какие нормативные документы использовать для подтверждения позиции налогоплательщика? На все эти вопросы авторы книги дают ответы и предоставляют исчерпывающую информацию.
Книга адресована бухгалтерам, руководителям, работникам юридических служб коммерческих организаций, налоговым консультантам, а также налогоплательщикам, которые самостоятельно отстаивают свою правоту в споре с налоговой инспекцией.
Здесь следует обратить внимание на то, что в абз. 1 п. 8 ст. 88 НК РФ говорится об обязательном представлении документов не во всех случаях использования права на вычет по НДС, а только в тех, когда в результате применения вычета сумма НДС заявляется к возмещению, а не к уплате. В то же время в абз. 2 этого же пункта говорится об истребовании документов, когда налогоплательщиком используется право на вычет. При этом не оговаривается, что имеется в виду вычет, применение которого предоставляет налогоплательщику право на возмещение НДС. Поэтому налоговые органы расценивают это как наличие у них права требовать документы, подтверждающие вычет в любых случаях, независимо от того, заявляется НДС к возмещению или нет.
Несмотря на то обстоятельство, что данная позиция противоречила как буквальному толкованию п. 8 ст. 88 НК РФ, так и общей логике этой статьи, тем не менее на ее стороне были не только представители налоговых органов[20], но и даже некоторые примеры из судебной практики. Например, постановление ФАС ВСО от 25.10.2007 № А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07 подтверждают эту точку зрения. Однако, несмотря на поддержку данного судебного решения ВАС РФ (определение ВАС РФ от 15.02.2008 № 1465/08), считаем ее необоснованной.
Данная позиция абсолютно не согласуется не только с буквальным смыслом п. 8 ст. 88 НК РФ, но и с общей логикой новой, действующей с 2007 года, редакции ст. 88 НК РФ.
В связи с этим представялется отрадным, что в конченом итоге ни официальный Минфин России, ни широкая судебная практика эту позицию не поддержали. В своем письме от 27.12.2007 № 03-02-06/2-209 Минфин России прямо указал, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на вычет по НДС, если в результате применения такого вычета им представляется декларация, в которой НДС заявлен к уплате, а не к возмещению.
Кроме того, и арбитражные суды эту точку зрения стали воспроизводить в своих судебных актах (постановление ФАС СЗО от 29.09.2009 № А56-10853/2009; постановления ФАС МО от 24.06.2008 № КА-А40/3059-08 и от 03.11.2009 № КА-А40/ 11367-09).
Третье исключение. В соответствии с п. 9 ст. 88 НК РФ если проверяемое лицо является плательщиком налогов, связанных с использованием природных ресурсов (НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов), то налоговые органы вправе истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой соответствующих налогов.
Представляется, что третье исключение обусловлено социальной значимостью правоотношений, связанных с использование природных ресурсов. Законодатель посредством данной нормы стремится ужесточить контроль.
Проблемой является то обстоятельство, что в законодательстве о налогах и сборах не определено, что такое «налоги, связанные с использованием природных ресурсов», что позволяет налоговым органом широко толковать данное положение. В частности, налоговые органы считают, что земельный налог является налогом, связанным с использованием природных ресурсов. Однако, по нашему мнению, земельный налог является не «ресурственным», а «поимущественным», так как обязанность по его уплате обусловлена не использованием земли как природного ресурса, а обладанием земельным участком на том или ином правовом основании, независимо от того, используется ли он фактически.
Требование об относимости документов к предмету проверкиСледует отметить, что, установив три специальных основания для истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки, законодатель четко не определил исчерпывающий перечень видов документов, которые налоговый орган вправе истребовать по каждому из этих оснований. В связи с этим между налоговыми органами и налогоплательщиками регулярно возникают споры о конкретном перечне документов, которые вправе истребовать налоговый орган.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002. С. 5.
2
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 188.
3
Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений/ Под ред. Ю.Ф. Кваши. М., 2001. С. 21.
4
Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. М., 2002. С. 274.
5
Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 485; Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах/Под ред. И.И. Кучерова. М., 2001. С. 482.
6
Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 98.
7
Хотелось бы отметить, что сама возможность проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа вызвана к жизни практическими нуждами и предусматривается законодательством ряда зарубежных стран. См.: Тулубенский Е.А. Налоговые проверки: опыт и перспективы правового регулирования // Арбитражные споры. 2006. № 1 (33). С. 110, 111.
8
Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав п. 1 ст. 89 НК РФ».
9
Тимошенко В.А. Проверки налоговых органов: Учебно-практическое пособие / В.А. Тимошенко, Л.В. Спирина. М., 2009. С. 154.
10
В этой связи представляет интерес значение термина «камеральный».
Как указывает Большая Советская Энциклопедия (1973): «Камералистика (нем. kameralistik, франц. camralistique, от позднелатинского camera – казна) специальный цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских средневековых университетах, а также со 2-й половины 19 в. в университетах России». (БСЭ. Третье издание. Т. 11 1973. С. 269–270.) Таким образом, можно предположить, что «камеральный» означает «административный» и камеральная проверка есть некая административная проверка деятельности налогоплательщика.
В то же время, согласно словарю С.И. Ожегова, этот термин скорее из геологии, так как в соответствии со этим словарем камеральные работы там – это лабораторная обработка материалов, полученных в экспедициях. По словарю С.А. Кузнецова камеральный – это производимый в кабинете, лаборатории (о научной обработке материалов, полученных в полевых, экспедиционных условиях). Таким образом, по нашему мнению, слово «камеральный» – это терминология, обозначающая обработку чего-либо в особых стационарных условиях вне места добычи, что полностью соответствует даже и форме камеральной налоговой проверки, которая проводится без выезда к налогоплательщику, по месту нахождения инспекции и по документам, у нее имеющимся.
11
Пепеляев С.Г. Камеральные проверки и истребование документов: неоднозначные нормы Налогового кодекса порождают злоупотребления налоговых органов // Налоговое право. Информационный бюллетень. Апрель. 2004. С. 4.
12
Камеральные налоговые проверки: налоговые споры // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 4.
13
Шилкина В. Камеральная проверка // Практическая бухгалтерия. 2003, № 6.
14
Маслов А.А., Шаповалов С.Ю. Взыскание налогов. М., 2003. С. 8.
15
Шаталов С.Д. Комментарий к НК РФ, части первой (постатейный). М., 2003. С. 483.
16
Маркова М.Г. Новое в методологии налоговых проверок // Налоговые споры: теория и практика. 2005. № 1.
17
На момент подготовки настоящей работы в Госдуме обсуждается законопроект с поправками в ст. 95 НК РФ, для того чтобы исключить противоречия между п. 1 и 3 ст. 95 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 95 в редакции законопроекта эксперт может привлекаться налоговым органом как при проведении выездной проверки, так и при проведении иных форм налогового контроля.
18
Комментарий к НК РФ, частям первой и второй / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 425.
19
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007, № 34.
20
Ответ заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина от 26.04.2007 // Консультант Плюс.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения"
Книги похожие на "Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аркадий Брызгалин - Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения"
Отзывы читателей о книге "Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения", комментарии и мнения людей о произведении.