Преподобный Ефрем Сирин - Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина"
Описание и краткое содержание "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина" читать бесплатно онлайн.
Эта книга – подлинное творение преподобного Ефрема Сирина (ок. 306–373), великого учителя Церкви. Святой составил свои толкования на Евангелия, следуя тексту и порядку Четвероевангелия (Диатессарона) Тациана, церковного писателя-апологета II века.
В труде Ефрема Сирина благочестивый читатель найдет для себя один из самых обильных и живоносных источников духовного назидания.
89
Мысль святого Ефрема, по-видимому, такова: Мария знала, что Христос совершит на браке чудо, но в какое именно время и как оно будет совершено, об этом недоумевала. Когда увидела, что вина недостает, усомнилась в том, что чудо действительно будет совершено здесь, и потому сказала: «вина у них нет». Христос ответил: «не пришло Мне время», – то есть для Меня нет времени, или: не нужно, чтобы время Мое приходило, так как оно уже пришло и всегда есть. Из этих слов Мария поняла, что Ее сомнение не имело для себя повода, и потому сказала слугам: «всё, что скажет вам, сделайте».
90
Мария, Матерь Господа, смешивается здесь с Марией Магдалиной, что часто встречается в этих толкованиях святого Ефрема.
91
Святой автор думает, что Мария хотела подойти к распятому на Кресте Сыну и обнять Его, но была удержана словами Христа, поручившего Ее Иоанну.
92
То есть подготовлением.
93
Буквально: «восставить вкус, сладость коего неизреченна».
94
То есть отрокам в пещи (ср.: Дан., гл. 2).
95
Смену периодов.
96
Так и в толкованиях святого Ефрема на Книгу Бытия.
97
Смысл последних слов святого Ефрема, по-видимому, такой: некоторые думают, что для апостолов вместо крещения послужило Евхаристическое Тело Христа, основывая свое мнение на тесной связи Таинств Евхаристии и Крещения. Ибо, с одной стороны, для крещения, которое апостолы сами получили и другим давали, необходима вера в Евхаристию, как явствует из слов Христа, но, с другой стороны, должно согласиться и с тем, что крещение необходимо предшествует участию в Евхаристии или соединяется с ней в одном действии. Должно заметить, что святой Ефрем приводит здесь мнение «иных», а не свое собственное.
98
Так читается в обеих армянских рукописях.
99
Эти слова содержат в себе молитву ко Христу.
100
В этих словах опровергаются заблуждения маркионитов, которые творение мира и Законодательство считали делом не Христа и Его Отца, а иного бога, враждебного роду человеческому.
101
То есть каким образом Иисус мог отпустить грехи против Закона, если Он не есть Бог Закона?
102
По другому чтению: «Иайсва».
103
Если маркиониты скажут: «Зачем нужно было Господу говорить: отпускаются тебе грехи твои»? – должно отвечать так: «Затем, чтобы показать, что грех был причиной болезни расслабленного».
104
То есть если бы грехи были совершены расслабленным не против Христа, а против иного бога, то не было бы надобности отпускать ему их, а достаточно было только исцелить его.
105
Святой Ефрем опять направляет речь против маркионитов.
106
То есть Маркион.
107
Ср. Ис. 1, 6: «от подошвы ноги до темени головы нет у него (Израиля) здорового места».
108
То есть сим примером показано, что ветхозаветный обрядовый Закон отменен Христом.
109
Священные хлебы (ср.: Исх. 29, 32).
110
Не был священником по рождению, так как не принадлежал к роду Левия и Аарона.
111
Имеются в виду дальнейшие слова Господа: «ибо вы уже получили свое утешение».
112
Если люди простые или необразованные умеют наблюдать течение времени, то мудрые понимают и течение помыслов, и потому могут умерять и подавлять движения гнева и вызывающие обиду слова.
113
В этих и следующих словах святого Ефрема обличаются те сектанты, которые, грубо понимая заповеди Христа, буквально исполняли их на себе. Смысл рассуждений святого отца, по-видимому, таков: если Я, – говорит Господь, – повелел тебе отсекать самые члены, как ты думаешь, то почему ты не отрекаешься от богатства, удовольствий и прочего, хотя отвергнуть это гораздо легче, чем отсечь самые члены?
114
То есть главу Иоанна Крестителя.
115
Умолчав о языке, Господь тем самым подал людям пример молчания, то есть сказал о языке и против злоупотребления им.
116
То есть обличаемый прелюбодей.
117
Мысль этого неясного места, по-видимому, такова: если нераскаянному прелюбодею (без намерения его исправить) ты скажешь: «прелюбодей», то ни ты не получишь за это награды, ни прелюбодей не понесет большего наказания, чем заслуживает. Если же ты продолжишь говорить это о прелюбодее, который вследствие твоих порицаний обратился уже к лучшим делам, то он не только освобождается от того наказания, какое заслуживал ранее, но и достигает награды, а ты, преследующий его клеветой, получишь то наказание, какого желал ему. Ибо вина оклеветанного падает на голову клеветника. Поэтому клевета в прелюбодеянии заслуживает имени прелюбодейства, как и идолослужение.
118
То есть ложно обвиняющего в прелюбодеянии.
119
Буквально: «влагает в человека дело нечестия».
120
Правда и благодать. В этой и следующих мыслях святой Ефрем обличает еретиков, считавших Ветхий и Новый Заветы противоположными и потому несовместимыми.
121
Ветхий Завет так же соединен с Новым, как одна щека соединена с другой.
122
Ветхий Завет сохранен нам в Писании для того, чтобы мы не забывали о событиях, в нем рассказанных, и не считали ветхозаветное откровение отличным от новозаветного откровения. Новый же Завет дан для того, чтобы, оставив то, что было в Ветхом Завете несовершенным и преходящим, мы стремились к высшему совершенству.
123
То есть в царстве правды подзаконной, а не прощались, как в Царстве благодати.
124
Этим прекрасным сравнением награды правды с основным капиталом, а награды благодати с процентами, наглядно показывается, что заповеди Нового Завета отнюдь не исключают собой заповедей Ветхого Завета.
125
То есть награду Закона и благодати.
126
То есть кто обидящему воздает благодеянием. Ср.: Рим. 12, 20.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина"
Книги похожие на "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Преподобный Ефрем Сирин - Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина"
Отзывы читателей о книге "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина", комментарии и мнения людей о произведении.