» » » » Олег Баев - Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)


Авторские права

Олег Баев - Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Олег Баев - Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)"

Описание и краткое содержание "Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)" читать бесплатно онлайн.



В издание, посвященное 70-летию заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора О.Я. Баева (28 июня 1941 г. р.), включены его работы разных лет по проблемам криминалистики и уголовного процесса.

Для криминалистов, специалистов в области уголовного судопроизводства, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.






Предложим цепь следующих рассуждений. Подробный образ некоего события, предмета, обстоятельства и т. п. (объединим их понятием «объект») отражается в памяти человека в виде информационных сигналов, приобретенных в процессе чувственного восприятия объекта. Трансформируясь в процессе мыслительной деятельности человека, этот образ приобретает характер достоверного знания об объекте. В соответствии со своими интересами и отношением к расследованию лицо принимает решение либо объективно воспроизводить это знание, либо скрывать или искажать его. Это создает достаточно устойчивую психологическую установку, во многом предопределяющую линию поведения лица в отношении оперирования своим знанием. «Воспринимаемая человекам картина мира, сложная и постоянно меняющаяся, – отмечают А. Н. Леонтьев и Е. П. Кринчик, – содержит систему вероятностных и альтернативных отношений, в которых явления внешнего мира даны человеку… Эти специфические отношения учитываются человеком в его поведении. Они становятся объектом отражения и регулятором его поведения» [78, 240].

На окончательное определение линии поведения контрагента безусловно оказывает существенное влияние и то, что он вынужден учитывать действительное или возможное знание следователя об этом же объекте и об источниках информации о нем. Тем самым контрагент в подобных ситуациях активно прибегает к рефлексии, «думает за следователя», строит мысленную модель знания следователя об объекте. В свою очередь, следователь полагает, что контрагент его действий находится в одном из указанных, но, как правило, следователю неизвестном состоянии. Желая перевести контрагента в состояние выдачи или готовности к выдаче информации об объекте и решив с этой целью прибегнуть к. одному из методов психического воздействия на личность, следователь исходит из цепи умозаключений, носящих также в целом рефлективный характер. Отправным их пунктам является предположение о там, что линия поведения контрагента будет обусловливаться взаимосвязанными факторами, которые мы обосновали выше (психологическая установка его личности в предстоящем общении, смоделированное вероятное или достоверное знание следователя об объекте).

Таким образом, перевод контрагента в желаемое следователю состояние возможен лишь при изменении, как минимум, одного из названных факторов. Отметим, что возможность квантификации такого сугубо психологического явления, как субъективное отношение человека к воздействующим на него сигналам при всей своей важности весьма проблематична [78; 95; 129]. В этой связи, ни в какой степени не уменьшая значения необходимости учета и использования в предстоящем конкретном общении предполагаемой сугубо субъективной психологической установки личности контрагента с целью ее изменения в желаемом направлении, все же мы полагаем, что методы психического воздействия на личность должны изучаться в основном как. средство попытки изменения второго фактора, а именно – предполагаемого (контрагентом знания следователя об объекте. Это связано с там, что данный фактор в значительно большей степени, чем первый, формируется на объективных (и также вероятностных, принятых в ходе рефлексивных рассуждений), логических посылках, как правило, достаточно просто поддающихся выявлению в ходе собственных рефлексивных рассуждений, а потому – и моделированию.

Как уже говорилось, достоверным знанием об объекте располагает (или на взгляд следователя должен располагать) контрагент. Следователь же зачастую обладает лишь минимальной информацией об этом объекте, добытой как следственным, так и оперативными путями. В этих случаях неполноту своего знания он возмещает путем рефлексивных рассуждений, основанных как на своем профессиональном и жизненном опыте, так и на теоретических познаниях. Такие рассуждения позволяют следователю построить вероятностные модели трех видов.

Во-первых, модель знания следователя об объекте и связях между элементами объекта. Такую модель можно представить в виде кривой, описывающей вероятность знания следователя об объекте, отдельных его элементах и их месте в структуре объекта. Подобная кривая может быть построена на системе координат, где по оси абсцисс откладывается перечень фактов, подлежащих установлению; по оси ординат – значения вероятности знаний следователя относительно каждого из фактов, отмеченных на оси абсцисс. Ясно, что наибольшее значение этой кривой достигается в точке, соответствующей факту, знания о котором наиболее вероятны.

Во-вторых, модели предполагаемого знания контрагента об объекте, которое он, возможно, скрывает. Поскольку на оси координат обозначаются вероятные элементы объекта и связи между ними, а контрагент, как мы полагаем, обладает достоверным знанием об объекте, то модель знания последнего, очевидно, можно изобразить как прямую, параллельную оси абсцисс, расположенную на высоте значения достоверного знания следователя об объекте.

В-третьих, модели предполагаемого контрагентом знания следователя об объекте. Эту модель можно изобразить в виде кривой, максимальными значениями которой будут достоверные (или принимаемые за таковые) на данном этапе следствия сведения контрагента о знании, которое как он полагает (или знает), имеется об объекте у следователя.

Несомненно, что эти модели отличаются от собственно кибернетических моделей. Сходство формирования предлагаемые моделей с процессом моделирования в технике состоит в том, что наши модели являются изображениями процессов, протекающих в окружающей среде. Особенностью описываемых моделей является то, что они весьма неустойчивы, их нельзя представить себе в виде неких статичных отпечатков. Они непрерывно перестраиваются с учетом вновь воздействующих на сознание следователя и контрагентов факторов. В использовании и маневрировании имеющейся или предполагаемой информации, которая логически и психологически более достоверно может связать максимальные значения кривой первой модели и минимальные значения кривой третьей модели, на наш взгляд, и кроется возможность эффективного использования методов психического воздействия на личность. Они являются способом возможной трансформации модели контрагента о знании (или незнании) следователя об объекте в желаемом направлении. Очевидно, что рассматриваемые тактические элементы существуют в форме тактического приема, лежащего в афере организации и применяемого, как правило, при проведении регламентированного законом следственного действия (чаще всего в процессе допроса).

Методы психического воздействия на личность, как и другие тактические элементы, основаны на рациональном использовании как отдельных закономерностей между желаемым результатом и допустимыми способами, направленными на его достижение (класс С по нашей классификации), так и закономерностей возникновения, сохранения и воспроизводства информации (классы А и В).

В частности, в основе их формирования лежит следующая закономерность психической деятельности человека, выявленная и изучаемая психологией: процесс мышления человека, формирование его знания и линия его поведения во многом зависят от воздействия на человека различных внешних сигналов, имеющих информационную природу (зрительных, звуковых и т. п.). Такие сигналы выступают в качестве импульса-раздражителя нервной системы человека. На основе анализа протекания событий в прошлом и получаемых при этом импульсов-раздражителей человек предвосхищает будущие значения афферентных импульсов, что в основном, является регулятором его поведения. В момент изменения импульса-раздражителя афферентные, импульсы перестают соответствовать экстраполируемым значениям сигналов; в результате возникают импульсы рассогласования и появляется ориентировочная реакция. Модель знания нарушается и ее влияние на условно – рефлекторный механизм торможения, ослабевает [118]. Рассматриваемые методы, используя результаты проявления данной закономерности, и выступают в качестве искусственного информационного импульса рассогласования, вносимого в модель контрагента о знании следователя об объекте. Если предлагаемые нами модели построены с высокой степенью вероятности, то использование тактического приема может вызвать диссонанс в модели контрагента о знании следователя об объекте и повлечь соответственное изменение линии его поведения (или совершение им действий) в желаемом следователю направлении.

Результат проявления закономерностей возникновения, сохранения и воспроизводства информации лежит в основе этих методов в виде учета такой закономерности класса В, как способность субъекта сохранять информацию об объекте в виде «записанной» в своей памяти системы сигналов и объективно воспроизводить эту информацию.

По своей гносеологической природе методы психического воздействия на личность, на наш взгляд, во многом являются родственными научному, естественно, весьма специфическому эксперименту. «Наблюдение, – писал о научном эксперименте И. П. Павлов, – видит в животном организме массу явлений, существующих рядом и связанных друг с другом то существенно, то косвенно, то случайно. Ум должен догадаться насчет действительного характера связи – и это при множестве возможных предположений. Опыт как бы берет явления в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и. таким образом, в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» [98, 357][31].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)"

Книги похожие на "Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Баев

Олег Баев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Баев - Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.