» » » » Владимир Якунин - Железные дороги России и государство


Авторские права

Владимир Якунин - Железные дороги России и государство

Здесь можно купить и скачать "Владимир Якунин - Железные дороги России и государство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «ЦУП»44ac4133-e9d2-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Якунин - Железные дороги России и государство
Рейтинг:
Название:
Железные дороги России и государство
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-91290-132-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Железные дороги России и государство"

Описание и краткое содержание "Железные дороги России и государство" читать бесплатно онлайн.



В работе изучен генезис взаимоотношений государства и железнодорожного транспорта на протяжении всего периода существования железных дорог, определена специфика железнодорожной отрасли в экономике Российской Федерации, ее геополитическая и геоэкономическая роль.

Взаимосвязь государства и территории показана в отличном от привычного представления ракурсе, вскрывающем специфическую государственно значимую роль железной дороги. Проанализирован международный опыт реформирования железнодорожной отрасли, в том числе и в Российской Федерации. Предложены пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

Для государственных служащих, работников транспортной отрасли, предприятий транспорта, представителей органов законодательной и исполнительной власти, студентов и преподавателей высших учебных заведений.






Сложившаяся система преференций при предоставлении скидок с тарифов на грузовые перевозки, продажи и аренды подвижного состава частным операторам полностью искажали суть проводимых реформ железнодорожной отрасли, создавали благоприятную среду для колоссальных злоупотреблений и частной наживы.

Все это самым негативным образом также сказывалось на моральном духе коллектива и сеяло демотивацию, недоверие и социальное напряжение.

Состояние дел объективно приобретало катастрофический характер. Так, пассажирооборот к 1999 г., по сравнению с 1992 г., сократился в 2–2,5 раза в дальнем сообщении, чуть менее – в пригородном, грузооборот упал более чем в 2 раза – до катастрофически низких, беспрецедентных показателей, оказавшись сопоставимым с грузооборотом в 1959 г.[9] Общие показатели железнодорожного транзита были нестабильными еще до распада СССР, но после 1991 г. процесс спада приобрел обвальный характер. Самые низкие показатели отмечены в 19931995 гг. и 1999 г.

К концу 1990-х гг. период кризисной стагнации в экономике России был в целом преодолен. Железнодорожный транспорт оказался способным обеспечивать основные потребности экономики и населения в транспортных услугах. Он по-прежнему являлся важным фактором обеспечения территориальной целостности России, единства национального товарного рынка, инструментом интеграции страны в систему мировых хозяйственных связей, обеспечения внешней торговли.

Важным обстоятельством является то, что совокупными усилиями органов исполнительной и законодательной власти РФ, общественных и научных организаций, в условиях перестройки железнодорожная отрасль была защищена от поспешной и непродуманной приватизации. Был принят алгоритм последовательного, очень осторожного – во избежание негативных последствий для экономики страны в целом – преобразования отрасли. В последующие восемь лет отрасль работала как единый производственно-технологический комплекс, обеспечивая экономическую стабильность страны.

В октябре 2003 г. в соответствии с решением Правительства РФ было образовано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – ОАО «РЖД», а в марте 2004 г. упразднено Министерство путей сообщения Российской Федерации. Функции этого важного государственного органа, сыгравшего определяющую роль в истории железнодорожного транспорта, были переданы Министерству транспорта РФ.

Правление ОАО «Российские железные дороги» одобрило Генеральную схему развития железных дорог до 2030 г., согласно которой потребность железных дорог в инвестициях для обеспечения перевозок составит на период до 2010 г. около 1 трлн 137 млрд руб. (41,6 млрд долл.)[10], на период 2010–2015 гг. – 1 трлн 413 млрд руб. (51,7 млрд долл.)[11]. Годовая инвестиционная потребность ОАО «РЖД» оценивается в 150 млрд руб. (5,5 млрд долл.)[12]. Если сравнить приведенные данные с данными 2004 г., то следует констатировать, что потребность в инвестиционных ресурсах в отрасли увеличилась вдвое.

Негативные тенденции в экономике на первом этапе реформ и значительное снижение спроса на перевозки отрицательно сказались на объемных показателях работы (табл. 3), на финансовом положении железных дорог и вызвали значительное повышение уровня износа основных фондов, который в локомотивном и вагонном хозяйстве превысил 65 %. Износ верхнего строения пути – более 70 %. Недостаточное развитие пограничных и припортовых станций вызывает увеличение сроков доставки грузов и эксплуатационных расходов.

Практически без изменений оставалась протяженность железнодорожной сети. На начало 2008 г. эксплуатационная длина сети железных дорог составляла 85 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два пути и более – 42,9 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой, – 50,3 % от эксплуатационной длины. В инвентарном парке ОАО «РЖД» насчитывалось 6,3 тыс. грузовых электровозов, 8,7 тыс. грузовых тепловозов, около 500 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских вагонов.

Экономическая реформа в области железнодорожного транспорта, внеся существенные изменения в отношения МПС РФ с государственным бюджетом и с дорогами, в период 1992 1998 гг. не сопровождалась сколько-нибудь заметными переменами в их правовом статусе. Железнодорожный транспорт общего пользования Российской Федерации оставался единым производственно-технологическим комплексом, находящимся в федеральной собственности.

В силу этого сохранялась, хотя и в видоизмененной форме, традиционная система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта. В ней можно выделить следующие виды регулирования:


Таблица 3

Основные показатели работы железнодорожного транспорта в Российской Федерации



Источники: Основные показатели транспортной деятельности в России: 2004; 2008.

нормативно-правовое (устав железных дорог, правила перевозок грузов и пассажиров, государственные стандарты и другие руководящие документы федерального уровня – указы, постановления, распоряжения и пр.);

налоговое (налогообложение и контроль за его исполнением, налоговые льготы и т. п.);

финансовое (инвестиционная политика, условия системы предоставления кредитов, дотаций и т. п.);

тарифное (установление уровня тарифов, их утверждение, дифференциация, предоставление тарифных льгот, контроль за правильностью применения тарифов и др.);

лицензионное (выдача лицензий и разрешений на право заниматься перевозочной деятельностью).

Эти виды государственного регулирования остаются действенным инструментом в отношениях ОАО «РЖД» с другими отраслями народного хозяйства и в настоящее время.

В дискуссиях о механизме управления экономикой России высказывается и получает поддержку такая точка зрения, будто в условиях рыночных отношений вмешательство государственных органов и контроль за деятельностью предприятий, включая и предприятия железнодорожного транспорта, недопустимы. При этом утверждается, что рыночная среда является самоорганизующейся и саморегулируемой системой, которая «настраивается» на оптимум автоматически.

Некоторые допускают ограничение сферы регулирования транспортной деятельности только экономическими рычагами (тарифами, кредитами, датированием, налогообложением и т. п.). Между тем, государственное регулирование многомерно и, конечно, не ограничивается только рычагами экономического воздействия, хотя это и является очень важным. Рыночная экономика не только не исключает апробированные формы государственного регулирования, но и объективно требует его для гармонизации интересов государства, бизнеса и общества.

Говоря о железных дорогах, подчеркнем, что в силу их особого положения в экономике любой страны (и тем более такой уникальной, как Россия) они являются объектом достаточно жесткого государственного регулирования. Интересен тот факт, что в ряде стран такое регулирование в свое время было введено по инициативе самих транспортников, заинтересованных в обеспечении справедливой конкуренции и стабильности своего бизнеса.

Сочетание государственного регулирования с внутриотраслевым хозяйственным расчетом в прошлом позволяло сохранять организационно-управленческую и финансово-экономическую целостность отрасли, преодолевать, хотя и не без труда, трудности, порождаемые инфляцией и неплатежами.

Современные тенденции к регионализации экономики России, ориентированной на рынок, объективно приводят к тому, что государственное регулирование становится не только многомерным (о чем говорилось выше), но и многоуровневым. В нем, наряду с федеральным уровнем, обретают все более четкие контуры региональный и местный (муниципальный) уровни.

Принцип экстерриториальности железнодорожного транспорта сохраняется и в условиях рынка, однако сами дороги теперь больше, чем прежде, заинтересованы в усилении экономических контактов с региональными и муниципальными органами власти. Органы исполнительной власти на уровне регионов, законодательные собрания и другие организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, а также отвлекать эксплуатационный персонал железнодорожного транспорта на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ региональные и местные органы власти могут предоставлять предприятиям железнодорожного транспорта льготы по взиманию платы за землю и другие налоговые льготы.

Предприятия и организации железнодорожного транспорта отчисляют налоги и другие платежи в федеральный и местный бюджеты. А предоставляемые здесь льготы должны стимулировать повышение качества транспортного обслуживания и развитие социальной сферы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Железные дороги России и государство"

Книги похожие на "Железные дороги России и государство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Якунин

Владимир Якунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Якунин - Железные дороги России и государство"

Отзывы читателей о книге "Железные дороги России и государство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.