Дирк Кемпер - Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна"
Описание и краткое содержание "Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна" читать бесплатно онлайн.
Книга Дирка Кемпера, представителя современного культурологического направления в немецком литературоведении, посвящена реконструкции одного из центральных сюжетов в истории европейской культуры – становлению концепции индивидуальности в творческом развитии Гёте, от «Вертера» через «Вильгельма Мейстера» к «Поэзии и правде». Этапы этого становления реализуют, по мысли автора монографии, парадигму самоопределения современной личности, человека модерна. Философия личности у Гете, проблема ее самопознания, ее свободы и суверенитета, условий ее интеграции в господствующую картину мира, принципов ее художественного изображения раскрыта автором монографии на глубоком фоне эстетической и культурфилософской мысли Нового времени. Исследовательский метод Д. Кемпера характеризуется сочетанием традиционной для немецкой науки филологической основательности с новейшими приемами анализа нарративных структур, подчеркнутого внимания к литературно-историческому контексту с широтой философско-антропологического подхода.
123
Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 54, Anm. 115.
124
Все цитаты из Библии Лютера приводятся по изданию 1545 года: «Biblia/Das ist:/Die gantze Heilige Schrifft: Deudsch/Auffs new zugerichtet/D. Mart. Luth. /Begnadet mit/Kurfürstlicher zu Sachsen Freiheit./Gedruckt zu Wittemberg/Durch Hanns Luft/M.D. XLV.».
125
Ср. Рим. 5–8.
126
Ср. также: Кол. 3, 11: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
127
Ср.: Grandmann: Freiheit, insbes. S. 26–28.
128
Luther: Kritische Gesamtausgabe, VII, S. 21.
129
Luther: Kritische Gesamtausgabe, VII, S. 35.
130
См. выше, раздел Посессивный индивидуализм.
131
Moser: Staatsrecht, Bd. 5, S. 128.
132
Sachsenspiegel, hg. Sachße, S. 249: «Do men ok recht satte erst do en was nen denest man. alle lüde waren uri do unse uorderen her to lande quamen». [В то время, когда впервые утвердилось право, не было слуг. Все люди были свободны, когда наши предки поселились на этих землях.]
133
Ср. Grandmann: Freiheit, insbes, S. 50 ff.
134
Ср. Dipper: Ständische Freiheit.
135
Gundling: Discours, S. 63.
136
Wolff: Werke II, 17, S. 88.
137
Аделунг (в своем словаре) в томе третьем 1798 года этого понятия еще не употребляет, но Кампе (Wörterbuch, Bd. 3, S. 267) дает в 1809 году следующее определение: «Как разумное и свободное существо каждый человек обладает естественными правами». – Grimm (Wörterbuch, Bd. 12, Sp. 2064) приводит ряд свидетельств, относящихся к последней трети XVIII века. – В дискуссии о прусском религиозном эдикте 1788 года права человека выступают уже в качестве общепринятого аргумента. Ср. Что есть свобода совести? (Was ist Gewissenfreiheit?), S. 18 u. ö.; [Villaume: ] Freimüthige Betrachtungen, S. 31 (Размышления свободомыслящего); Schreiben an den Fürsten von *** (Письмо князю***), S. 8; [Riem.] Ueber Aufklärung (О просвещении), S. 7, 8, 34; Apologie des Königlich-Preußischen Religions-Edicts (Апология прусского королевского указа о религии), S. V–VI, 8, 67, 70, 72, 73, 77, 97, 101, 125, 138, 143; [Schütz: ] Ueber Wahrheit und Irrthum (Об истине и заблуждении), S. 57; Preßfreiheit, Satire, Religionsedikt, Aufklärung (Свобода печати, сатира, религиозный указ, Просвещение), S. 27.
138
Schlettwein: Rechte der Menschheit, S. 121 ff.
139
Fredersdorff: System des Rechts, S. 153.
140
Само слово употребляется только однажды, в форме косвенной речи, при передаче требований восставших крестьян (Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 209): «И стало известно, что крестьяне, за ним записанные, пришли с посланием и говорили, что они хотят напомнить, что воюют за свои свободы».
141
Выделено Д. К.
142
Götz, 1, 3; FA 1, 4; S. 299.
143
Ibid., S. 297.
144
Ibid., S. 298.
145
Ibid., S. 308 f.
146
Götz II, 6; FA I, 4, S. 320. – В результате этого кризиса Вейслинген полностью переоценивает свою личность, идентифицируя себя с уже раннее принятой противоположной стороной. Он чувствует, что в своей истинной сущности он открыт Гецу (Götz II, 9; FAI, 4, S. 327): «Я чувствую сам, что колебания невозможны. Он предупрежден о том, что я снова Вейслинген».
147
Götz IV, 5; FAI, 4, S. 367.
148
Ibid., S. 368.
149
Ibid., V, S. 386.
150
Ibid., S. 388.
151
Ibid., S. 386.
152
Götz III, 19; FA I, 4, S. 352.
153
Ibid., S. 353.
154
Ср. Adelung: Wörterbuch, Bd. 4, Sp. 40.
155
Grimm: Wörterbuch, Bd. 16, S. 369.
156
Ibid.
157
Ср. Schulze: Deutsche Geschichte, S. 222–226.
158
Götz IV, 4; FAI, 4, S. 364.
159
Leibniz: Monadologie, § 3; hg. Herring, S. 27.
160
Leibniz: Monadologie, § 84, S. 67.
161
Ibid., § 85, S. 67.
162
DuW III, 15; WA I, 28, S. 318.
163
An Zelter, 27. Juli 1807; WA IV, 19, 377 f.
164
Götz IV, 2; FAI, 4, S. 358 f.
165
Maximen und Reflexionen 951; ΜΑ 17, S. 882 (Выделено Д. К).
166
См. сборник «Slogans, Parolen, Schlagsätze» под рубрикой «Die siebziger Jahre» на интернет-странице Федерального управления (Zentralstelle für das Auslandsschulwesen), сервер «Deutsche Auslands Schularbeit Am Netz – DASAN» по адресу: htpp://www.dasan.de /50j2/texte/schlagwort.htm.
167
DuW IV, 17; WA I, 29, S. 72.
168
DuW IV, 19; WA I, 29, S. 162.
169
Jean Jacques Antoine Ampere: (Euvres dramatiques de Goethe, traduites de l'allemand. In: Globe, Bd. 3, Nr. 55 v. 29. April 1826 u. Nr. 64 v. 20. Mai 1826. Ампер рецензировал издание сочинений Гете в переводе Фредерика Альберта Александра Штапфера (Oevres dramatiques de J. W. Goethe. Trad, de l'allemand par Albert Stapfer. 4. Bde. Paris 1825). Гете перевел рецензию Ампера для третьего номера пятого тома (1826) и первого номера тома шестого (1827) своего сочинения Об искусстве и древности (lieber Kunst und Alterthum); WA I, 41.2, S. 177–198, 201–204, hier S. 186.
170
3. Kritisches Wäldchen; Herder: Sämtliche Werke, hg. Suphan, III, S. 470 f. – На значение этого места указывал Генрих Мейер-Бенфей; ср. Meyer-Benfey: Goethes Goetz von Berlichingen.
171
DuW IV, 19; WA I, 29, S. 162 – Ср.: DuW III, 13; WA I, 28, S. 206: «этот поворотный пункт в немецкой истории».
172
DuW IV, 17; WA I, 29, S. 72 f. (выделено Д. К.)
173
Götz I, 2; FAI, 4, S. 287.
174
Götz I, 2; FAI, 4, S. 287.
175
Götz I, 2; FAI, 4, S. 287.
176
Götzl, 4,FAI, 4, S. 302.
177
Götz I, 4, FA I, 4, S. 302. – О том, что Гете – практикант при имперском суде – слишком хорошо знал, как трудно давалось введение и осуществление принципа законности, свидетельствует сцена 10 акта II, где выразительно показано, что выносимые таким способом приговоры на практике теряли смысл вследствие затяжек, коррупции и многих других причин. Ср. также рассказ Гете об истории имперского суда в Поэзии и правде (DuW III, 12).
178
Götz II, 6; FAI, 4, S. 321.
179
Götz II, 6; FAI, 4, S. 321.
180
Götz IV, 2; FAI, 4, S. 359.
181
Götz V 2; FAI, 4, S. 371 f.
182
Götz V, 2;FAI, 4, S. 372.
183
Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 205–207.
184
Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 207.
185
Grimm: Wörterbuch, Bd. 27, Sp. 227.
186
Adelung: Wörterbuch, Bd. 4, Sp. 1328.
187
Цит. по репродукции титульного листа вольфенбюттелевской иллюстрированной рукописи, приведенном в каталоге выставки под названием: Gott ist selber Recht. Die vier Bilderhandschriften des Sachsenspiegels, S. 59.
188
Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 227.
189
Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 159 f.
190
Ср., напр., Berlichingen: Lebens-Beschreibung, S. 147 f.: «и не могу думать иначе, как только так, что всемогущий Бог оказывал мне свою милость, помощь и милосердие не только в моих спорах, но и во всех моих опасных предприятиях, наездах и войнах против высших и низших сословий, которых вел я так много, и всегда заботился обо мне более, чем я сам о себе».
191
Moser: Patriotische Phantasien, Bd. 4, S. 267.
192
В Швабском зерцале (Schwabenspiegel) 1260/75 гг. по этому поводу читаем: «Мы должны служить своим господам потому, что они нас защищают. А если они оставляют страну без защиты, то им не должно служить» (Schwabenspiegel, hg. Eckhardt, Bd. 2, S. 215).
193
DuW III, 12; WA I, 28, 139–142.
194
22. Mai 1771; ΜΑ 1.2, S. 203.
195
Влияние Лумана на исследование проблемы личности ощущается повсюду: ср. напр., Voßkamp: Individualität, Biographie, Roman. О плодотворности подхода Лумана именно в исследованиях творчества Гете свидетельствуют следующие работы: Willems: Das Problem der Individualität als Herausforderung an die Semantik im Sturm und Drang. – Fotis: Das Individuum und sein Jahrhundert. – Fotis: «Individuum est ineffabile». – Pott: Literarische Bildung.
196
Cp. Luhmann: Gesellschaftsstruktur, Bd. 3, S. 149–258 (Kap.: Individuum, Individualität, Individualismus), зд.: S. 155.
197
Ср. Luhmann: Gesellschaftsstruktur, Bd. 3, S. 160.
198
4. Mai 1771; ΜΑ 1.2, S. 197.
199
4. Mai 1771; ΜΑ 1.2, S. 197.
200
Ibid., S. 198.
201
В аналогичном смысле Гете пользуется словом «одиночество» в письме к И. И. Ризе от 28 апреля 1766, посланном из Лейпцига (WA IV, 1, S. 44): «Вы живете в довольстве в М., а я так же здесь. В одиночестве, в одиночестве, совсем одиноко. Дорогой Ризе, от этого одиночества в моей душе поселилась какая-то печаль».
202
4. Mai 1771; ΜΑ 1.2, S. 198.
203
24. Dez. 1771; ΜΑ 1.2, S. 248.
204
Ibid.
205
Ibid., S. 249.
206
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна"
Книги похожие на "Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дирк Кемпер - Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна"
Отзывы читателей о книге "Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна", комментарии и мнения людей о произведении.