Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"
Описание и краткое содержание "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать бесплатно онлайн.
Новая книга известного православного писателя Николая Коняева рассказывает о становлении и расцвете Православия на Русском Севере, где преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, явилась Святая Троица. Дивным светом совершившегося Божьего чуда пронизаны страницы повествования о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери. Вместе с писателем читатель побывает в северных монастырях и сельских храмах, познакомится с жизнью приходов Русского Севера. Перед вашими глазами пройдут события, связанные как с восстановлением храмовых зданий, так и с возрождением монашеской жизни, с пробуждением христианских душ.
Николай Михайлович Коняев
На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Благая весть
Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери
Шесть столетий назад
Еще не встало солнце…
Тусклый свет белой ночи озарял пустынные воды Ладоги, рыбацкую лодку, фигуры рыбаков, устанавливающих сеть на рыбной луде. Тусклая серая вода стекала с их рук.
– Однако припозднились севодня, – проговорил один из рыбаков, заметив пробежавшие по озерной воде вспышки света. – Не управились до восхода…
– Пошто? – ответил другой рыбак. – В самый раз выехали…
И, глядя в небо, осенил себя крестным знамением.
Его товарищ удивленно оторвал глаза от играющей светом воды, и сеть выпала из рук…
Прямо над лодкой, в ореоле дивного света, стояла в небе икона Богородицы!
1
Тихвинская икона Божией Матери…
Этот образ был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы.
Существует предание, что она была написана Лукою на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Посмотрев на икону, Божия Матерь сказала:
– С этим образом – благодать Моя и сила.
Евангелист Лука передал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. После кончины Феофила икону перенесли в Иерусалим.
В V веке императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. Здесь для иконы была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий – хранилище главных святынь Византийской империи.
В VIII веке, спасая икону от еретиков-иконоборцев, ее перенесли в Пантократскую обитель. Замуровали здесь в стене вместе с горящей перед иконой лампадой.
Через шестьдесят лет, когда опасность миновала и тайник раскрыли, лампада продолжала гореть перед образом, как будто и не было страшных десятилетий иконоборческой ереси…
А потом икона исчезла из Константинополя, и снова увидели ее уже в небе над Ладогой.
Словно чистый свет, возникает Тихвинская икона Божией Матери в евангельски простом северном пейзаже.
Озеро… Рыбацкие лодки… Неземное сияние.
Произошло это в 1383 году.
2
Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков и местных крестьян, священников и монахов, женщин и детей, Чудотворная икона Божией Матери шествовала по Русской земле.
По пути она останавливалась в пяти местах. Два раза на реке Ояти, два раза на реке Паше, а на пятый раз – на реке Тихвинке.
На горе Смолковой [1], у реки Ояти, это место отметили Успенской часовней…
В селе Имоченицы (Вымоченицы) [2], на Ояти, возвели церковь Рождества Пресвятой Богородицы…
На Куковой [3] (Курковой) горе, на реке Паше, построили в дальнейшем церковь во имя иконы Божией Матери Тихвинской…
В Кожеле, на реке Паше, – церковь Покрова Пресвятой Богородицы [4].
Ну а «июня в 26 день в лето 6891 от Сотворения мира, – свидетельствует летопись, – явися икона „Пречистыя образ Одигитрия“ во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин».
На Тихвинке сразу начали рубить лес для строительства часовни.
До ночи заготовили бревна и сложили три венца…
Больше ничего не успели – всех сморила усталость.
Когда же проснулись, ни иконы, ни сруба, ни бревен не оказалось на месте, все исчезло неведомо куда.
После долгих поисков в болотистом месте, за рекой Тихвинкой, нашли и приготовленные для постройки бревна, и сложенный на три венца сруб. На восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом, стояла сама икона.
И поняли все, что это знак, тут и поставили церковь, вокруг которой предстояло вырасти монастырю, называвшемуся Великой лаврой Успенья Пресвятой Богородицы.
Не святыми, не подвижниками Церкви, не земными царями был основан он, а самой Царицей Небесной, Ее Чудотворным образом…
«О, всемилостивая христианская Надежда, Заступница и Скорая Помощница всем, призывающим Тебя с верою, Мать Христа, Бога нашего! Ныне пришествием Своим помилуй и спаси нас, недостойных, не имеющих ниоткуда помощи, кроме Тебя и от Тебя родившегося Христа Бога нашего, Которому не переставай молиться о нас. И ниспошли нам щедроты Свои и благодать, и милость, и цельбоносную Свою икону, для которой изволила избрать это место в жилище. Здесь – О, Владычица! – благоизволи ныне и вовеки пребывать, милуя и спасая весь христианский род, ибо Ты благословенна с Родившимся от Тебя вовеки. Аминь».
3
Из сокровенной глубины святоотеческих преданий разгорается над Россией свет Тихвинской Чудотворной иконы Божией Матери…
Из жития великого русского святого Антония Дымского мы знаем, что в 1238 году, в бытность иноком Хутынской обители Всемилостивого Спаса, он ездил по церковным делам к патриарху Герману II и провел в Константинополе пять лет.
Когда, вернувшись, Антоний входил в монастырские ворота, преподобный Варлаам Хутынский, лежа на смертном одре, сказал: «Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли! Оставляю его вместо себя наставником».
Но преподобный Антоний, завершив дела, связанные со строительством и украшением храма Благовещения Пресвятой Богородицы, ушел из Варлаамо-Хутынского монастыря на уединенное отшельническое житие.
Келью свою преподобный Антоний устроил на безлюдном берегу Дымского озера, где в любую погоду приплывал он на лодке к выступающему из воды камню и подолгу молился здесь.
Если мы вспомним о пяти годах, проведенных Антонием в Константинополе, где он – в этом не может быть сомнения! – молился и во Влахернском храме перед Чудотворным образом, то, не рискуя ошибиться, можно предположить, что именно написанная евангелистом Лукой Одигитрия и открывалась духовному зрению инока во время молитвенного стояния посреди Дымского озера, раскинувшегося всего в нескольких километрах от Тихвинки.
И получается, что перед Тихвинской иконой задолго до того, как она появилась у нас, уже звучали на Руси молитвы преподобного…
Получается, что эта Икона была вымолена для Руси на Дымском озере…
И высоким сокровенным светом озарятся те, столь тщательно описанные в составленном в XV веке «Сказании о явлении иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской» многочисленные остановки Иконы по пути к Тихвинке. Икона как бы выбирала себе место на намоленной земле.
И она выбрала его.
Выбрала на долгие века…
Паломники издревле постигли таинственную связь между обителью преподобного Антония Дымского и Домом Чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. По пути на богомолье в Тихвинский монастырь они всегда заходили к преподобному Антонию в Дымскую обитель.
4
Тихвинская икона пришла к нам, на Русь, как благая весть.
Всего три года прошло после Куликовской битвы, и икона как бы знаменовала начало нового этапа в истории нашей православной страны.
Нет-нет!
После блистательной победы на поле Куликовом Московская Русь не освободилась от ордынского ига. Через два года, как раз накануне явления Тихвинской иконы Божией Матери, хан Тохтамыш взял Москву и сжег ее. Опасаясь происков тверского князя, Дмитрий Донской отправил в Орду своего сына.
Снова возобновилась выплата дани.
И казалось, что все возвратилось на круги своя и ничего не изменилось в подвластной татарам Русской земле.
Во всяком случае, так думали и рязанские, и тверские князья.
Но в Москве услышали и постигли смысл благой вести раньше других. Московские князья сумели понять, что сохранение духовной самостоятельности важнее даже сохранения самостоятельности государственной. И хотя Русь и продолжала платить дань, она уже перестала быть улусом Орды и была более независимой, чем, к примеру, Великое княжество Литовское.
Это княжество раньше Москвы сбросило с себя зависимость от татар, но ему пришлось для этого пожертвовать самым главным – верою отцов и прадедов, то есть, по сути, пожертвовать самими собою, уйдя в стан врагов православия…
Путь этот оказался гибельным.
Прошло совсем немного времени, и исчезло могущественное княжество, словно его и не было никогда.
В отличие от Литвы Московская Русь выдержала экзамен на духовную самостоятельность. Когда один из инициаторов заключения Флорентийской унии, глава Русской церкви митрополит Исидор, прибыл в Москву, великий князь Василий Темный объявил Исидора еретиком.
Низложение митрополита укрепило церковную самостоятельность Руси, но главное, еще точнее в череду святых благоверных князей оказалась встроенной личность великого князя. Она ассоциировалась теперь с образом истинного защитника веры и опоры православия, даже независимо от личных качеств князя.
Именно этот образ благоверного служения и позволил московским князьям столь успешно продолжить свое дело собирания и соединения Руси.
В этом и заключалось духовное содержание принесенной на Русь Тихвинской Чудотворной иконой Божией Матери благой вести…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"
Книги похожие на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"
Отзывы читателей о книге "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера", комментарии и мнения людей о произведении.