Евгений Богучарский - Мусульманский этикет
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мусульманский этикет"
Описание и краткое содержание "Мусульманский этикет" читать бесплатно онлайн.
Если вы налаживаете деловые и культурные связи со странами Востока, вам не обойтись без знания истоков культуры мусульман, их ценностных ориентиров, менталитета и правил поведения в самых разных ситуациях. Об этом и многом другом, основываясь на многолетнем дипломатическом опыте, в своей книге вам расскажет Чрезвычайный и Полномочный Посланник, почетный работник Министерства иностранных дел РФ, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России Евгений Максимович Богучарский.
Евгений Максимович Богучарский
Мусульманский этикет
Тае, внучке моей, посвящается книга эта…
Е. БогучарскийВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века – время значительного расширения деловых связей, развития контактов в сферах науки и искусства, время, когда сложившаяся геополитическая, социально-экономическая и национально-культурная ситуация делает необходимым не только проявление уважения к родной культуре, традициям и языку, но и толерантности по отношению к другим языкам и культурам, демонстрации способности к межкультурному диалогу и взаимодействию. Это время роста взаимопонимания культур и их взаимообогащения.
На повестке дня стоит вопрос выработки человечеством такой цивилизационной модели своего существования, которая предполагала бы наряду с закономерным процессом развития общества сохранение национально-культурной и религиозной идентичности отдельных народов. Это предполагает в качестве обязательного условия признание за другими права на жизнь и сохранение своей национально-культурной самобытности.
Международные контакты российских граждан за последние 10–15 лет получили активное развитие. Они осуществляются как по государственной линии, так и по линии бизнеса, науки, спорта, туризма Важное место во всех этих связях занимают контакты нашей страны и наших граждан с мусульманскими государствами и их гражданами. Именно поэтому интерес к правилам установления и поддержания контактов между простыми россиянами и представителями этих стран значительно вырос.
Многие россияне убеждены, что ислам исповедуют исключительно арабы. Однако на арабов приходится всего 15 % от 1,2 миллиарда мусульман. Почти каждый третий мусульманин живет на полуострове Индостан. Индонезия, страна с двухсотмиллионным населением, где проживает 160 миллионов мусульман, является самым крупным мусульманским государством. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения. В 28 государствах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак и др, ислам объявлен государственной религией. Ислам – вторая по численности верующих религия во Франции и третья – в Германии и Великобритании. В Америке, по мнению некоторых экспертов, мусульман больше, чем иудеев или членов епископальной церкви. Ислам выступает как мощное социокультурное явление и активная политическая сила. В историческом плане он возник в результате развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовым отношениям. В религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией сознания обитателей Аравии.
Немногие граждане знают, что среди арабов есть христиане и что именно в арабских странах возникли и поныне действуют наиболее древние христианские церкви – коптская, якобитская и маронитская.
Многие историки считают, что богатство исламского наследия отчасти объясняется его толерантностью и способностью впитывать черты различных культур и этнических традиций, присущих цивилизациям на огромном пространстве между Европой и Центральной Азией.
Это во многом объясняет, почему в последние годы появилось много публикаций, посвященных исламу. В немалой степени это связано и с известными проявлениями религиозного фанатизма и экстремизма.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с культурой и бытом чужого народа (наряду с отличиями в материальной культуре), – это особенности поведения в стандартных ситуациях. Специфические черты поведения при этом наиболее отчетливо проявляются в сфере общения. Такое восприятие иной культуры особенно характерно в наше время, когда отличия в материальном окружении существенно сглажены тиражированным производством вещей. Но так, вероятно, было и раньше. Неслучайно, что в сочинениях предшественников этнографической мысли (Геродота, Страбона, Тацита, Монтеня и др.), когда речь заходила о том, чем отличается один народ от другого, прежде всего упоминаются «странные» обряды, обычаи и привычки.
Существуют страны, пишет французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень, «где здороваются, приложив палец к земле, а затем подняв его к небу. Где мужчины носят тяжести на голове, а женщины на плечах <…>. Где в знак дружбы посылают немного своей крови и жгут благовония, словно в честь богов, перед людьми, которым желают воздать почесть. Где в браках не допускают родства, и не только до четвертой степени, но и до любой, сколь бы далекой она ни была. Где детей кормят грудью целых четыре года, а часто и до двенадцати лет; но там же считают смертельно опасным для ребенка дать ему грудь в первый день после рождения. Где отцам надлежит наказывать мальчиков, предоставляя наказание девочек матерям; наказание же у них состоит в том, что провинившегося слегка подкапчивают, подвесив за ноги над очагом».
Одним из внешних проявлений культурного облика народа (речь идет о нормах поведения и связанных с ними представлениях) является этикет. Он имеет те же моральные ценности, которые присущи всему комплексу культурного достояния. В силу того что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе его культурно-исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражены принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления.
Не зная правил поведения, принятых в культуре того или иного народа, особенностей этикета, на наш взгляд, невозможно получить верное представление о культуре данного народа. Рост межкультурных контактов, установление дипломатических отношений резко обострили внимание к вопросам этикета, сделали необходимым учет его особенностей в целях облегчения контактов, избежания возможных недоразумений.
Несмотря на то что в нашей стране на протяжении столетий сосуществуют различные конфессии и культуры, первое, что потрясает россиянина, впервые оказавшегося в мусульманской стране, – многообразие культур. Значительные экономические, политические, культурные и иные различия между мусульманскими странами и Россией очевидны. Существуют, однако, представления, которые носят универсальный, общечеловеческий характер. Как мусульмане, в какой бы стране они ни жили, так и европейцы обязательно реагируют на улыбку и на залитое слезами лицо. Общее, безусловно, имеется и на уровне личностных и семейных понятий и интересов, например отождествление себя с семьей и друзьями, стремление человека удовлетворить повседневные нужды, стремление к счастью. Но есть и такие аспекты жизни мусульманских стран, которые в основе своей отличаются от того, что мы видим и к чему привыкли у себя на родине. Поначалу нас удивляют улицы, выглядящие совершенно непривычно, и не только потому, что люди одеты иначе и цвет кожи у них темнее нашего, – они и ведут себя иначе.
Наблюдающийся в последнее время рост интереса к вопросам этикета в немалой степени объясняется и новым осмыслением самого феномена общения как важнейшего структурообразующего фактора существования человека и общества. Исключительная роль общения в функционировании всех систем культуры сделала его объектом изучения не только специалистов по теории коммуникации, лингвистики и семиотики, но и психологов, социологов, этнографов. Бурный прогресс в этой области привел к образованию новых субдисциплин и отраслей научного знания, таких как паралингвистика, этнография речи, психолингвистика, проксемика, кинесика и др.
Под этикетом следует понимать правила общения между различными в половом, возрастном, социальном, конфессиональном и других отношениях группами общества или их членами.
До сих пор мы говорили об этикете и общении, не уточняя эти понятия. Однако очевидно, что они неравнозначны. Понятие общения гораздо шире этикета. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом. Имеются в виду не столько случаи всевозможных нарушений этикета или форм поведения, которые классифицируются как противоположные этикетным (например, оскорбление), сколько этикетно-нейтральные случаи. Строго говоря, этикетна лишь та ситуация, для которой существенны различия (половые, возрастные, социальные и др.) между участниками общения. Ситуации, в которых эти признаки не влияют на стратегию общения или не принимаются в расчет при выборе той или иной линии поведения, мы не можем классифицировать как этикетные. Таково чисто теоретическое решение вопроса соотношения общения и этикета. Реально же, как всякое поведение стремится быть коммуникативным, так и всякое коммуникативное поведение имеет тенденцию стать этикетным. Этикет – это образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность.
Люди, которым приходится общаться с мусульманами – а мы с ними общаемся повседневно и у себя на родине, и за границей, – должны уметь устанавливать полный контакт и осваиваться в обстановке, в которой приходится общаться, учитывая особенности мусульманского общества, различия в образе мышления, характере, национальных, этнических чертах этикета мусульман.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мусульманский этикет"
Книги похожие на "Мусульманский этикет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Богучарский - Мусульманский этикет"
Отзывы читателей о книге "Мусульманский этикет", комментарии и мнения людей о произведении.