Ярослав Михайлов - Человек в мире

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Человек в мире"
Описание и краткое содержание "Человек в мире" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена проблемам психологической, философской и христианской религиозной антропологии. Представлена авторская концепция всемирного бытия и человека в нем, в контексте которой рассмотрены некоторые важные аспекты социальной и индивидуально-личностной жизни людей. Отдельные идеи заимствованы, иные – сугубо авторские, но все они интегрированы в единую мировоззренческую систему, опирающуюся на христианское вероучение. Прикладная сторона произведения – это ясно выраженная, целесообразная с точки зрения предложенной концепции стратегия жизни человека.
Книга не имеет аналогов. Она адресована людям думающим, тем, кто ищет смысл жизни и не приемлет бесцельного существования, кто стремится «познать самого себя» и понять окружающий мир. Книга может быть также интересна лицам, занимающимся вопросами антропологии, психологии, социологии, философии и религиоведения.
Во-первых, потому что грубый чувственный опыт не дает подобных прецедентов; во-вторых, поскольку понятия времени и пространства усвоены с детства и настолько «пропитали» всего человека, что отказаться от них он просто не в силах; в-третьих, так как при этом возникает противоречие с господствующим общественным мнением, с которым люди привыкли считаться.
Представить объект существующим вне пространства (без формы) и вне времени – это значит переступить через физиологически обусловленный, исторически сложившийся, впитанный в себя обществом и личностью, ставший «плотью» и «кровью» личности способ мышления. Если даже простые привычки искореняются с трудом, то не приходится удивляться, что рассматриваемая нами «привычка» представляет собой почти неодолимое препятствие.
Интересен вопрос о восприятии Реальности животными. Для них не существует понятий, поэтому пространства для животных нет. Они воспринимают объекты, а оценка расстояний осуществляется инстинктивно, то есть бессознательно. Не существует для них и времени: животные воспринимают только момент. События прошлого не запечатлеваются в памяти, оставляя лишь подсознательный след. Встречаясь с предметом ранее виденным, животное узнает его как беспричинно знакомое. Следовательно, животное мировосприятие суть чувственное знание, иногда в сочетании с зачатками дискурсивного. Последнее подтверждается опытами обучения человекообразных обезьян общению с помощью знаковых систем.
2.2.2. Гипотетические миры
Первоначально человек понимал пространство как вместилище предметов, а позже, когда наука развила учение о полях, она подошла к трактовке пространства как материального континуума. Наука декларировала взаимосвязь пространства и времени, не подозревая, однако, что эта связь заложена в человеческом мировосприятии.
Категории пространства и времени в процессе развития дискурсивного знания претерпели значительные изменения и, пожалуй, единственное, на что еще не решилась современная наука, так это на построение моделей мира без пространства и времени. Препятствием служит, на наш взгляд, догмат о наличии верхнего предела скорости распространения материи. Имеющиеся попытки преодолеть данный догмат не находят пока широкого признания. Когда будет создана теория, основанная на постулате о возможности единовременного поступления информации во все точки пространства, в науке произойдет революционный переворот.
Предположим наличие объектов и процессов существующих одновременно во всех точках пространства. Они как бы «размазаны» по пространству. Хорошей аналогией может быть растворение различных солей в воде, где каждая соль распределена наряду с другими по всему объему воды. Как же в таком случае будет сохраняться индивидуальность объектов? Будем считать, что индивидуальности (живые и неживые) существуют, например, в форме разночастотных и разноамплитудных колебаний параметров гипотетического информационного поля. Поскольку подобные колебания существуют одновременно везде, стало быть, любая индивидуальность в таком мире также вездесуща. Легко понять, что для существ этого второго гипотетического мира (первым миром мы условимся считать наш физический мир) понятие пространства теряет смысл. Понятие времени сохраняется, но не в связи с пространственными перемещениями, а в связи с изменениями (процессами), происходящими сразу во всех точках пространства. Положим, что наш физический мир связан взаимно-однозначным соответствием со вторым гипотетическим миром, так что каждому событию нашего мира можно поставить в соответствие определенное событие во втором мире. Отображение физических событий во втором гипотетическом мире назовем их астральным отражением или астральной основой.
Сформируем теперь третий гипотетический мир, развивая предыдущие рассуждения. Все явления второго мира укладываются на шкале времени от бесконечно далекого прошлого до бесконечно далекого будущего, а каждое конкретное явление отражено отрезком шкалы. Проделаем теперь с явлениями на временной шкале операцию, подобную той, что мы произвели с объектами, «размазав» их по пространству. «Размажем» теперь каждое событие по шкале времени, в результате чего события будут присутствовать всегда, а понятие времени потеряет смысл. Сохранение индивидуальности событий в третьем мире аналогично тому, как растворяющиеся соли сохраняют в растворе свои особенности. Физико-математическая модель индивидуальностей третьего мира – это суперпозиция постоянных токов, производимых разными источниками. Положим наличие взаимно-однозначного соответствия между событиями второго и третьего миров, а, следовательно, и между первым и третьим. Отражение событий физического бытия в третьем мире будем называть духовным отражением или их духовной основой.
Вообразим теперь, что некая «гипотетическая» лупа стягивает все события третьего мира в одну «точку» – «фокус». Фокус не только лишен пространственно-временных форм, но также и индивидуальностей, ибо они слились в единое бытие. Логика наших рассуждений показывает, что в фокусе собраны все объекты и события первого, второго и третьего миров, что утверждает статус фокуса как абсолютного бытия. Поэтому назовем его Абсолютом. Абсолют выражает собой идею множества как единства, идею всевременности как единовременности и идею абсолютного бытия в смысле полного слияния в нем всех прошлых, настоящих и будущих объектов и событий (рис. 2.2.1).
Описанные миры и Абсолют, с одной стороны, являются самостоятельными образованиями, с другой – их надлежит рассматривать в качестве структурной иерархии объективной Реальности. Указанные структурные уровни взаимопроникающие, наподобие того как в атмосфере одновременно присутствуют и свет, и влага, и электромагнитные волны многих радиостанций. Они находятся во взаимовлиянии. Все они здесь и тут, но не ощутимы обычным чувствованием, за исключением малой части физического мира.
Наконец, заметим, что, придерживаясь традиционной логики, мы формировали миры путем такой трансформации событий в пространственном и временном континууме, после которой отпадала надобность в пространстве и времени. Искусственность подобной операции не вызывает сомнения.
Поэтому в дальнейшем будем строить рассуждения на основе понятия о «системах представлений», содержащих или не содержащих пространство и время.
2.2.3. Относительность представлений
Представление является верным в рамках данной системы представлений, а значит только для тех, кто пользуется такой системой. В других системах, в которых нет места прежним представлениям, правильность их теряет смысл.
Человеку свойственно оценивать все на основе усвоенных им представлений. Может случиться, что система представлений человека не адекватна понятиям и явлениям, с которыми он сталкивается. Он пытается объяснить их на основе собственных оценок, но его мерки не годятся, и получается ложное умозаключение. В другой системе представлений те же понятия и явления оцениваются иначе и получают новый смысл. Поэтому мы провозглашаем «принцип недогматического подхода» ко всем анализируемым явлениям. Суть его такова: любое утверждение адекватно лишь той системе представлений, к которой оно относится. Следовательно, прежде чем соглашаться с утверждением или отвергать его, необходимо уяснить соответствующую систему представлений. Это устранит многие недоразумения и сделает возможным единовременную правомерность внешне взаимоисключающих положений по причине их принадлежности к разным системам представлений. Например, в геометрии Евклида параллельные линии никогда не пересекаются, а в геометрии Римана это возможно.
Таким образом, всякое представление истинно в своей системе и выглядит ошибочным в других системах. Следовательно, вопрос правильности или ошибочности представлений – вопрос относительный. Найдите систему представлений, к которой относится данное утверждение, и оно станет правильным.
Однако не безразлично, какой системы представлений придерживаться. На ее основе складывается жизнь и предопределяется результат. Поэтому наше исследование о мире и человеке не бесплодно, если, конечно, оно будет переведено в плоскость реальных дел.
В отношении предложенной модели мира (рис. 2.2.1) могут возникать сомнения и вопрос: «Так ли все на самом деле?» Мы говорили уже, что это вопрос относительный, однако поясним суть, пользуясь аналогией.
Вам, наверно, приходилось видеть схему метрополитена? Спросим себя: «Так ли все на самом деле, как показано?» С одной стороны, конечно не так. Метролинии в действительности не прямые и кольцо не круглое, поезда движутся в разных уровнях, а не в одной плоскости, как на схеме, перегонные туннели иногда одинарные, а иногда двойные, есть тупики для оборота поездов, а на схеме их нет и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек в мире"
Книги похожие на "Человек в мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ярослав Михайлов - Человек в мире"
Отзывы читателей о книге "Человек в мире", комментарии и мнения людей о произведении.