Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дебиторка: возврат, управление, факторинг"
Описание и краткое содержание "Дебиторка: возврат, управление, факторинг" читать бесплатно онлайн.
Развитие рынка однозначно связано с обострением конкурентной борьбы – так происходит практически по всем направлениям бизнеса. Один из самых сильных инструментов, который используют организации в борьбе за клиента, – предоставление товарного кредита. Эта книга посвящена проблемам и одновременно преимуществам возникающей в связи с этим дебиторской задолженности. Как построить политику взаимоотношений с клиентом? Как вернуть долги, действуя в рамках правового поля? Изучив книгу, вы сможете проанализировать дебиторскую задолженность и построить рациональную систему по ее управлению – как в целом по компании, так и на уровне отдела продаж и каждого продавца в частности. Приведены действенные методы возврата уже существующих долгов, даны методологии по управлению ими на этапе предложения, заключения договора, поставки товара и получения денег.
Издание будет интересно руководителям и владельцам компаний, финансовым директорам, начальникам отделов сбыта, кредитным специалистам, бухгалтерам и работникам, вовлеченным в процедуру контроля исполнения финансовых обязательств.
• Своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.
В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.
2.5.2. Отличие факторинга от других банковских продуктов
Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств, считает С. Е. Пушторский.[3]
Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения? Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. По мнению Марии Мурашовой, ведущего специалиста бизнес-направления факторингового обслуживания АБ «ИБГ НИКойл»,[4] принципиальным различием факторинга и кредита является то, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и, даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.
Альтернативные решения этих проблем, конечно, существуют – например, банковские овердрафты. Но овердрафт в данном случае решает проблемы лишь частично и не обладает такой комплексностью, как факторинг.
Факторинг обеспечивает удобный режим финансирования, имеющего высокодискретный характер, а также дополнительные услуги, связанные с работой дебиторов и покрытием рисков. К тому же по овердрафту компания может получить сумму, примерно равную 20–30 % от оборота. При факторинге же финансирование выплачивается в размере до 90 % от оборота. Что касается режимов самого финансирования, оно при факторинге привязано к каждой поставке. Мы фактически синхронизируем товарно-денежные потоки и облегчаем систему управленческого учета для финансистов торгового предприятия.
Более подробное сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице.
2.5.3. Эффективная работа с дебиторской задолженностью
Заключая договор факторинга, компании исключают риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.
При работе с факторинговой компанией у поставщика появляется независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимуму. Такая организация сбыта продукции, когда менеджер по продажам отвечает и за продажи, и за своевременный приход денег на расчетный счет, содержит в себе противоречие. Соответственно, передавая функции контроля за платежами факторинговой компании, поставщик получает возможность независимого контроля за состоянием своей дебиторской задолженности и может сосредоточиться на основных
задачах бизнеса: производстве и реализации продукции. Закономерен вопрос: а не испортит ли факторинговая компания отношения поставщика и покупателя? Практика показывает, что покупатели, изначально настроенные на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание, те же покупатели, кто оплачивает свои поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев и не замечают присутствия факторинговой компании. Таким образом, административное управление дебиторской задолженностью включает в себя:
• проверку платежной дисциплины и деловой репутации действующих и потенциальных покупателей поставщика;
• ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности;
• управление задолженностью покупателей;
• установку и обновление лимитов финансирования на дебиторов (рекомендательные лимиты отгрузок).
2.5.4. Информационно-аналитическое обслуживание
Информационно-аналитическое обслуживание предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании.
Финансовый механизм факторинга предоставляет поставщикам принципиально иные возможности развития, по сравнению с возможностями поставщика, самостоятельно обслуживающего товарный кредит. Финансирование при факторинге, в отличие от собственных средств и кредита, не ограничено никакими суммами.
Предположим, компания-поставщик начинает программу кредитования своих покупателей. Первоначальный анализ выявил необходимость вложения в товарный кредит 10 млн рублей. Собственные средства компании составляют 3 млн рублей, и можно привлечь кредит на такую же сумму. А значит, 4 млн рублей остаются непрофинансированными, и поставщик будет вынужден ограничить продажи в кредит. В случае же использования факторинга общая нагрузка на оборотные средства составила бы не более 10 % от объема товарного кредита (при условии получения 90 % от Фактора), т. е. 1 млн рублей, и эта сумма могла быть покрыта из собственных источников. Остальной объем средств был бы профинансирован факторинговой компанией, что позволило бы поддержать товарный ассортимент и остатки и сделать новые отгрузки, не испытывая недостатка в денежных средствах.
2.5.5. Факторинг и налогообложение
С 1 января 2002 года в связи с введением главы 25 Налогового кодекса РФ изменился порядок определения налога на прибыль.
Основные изменения произошли в части определения выручки для целей налогообложения.
Большинство предприятий и организаций до 1 января 2002 года определяли выручку для целей налогообложения «кассовым» методом, что позволяло платить налог на прибыль с фактически полученных от покупателей денежных средств.
После введения главы 25 ситуация кардинально изменилась. Теперь в обязанность большинства организаций (выручка которых составляет более 1 млн рублей в квартал) вменяется уплата налога на прибыль не с объема «полученных» денег, а с объема отгруженной продукции и товаров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
При написании разделов, связанных с факторингом, использованы материалы, опубликованные в журналах: Финансовый директор. 2003. № 1; Экономический вестник фармации. 2002. № 9 (55); Банковское обозрение. 2005. № 6; Бизнес-инфо. 2003.30 янв.; CONSULTING.RU. 2003. 19 июня.
2
Экономический вестник фармации. 2002. № 9 (55).
3
Экономический вестник фармации. 2002. № 9 (55).
4
Бизнес-инфо. 2003. 30 янв.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дебиторка: возврат, управление, факторинг"
Книги похожие на "Дебиторка: возврат, управление, факторинг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг"
Отзывы читателей о книге "Дебиторка: возврат, управление, факторинг", комментарии и мнения людей о произведении.