Марина Невская - Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами"
Описание и краткое содержание "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемом издании раскрываются вопросы налоговых отношений, приводятся характеристика налоговой системы Российской Федерации и классификация налогов, рассматриваются структура внебюджетных фондов, принципы расчета единого социального налога, подробно изучается взаимодействие предприятия с банками.
Для всех, кто интересуется предпринимательской деятельностью, а также хочет организовать или уже имеет собственный бизнес.
М. А. Невская, К. В. Сибикеев
Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. Практическое пособие
Введение
Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Состав участников налоговых отношений определен в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Так, согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Следует отметить, что интересы разных участников налогообложения далеко не всегда совпадают, а очень часто и противоречат друг другу.
Система налогообложения должна:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т. д.
К характерным признакам системы налогообложения можно отнести:
1) наличие экономической эффективности налогов и сборов;
2) предельно простое и доступное законодательство, регламентирующее налоговые отношения;
3) гибкость системы налогов и сборов;
4) справедливость и социальную ориентацию налогов;
5) повышение эластичности ставок налогов в зависимости от состояния экономики страны и т. п.
При любой системе налогообложения налогоплательщики будут стремиться к уменьшению платы. Подобные действия вызывают ответную реакцию со стороны органов государственной власти. В результате возникают конфликты.
Налоги можно рассматривать как способ непосредственного воздействия на бюджетные отношения.
Посредством налогов государство решает ряд наиболее значимых для него задач, таких как состояние экономики и бюджетов страны, экономическое и социальное положение населения и др.
Названные задачи государства решаются благодаря функциям налогов.
Рассмотрим основные функции налогов:
1) фискальная функция, которая является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;
2) социальная (распределительная) функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;
3) регулирующая функция. Благодаря налогам происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других[1];
4) контрольная функция. Данная функция налогов позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т. е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:
1) принцип справедливости налогообложения;
2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);
3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;
4) принцип экономичности, т. е. сокращения издержек налогообложения.
Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.
Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:
1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения – это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:
1) единство и стабильность налоговой системы;
2) подвижность и множественность налогов.
Глава 1. Общая характеристика налогов и налогообложения в России
§ 1. Экономическое содержание налога, понятие налоговой системы России
В процессе развития и изменений теорий налогообложения происходили изменения и во взглядах на понимание термина «налог».
А. Смит определял налог как бремя, которое накладывается государством законодательным путем. Законодательно предусмотрены размер и порядок уплаты налога. А. Смитом налог определялся как осознанная необходимость, потребность процесса экономического и социального развития.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу»
(Ж.Б. Сисмонди).
В настоящее время легальное определение налога содержится в НК РФ. Так, согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс РФ содержит не только само определение, но и признаки, которыми должны обладать налоги. Так, согласно положениям НК РФ налог должен обладать следующими отличительными чертами:
1) налог должен быть обязательным;
2) налог должен уплачиваться в денежной форме и т. д.
Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений, без чего невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами"
Книги похожие на "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марина Невская - Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами"
Отзывы читателей о книге "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами", комментарии и мнения людей о произведении.