» » » » Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине


Авторские права

Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Политиздат, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Рейтинг:
Название:
Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Издательство:
Политиздат
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Описание и краткое содержание "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать бесплатно онлайн.



Алексей Шеметов — автор многих прозаических произведений. В серии «Пламенные революционеры» двумя изданиями вышли его книги «Вальдшнепы над тюрьмой» (о Н. Федосееве) и «Прорыв» (об А. Радищеве).

Новая историческая повесть писателя рассказывает о Петре Алексеевиче Кропоткине (1842–1921) — человеке большой и сложной судьбы. Географ, биолог, социолог, историк, он всю жизнь боролся за свободу народов. Своеобразные условия жизни и влияние теоретических предшественников (особенно Прудона и Бакунина) привели его к утопической идее анархического коммунизма, В. И. Ленин не раз критиковал заблуждения Кропоткина, однако высоко ценил его революционные заслуги.






— Я тоже хочу разобрать какое-нибудь сочинение, — сказал он. — Принесите что-нибудь посерьезнее.

— Хорошо, я принесу вам «Исторические письма» Миртова, — сказал Кропоткин.

«Посерьезнее», — улыбнулся он, простившись с Шабуниным. Ну посмотрим, осилишь ли «Письма». Растут наши фабричные, будущие крестьянские пропагандисты. Эта троица уже нынешним летом может что-то посеять в деревнях. Лето. Как незаметно оно подкатило! Скоро фабричные разойдутся. За ними и мы все, почти все, кто еще остается в Петербурге, разъедемся.

Нет, разъезд начался раньше. Его ускорила Венская всемирная выставка, на которую со всего света хлынули промышленные товары и произведения искусства. Клеменц предложил обществу послать на эту выставку человека, дабы он купил там типографический станок.

Собрались обсудить не только предложение Клеменца, но и многое другое. Человек, которому предстояло поехать в Вену, должен был побывать в Швейцарии, встретиться с Александровым, отнять наконец у него типографию и передать ее в надежные руки. Была и еще одна задача, не менее важная, чем приобретение и передача типографий. Ожидалось заграничное издание двух журналов, предназначенных русской революционной молодежи. Один замышлял Бакунин, другой готовил Лавров. Общество должно было решить, с кем вести переговоры, какое идейное направление поддержать, бакунинское или лавровское.

Сходка была так малолюдна, что долго не приступала к обсуждению этих сложных вопросов, подлежащих решению всего общества. Никто не начинал главного разговора. Все кружили около.

— А выставка теперь в самом разгаре.

— Да, Вена, должно быть, кишит, как муравейник.

— На этот раз Восток, пишут, широко представил себя. Чуть ли не затмил Европу. Особенно отличается Япония. Доставила даже такую громаднейшую статую, что ее не могли провезти через туннель.

— Россия там тоже удивляет мир. Вывезла напоказ свои богатства — меха, золото, серебро, яшму, бриллианты. Народ-то ничего этого не видит, так пускай иностранцы полюбуются.

— Интересно, как отнесутся европейцы к русской живописи? Достоевский уверял в «Гражданине», что Европа не воспримет наших новых художников. Они, мол, замкнуты в узком жанре, скованы направлением.

— Да, не нравится Федору Михайловичу современное направление.

— Господа, а вы читали предпоследние номера «Дела»? — спросил Грибоедов. — «Бесам» нанесен еще один удар. Сокрушительный. Грянула артиллерия. Ссыльный Ткачев обрушился на них.

— Что, под своим именем выступил? — спросил Миша Куприянов.

— Нет, под псевдонимом, как всегда. Куда там Михайловский! Тот бил мягко, корректно, а этот прямо режет: «В „Бесах“ окончательно обнаруживается творческое банкротство автора „Бедных людей“».

— И вы согласны с таким приговором? — сказал Кропоткин.

Грибоедов пожал плечами.

— Не совсем.

— А я совсем не согласен, — сказал Кропоткин. — Достоевский и в «Бесах» остается великим писателем.

— Господа, — заговорил Чайковский, — давайте займемся все-таки делом. — Он встал с дивана и сел к столу. Вынул из кармана какую-то тетрадку и карандаш.

«Что это он? — подумал Кропоткин. — Протокол, что ли, собирается писать? Такого никогда еще у нас не бывало».

— Дмитрий Александрович, — продолжал Чайковский, — изложите свое предложение.

Клеменц сидел в углу и просматривал газеты, оставленные на столике, видимо, коммунарками.

— Что тут излагать? — сказал он, отложив газеты. — Всем хорошо известно, что у нас нет подходящих книг для народа. Самим надо издавать. Давно ведь мечтаем приобрести станок. На выставке, конечно, представлены самые разнообразные печатные приспособления. Легко будет выбрать, что нам подойдет.

— Все это прекрасно, — сказал Чайковский. — Очень прекрасно. Но хватит ли у нас на станок денег? Николай Алексеевич, хватит? — повернулся он к казначею Грибоедову.

Тот насупился, сдвинув кустистые палевые брови.

— Напрасная затея. Если купим станок, у нас не останется ни рубля. На другие дела тогда не просите. Достать негде. Или обойдетесь без денег?

— Ничего, до осени перебьемся, — сказал Куприянов.

— Нет, не перебьемся! — вспылила Люба Корнилова. Она была чем-то расстроена. Всегда ко всем радушная, веселая, милая, сегодня пришла мрачной, в разговор долго не вступала, сидела рядом с сестрой и о чем-то тревожно с ней переговаривалась шепотком и вот внезапно накинулась на Михрютку. — «Перебьемся!» Нет, Куприянов, без денег мы не можем остаться. Я вот задолжала жандарму, все обещаю ему сто рублей, а не приношу. Он перестанет мне верить, и лопнет наша связь с заключенными.

— Да, я не могу оголить кассу, — сказал Грибоедов. — Вдруг понадобится вам вывезти какого-нибудь ссыльного, где я достану денег?

— Ну вот и рухнула ваша идея, Дмитрий Александрович, — сказал Чайковский, глянув на Клеменца. — Какой же выход, господа? Не подскажете?.. Я обращался к доктору Веймару. Любезный друг наш дает сто пятьдесят рублей. — Он взял карандаш и записал что-то в тетрадку. — Будем эти деньги числить за нами. Может быть, кто-нибудь из вас, друзья, найдет где-нибудь некую сумму?

— Я попытаюсь выпросить у отца рублей сто, — сказала Александра Корнилова.

— Так, записываем. Прекрасно. Кто еще может найти лазейку?

Все долго молчали. Кропоткин понурился, облокотившись на колени. Напрягал намять, прикидывая, к кому бы обратиться за помощью. У бывших пажеских приятелей деньги не держатся, быстро прокучиваются. У родственников он никогда ничего для себя не просит. Признаться им, для чего нужны деньги, нельзя, а лгать он не может.

— Значит, ничего больше не предвидится? — сказал Чайковский, откинув тетрадку.

— Но неужели никакого выхода?! — вскричал Кравчинский, сорвавшись с места. — Надо обработать какого-нибудь либерального богача. Есть же такие. Долгушинцы вон нашли… Постойте, мы забыли Дмитрия Лизогуба! Он вступает в наше общество. И у него огромное состояние. Самый богатый студент. Где он теперь?

— В Харькове, — сказала Корнилова. — Уехал туда основать кружок. Адреса у нас нет.

— Пока разыщем Лизогуба, выставка в Вене закроется, — сказал Чайковский. — Ничего, господа, не выходит. Весьма жаль, что никто из нас не имеет состояния.

«Черт возьми, у меня ведь есть именьишко, — спохватился Кропоткин. — Правда, оно принадлежит и брату, но Саша не огорчится, если я продам землю».

— Друзья, я найду деньги, — сказал он.

— Вот как! — обрадовался Чайковский. — Сколько?

— Думаю, на станок хватит. У нас с братом есть земля в Тамбовской губернии. Продам ее.

— Ну, это долгая песня, Петр Алексеевич, — сразу остыл Чайковский.

— Но можно взять деньги из кассы, потом я внесу.

— Нет, мы не можем на это пойти, — уперся Грибоедов.

— Если не продам скоро землю, займу деньги в Москве и вышлю вам, — сказал Кропоткин.

Грибоедов еще минуту поартачился и согласился.

— Прекрасно, — сказал Чайковский. — С типографиями решено. Одну покупаем, а женевскую отнимаем у Александрова и передаем в надежные руки. А как с журналом? С кем будем сговариваться?

— Конечно, с Лавровым, — заявила Александра Корнилова. — Мы знаем его направление. Вели с ним переговоры, писали ему, и он изменил свою программу. Согласился, что журнал должен быть голосом русской революционной молодежи, а не избранных литераторов.

— Ни того, ни другого журнала еще нет, — сказал Кропоткин. — И неизвестно, какими они будут. Мне кажется, надо побывать и у Лаврова, и у Бакунина. Хорошо познакомиться с их замыслами.

— Нет уж, Петр Алексеевич, от Бакунина нас увольте, — сказал Куприянов.

— Не пора ли перестать вешать на него чужие грехи? Вы хорошо знаете, Михаил Васильевич, что Бакунин давно отрекся от Нечаева.

— Да, открестился, но стратегию свою не изменил. Да и теория его совершенно для нас неприемлема.

— Она остается для нас еще неведомой. Мы судим о Бакунине по отдельным статьям, которые изредка до нас доходят. Теперь он заканчивает, говорят, наиболее цельное сочинение. Прочитаем и тогда уж заключим, приемлема ли для нас его теория. Я все-таки предлагаю пойти на переговоры с Бакуниным.

— Да, надо разузнать, что за журнал он задумывает, — сказал Клеменц.

— Надо, надо, — поддержал его Кравчинский.

— А я решительно против, — заявила Александра Корнилова.

— И я против, — сказала Люба.

Чайковский развел руками.

— Расходимся, господа.

— Не будем спорить, — сказал Кропоткин. — Выйдут журналы, тогда и решим, к какому присоединиться.

Люба Корнилова подошла к Грибоедову и что-то сказала ему на ухо. Тот закивал головой и встал.

— Господа, я удаляюсь, — сказал он и вышел.

Пошел к больной Вере, догадался Кропоткин. Вот ведь фиктивный муж, а заботится о ней, как дай бог всем законным. Редко оставляет ее одну в квартире.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Книги похожие на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шеметов

Алексей Шеметов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Отзывы читателей о книге "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.