Авторские права

В. Бирюк - Пристрелочник

Здесь можно скачать бесплатно "В. Бирюк - Пристрелочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Бирюк - Пристрелочник
Рейтинг:
Название:
Пристрелочник
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пристрелочник"

Описание и краткое содержание "Пристрелочник" читать бесплатно онлайн.



«И кочегары мы, и плотники…» Коли есть место, что зовётся — Стрелка, то и людей, которые при том месте живут — зовут стрелочниками или пристрелочниками. И меня так называли. Что глядишь красавица? Ждёшь, что расскажу — как я в одну ночь город выстроил? Ага, и мост хрустальный до самово городу Парижу. Трахнул, тибедохнул… «пушки с пристани палят — кораблям пристать велят»… Господи, сколько ж сказок про меня, про мой город по Руси ходят! И что по воле Богородицы в одну ночь вышел из земли пустой град, велик и вельми изукрашен, и что прилетел в облаке да в сем месте домами да церквами пролился… Ерунда сиё, девочка. Мы его сами, вот этими руками… И ещё многими, и по-искуснее, получше этих — из земли вытаскивали, вылепляли, воздвигали да возвышали. Людьми место красится. Моими людьми. Как? А по всякому. И молитвой доброй, и словом худым, и умом, и дуростью, и горем с печалью и смехом с радостью… Бестолковости всякой — много было. Это нынче мы города как пирожки печём. А в те поры… всё в первый раз. Ты свой первой раз помнишь? Вот, зарозовела. А теперь прикинь — сотня мужиков враз… Ну-ну, не обижайся. Мне тогда… тоже лихо было. Смеху — аж до икоты. И что забавно: и испуги мои, по большей части, пустыми были, и надежды — всё более ложными. Планы, расчёты… попусту. А вот же ж — стоит град Всеволожск, велик да изукрашен!






Нынче мари расселились на обширной территории в Среднем Поволжье: южнее водораздела Ветлуги и Юги и реки Пижмы; севернее Пьяны, верховьев Цивиля; восточнее Унжи, устья Оки; западнее Илети и устья Кильмези.

Племена столетиями жили под тюркским влиянием. Которое происходило долго, но слабо. Сперва — хазарским, потом — булгарским. «Влиятели» ограничились торговлей и созданием нескольких факторий типа Мари-Луговского селища.

Часть мари платила булгарам дань (харадж) — вначале как вассалу-посреднику хазарского кагана. В Х в. булгары и марийцы (ц-р-мис — черемисы) — были подданными кагана Иосифа, правда, первые находились в более привилегированном положении.

Смысла харадж не имел. Взять у лесовиков нечего. И им, по сути, ничего не нужно. Поэтому военные походы бесполезны, то, что называют «дань», на самом деле — обмен подарками. Взаимно экстремально неравноценными.

У удмуртов, например, в эту эпоху половина костных останков хищников на селищах — соболь. Для булгарского купца соболь — о-го-го! Богатство! А для удмурта богатство — раковина каури: можно девушке подарить. А соболь… Бегают тут всякие… Поймали — шкурку сняли.

Подобно англичанам, продававшим ирокезам ружья, булгары продавали марийцам мечи и сабли. В 12 веке булгар с Волги подвинули — у мари длинные клинки кончились, остались наконечники стрел и ножики.

Ситуация изменилась с появлением славян-хлебопашцев на Волге, с их движением вниз по реке. На смену тюркскому влиянию приходит славянское.

Ярослав Мудрый со своим Ярославлем, Мономах, при котором часть местных племён стали данниками (бортничали в пользу государя), Долгорукий, основавший Кострому, Галичь Мерьский, Городец Радилов… В том же году, который считается «основанием Москвы», на Сухоне ростовцы и суздальцы ставят друг против друга два городка — Устюг и Гледен («Глядень»).

Бряхимовский поход Боголюбского — очередной шаг в этой цепи. Обострение соседства. И я — на острие этого процесса. Мне и шишки получать.

В отличие от торговцев и грабителей тюркского и скандинавского происхождения, славянам нужны не шкурки, а земля. И они не боятся леса — они в нём живут. В отличие от булгар или варягов, держащихся только у Волги, русским интересны и другие места. Долгорукий, например, ставит Галич за сотню вёрст от реки.

Ещё резче это станет видно после «Погибели земли Русской»: татарские набеги сделают поселение на Волге опасным, и русские пойдут севернее, по лесам, которые для степняков непроходимы. Выходя на Вятку, на Мангазею… Северный Морской путь — это ж все знают!

Только что — с полвека тому, завершился этногенез марийского народа.

Как узнал? — «Элементарно, Ватсон»: покойников хоронить стали единообразно.

Археологический парадокс: смерть человека удостоверяет факт рождения народа.

В ранних могильниках (V–XI вв.) встречаются ингумация, кремация и кенотафы, в поздних (XII–XIII вв.) — только ингумация.

При трупосожжении покойный сжигался в кремационной яме в стороне от могилы без вещей и одежды. Затем кальцинированные кости складывали в могилы обычных размеров (кучей или рассыпались по дну ямы), помещали одежду, украшения в порядке ношения, по всей могиле или в одной куче с костяками. В кенотафах украшения и вещи заворачивались в одежду, стянутую поясом, сверху прикрывали деревянной или металлической чашей, иногда котлом. С трупоположениями — подстилки из досок, коры дерева или войлока, над погребенным — остатки меховой одежды или луба. Костяки всегда лежат по одному, вытянуто на спине головой на север или северо-запад. В мужских погребениях нередко встречены женские украшения — заупокойные дары.

Тут похоронное разнообразие кончилось — народ начался.

«Русские идут!» — кричал народившийся народ. И спешно формировал зачатки государственности. На марийско-русском пограничье появится сторожевой пост Шанза (от «шэнгзе» — глаз). Суздальский «Глядень» на Сухоне… есть связь?

Место удобное — с трех сторон имеет естественные «стены»: Ветлуга с высоким берегом и глубокие овраги. Шангский князь Кай превращает Шангу в укрепленный город, строит для себя ещё Хлынов ветлужский. Но…

Под 1174 годом «Ветлужский летописец» повествует: «новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге».

От моего «сейчас» — 10 лет.

В 1181 году новгородцы завоевали территорию на Юме, мари — снова уходят. Юмский князь Коджа Ералтем строит на Ветлуге город-крепость Якшан. И меняет ориентацию (политическую): принимает крещение под именем Елиазар. Зовёт русских поселенцев, в Якшане строится первая на Ветлуге церковь Николая Чудотворца.

Где-то в этом ряду — Китеж-град.


«Благоверный князь Юрий Всеволодович (племянник Боголюбского, погибший на Сити в битве с монголами — авт.) приехал к озеру, именем Светлояр. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща…

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Юрий Всеволодович ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен».


Озеро Светлояр — метеоритного происхождения. Вокруг центральной котловины (образовалась 1100–1200 лет назад) — две подводных террасы, расширяющихся в северной и сужающихся в южной частях озера, имеющих глубины соответственно 18–20 и 9-10 м. Погружение нижней террасы произошло примерно 700–800 лет тому назад, что довольно точно соответствует времени Батыева нашествия.

Такие городища у мари — пока редкость.

В описании своих путешествий (1535 г.) Ремасье сообщает о мощном укреплённом ирокезском поселении, известном под названием Ошлага, состоящем из 50 строений («длинный дом»), построенных на каркасе из крепких шестов, покрытых корой. В деревне обитало приблизительно 3 600 человек.

Поселений такого размера у мари нет. При том, что экономика несколько продвинутее ирокезской. Причина очевидная — соседи придут и всё выжгут.

Мари известны почти все сельхоз. культуры, возделываемые в лесной полосе Восточной Европы. Но сотен акров под кукурузой, (на 9 километров вокруг) как у ирокезов — нет. Огороды по илистым берегам рек. Хотя земледелие как у ирокезов — мотыжное. Двузубая соха с палицей, коса-горбуша — в следующем столетии. Гончарного круга нет, а вот керамика с круга есть — русско-мерская. В дополнение к местной — довольно кособокой, плотной ручной лепки.

Нет чёрной металлургии — всё покупают. Насчёт отсутствия в этом регионе «местной сырьевой базы»… Не видят они её. Я уже говорил — здесь есть места, где и в середине 20 века из болотной руды будут промышленно делать сурик. В следующем столетии в этих краях построят несколько нормальных варниц. Когда Коджа Ералтем станет Елиазаром.

Цветной металлургией занимаются женщины. Типичная операция: пробить в дирхеме дырку и повесить на шею. Но есть и литьё, и ковка — те же конячьи подвески.

Численность марийцев к XVII–XVIII вв. составляла от 70 до 120 тыс. человек. Нынче я оцениваю её тысяч в 30. Треть — горные, остальные — луговые.

Основа общества — семья («еш») в составе «большой семьи», состоящей из 3–4 поколений родственников по мужской линии. Такие семьи в 20–40 человек сохранятся до начала 20 века. Брак патрилокальный, характерны сороратные и левиратные отношения. Ну, вы поняли…

Патриархальные семьи объединяются в патронимические группы (насыл, тукым, урлык), те — в поземельные союзы — тиште. Основаны на соседстве, на совместном культе, в меньшей степени — на хозяйственных связях, ещё менее — на кровнородственных. Тиште, кроме всего прочего — союзы военной взаимопомощи.

Знать называется «кугыза». «Кугуз» — «великий хозяин», «он» — «вождь», старейшины — «кугураки».

Селения, вплоть до середины XIX века — кучевые. Типичная для русских уличная, рядная застройка — отсутствует.

Постройки размещаются произвольно и несвязанно друг с другом. Жилая изба (пЪрт), хлебный амбар (кинде клат), клеть-кладовая для одежды и имущества (вургем клат). Двухэтажный амбар (кок пачашан клат) с жилой (летом) галереей-спальней и встроенной лестницей — фирменный знак марийских селищ.

В «большой семье» — несколько изб и кладовых. Погреб (нЪреп) с шатровой напогребицей из жердей, сараи-навесы (леваш) для размещения хозяйственных орудий, транспортных средств, хлев для скота (вЪта).

Летнее жилище-кухня (кудо) — центр культово-обрядовой жизни семьи.

Что основная жизнь у человека в России происходит на кухне — я уже говорил. Это давняя, в том числе, и марийская, традиция.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пристрелочник"

Книги похожие на "Пристрелочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Бирюк

В. Бирюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Бирюк - Пристрелочник"

Отзывы читателей о книге "Пристрелочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.