Коллектив авторов - Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина"
Описание и краткое содержание "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина" читать бесплатно онлайн.
Как удавалось Советскому Союзу управлять государством, в которое входило более ста народов, отличающихся друг от друга в культурном, языковом и политическом отношениях? Используя богатый материал ранее недоступных региональных, партийных и государственных архивов, авторы раскрывают сложный и противоречивый характер советской политики в отношении многоэтничного населения, начиная с первых лет существования СССР и до смерти Сталина.
565
Нухрат. Октябрь и женщина Востока. 1927. С. 19; Каспарова В.Р. Женщина Востока (обзор женского коммунистического движения на Востоке). Л.: Прибой, 1925. С. 26.
566
Любимова С.Т. Сдвиги. Ташкент, 1925. С. 6.
567
Я детально останавливаюсь на роли классовой идеологии в 3 главе работы: Northrop D. Uzbek Women and the Veil: Gender and Power in Stalinist Central Asia. Stanford University, 1999 (Ph.D. diss.). В данном случае достаточно будет указать на дискуссии по женскому вопросу в 1926 г., которые велись с использованием классовой терминологии: РГАСПИ.Д. 769. Л. 45; Д. 786. Л. 5.
568
См., например: Алматинская-Зеленина. Из мглы тысячелетий: Исторический очерк быта женщины Востока. Ташкент: Средазкнига, 1926.
569
Этот термин появлялся часто. Один из примеров: ГАУз. Ф. 86. Оп. 1. Д. 5881. Л. 168.
570
Это название использовалось в период Средневековья, хотя не обязательно в отчетливо этническом смысле. См.: Chritchlow J. Nationalism in Uzbekistan: A Soviet Republic's Road to Sovereignty. Boulder; Colo.: Westview, 1991. P. 1; Allworth E. A. The Modern Uzbeks: From the Fourteenth Century to the Present: A Cultural History. Stanford: Hoover Institution Press, 1990.
571
Chatterjee P. The Nation and Its Fragments: Colonial and Postcolonial Histories. Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 6,121.
572
РГАСПИ. Д. 775. Л. 6; ГАУз. Ф. 60. Оп. 1. Д. 4868. Л. 25–26. Об упорядочивании национальных границ посредством особенностей женского платья см. множество буклетов с описанием женщин каждого народа. Один из таких буклетов: Москалев В. Узбечка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928. Целая серия таких буклетов планировалась на 1930–1931 гг.; см.: ГАУз. Ф. 9. Оп. 1. Д. 3425. Л. 11. Более поздний пример таких национальных дефиниций с обсуждением практик паранджи см.: Палъванова Б. Дочери советского Востока. М.: Госполитиздат, 1961. С. 28.
573
О примере затворничества женщин в Южном Казахстане, который мыслился узбекским в 1929 г., см.: ГАУз. Ф. 9. Оп. 1. Д. 3404, Л. 37–38.
574
Паранджи бухарских евреек обсуждаются в: РГАСПИ.Д. 787. Л. 176; Д. 1157. Л. 24, 38–40. (Противоположное мнение — что эти женщины не носили паранджу — высказывал датский географ Олуфсен, посетивший Бухару в 1896–1899 гг. См.: Hopkirk К. A Traveller's Companion to Central Asia. L.: Murray, 1993. P. 53.) Этих женщин продавали в ранние браки, во многом как и узбечек, см.: ГАУз. Ф. 86. Оп. 1. Д. 2597. Л. 102 об.
575
О таких случаях говорилось в газетах, что ужасало читающую публику. См., например: Русская девочка под паранджой // Правда Востока. 10 апреля 1927 г. № 80 (1276). С. 3. О подобных случаях в 1929 г. см. также: РГАСПИ.Д. 2072. Л. 61; Д. 2073. Л. 26–29.
576
См.: РГАСПИ. Д. 2054. Л. 118; Широкова З. А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1976. С. 81–85.
577
Стоит отметить, что несколько исследований о мужчинах были проведены в том же ключе: Шишов А.П. Мальчики узбеки: Антропометрическое исследование// Медицинская мысль Узбекистана. 1928. № 1. С. 16–41. Женщины других этнических групп были темой подобных исследований, далее раскладывавших на части цельную «восточную женщину»: см. исследования о таджичках в РГАСПИ. Д. 812. Л. 34–105 и о чеченках: Арсанов С. Чечня // Власть Советов. 1926. № 29–30. С. 27. Такие антропологические исследования в целом поддерживались как ценные начинания: ГАУз. Ф. 86. Оп. 1. Д. 5885. Л. 777 об.
578
Там же. С. 35.
579
Там же. С. 49. Кажется, не будет натяжкой утверждать, что «научное» исследование Ясевича было перегружено эротическими фантазиями мужчин, ранее посетивших Восток, о чем говорилось выше. Обсуждение такой «научной порнографии» см.: Stoler A. L. Race and the Education of Desire: Foucault's History of Sexuality and the Colonial Order of Things. Durham; N. C: Duke University Press, 1995. P. 183–190.
580
Планы этого исследования, которое, похоже, не было опубликовано (хотя было проведено много обследований) хранятся в ГАУз. Ф. 94. Оп. 1. Д. 797. Л. 89–89 об., а также в РГАСПИ. Д. 776. Л. 146–147.
581
Об этом см.: РГАСПИ. Д. 1201. Л. 56–58; ГАУз. Ф. 94. Оп. 1. Д. 797. Л. 88. Другие документы, свидетельствующие о пристальном внимании к этому проекту, в частности Женотдела, находятся в: РГАСПИ. Д. 773. Л. 106–107, 111; Д. 793. Л. 40, 63.
582
Пример форм физического обследования см.: РГАСПИ. Д. 776. Л. 143–144 об. Анкета о «социальном характере» каждой женщины на с. 145.
583
Об использовании выставок и музеев, чтобы очертить такую самобытность Узбекистана, см.: РГАСПИ. Д. 774. Л. 42; Д. 793. Л. 37; Д. 801. Л. 60. О теоретической основе такого представления других культур см.: Mitchell Т. Colonising Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. Ch. 1.
584
См. записи от 1925 и 1926 гг. в: РГАСПИ. Д. 433. Л. 36. Д. 776. Л. 29.
585
РГАСПИ. Д. 1202. Л. 33.
586
Русские и узбечки не могли работать вместе на фабрике: ПАУз. Ф. 58. Оп. 2. Д. 1371. Л. 23–25; пример узбекско-еврейского конфликта в 1924 г. см. в: РГАСПИ. Д. 162. Л. 96 об.
587
РГАСПИ. Д. 1684. Л. 40 об.
588
РГАСПИ. Д. 427. Л. 1; публикация: За пять лет. М.: Центр. Изд. народов СССР, 1925. Такая же риторика в: ПАУз. Ф. 60. Оп. 1. Д. 2461. Л. 2. ГАУз. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 22–22 об.
589
Сведения для данного параграфа содержатся в: ГАУз. Ф. 737. Оп. 1. Д. 185. Л. 179; РГАСПИ. Д. 769. Л. 34; Д. 775. Л. 6–8; Д. 787. Л. 277–278; Д. 1211. Л. 117; ПАУз. Ф. 60. Оп. 1. Д. 4868. Л. 25–26; Ясевич. К вопросу; Любимова С.Т. Коммунист! Если ты не хочешь, чтобы народ вымирал, если ты действительно заботишься о развитии народного хозяйства и культуры, если ты не бай, не мулла и не поддерживаешь мулл и баев — ты должен работать по раскрепощению женщин. Ташкент: Изд. Женотдела САБ ЦК РКП(б), 1925. С. 3.
590
Любимова. Коммунист! С. 3.
591
РГАСПИ. Д. 445. Л. 43–44.
592
РГАСПИ. Д. 1202. Л. 59.
593
Там же. Д. 1688. Л. 25; Д. 1239. Л. 27.
594
Примеры такой кампании содержатся в: РГАСПИ. Д. 769. Л. 44; Д. 774. Л. 63; Д. 1204. Л. 35; Ф. 507. Оп. 2. Д. 118. Л. 59; Москалев. Узбечка. С. 23. Отношение к гигиене также вменялось в осуждение других среднеазиатских народов — туркменок: РГАСПИ. Д. 799. Л. 41 и таджичек: РГАСПИ. Д. 812. Л. 75–76,82.
595
В дальнейшем этот параграф основан на: РГАСПИ. Д. 427. Л. 16; ПАУз. Ф. 60. Оп. 1. Д. 4981. Л. 23; Пальванова Б. Дочери Советского Востока. М.: Госполитиздат, 1961. С. 28–29.
596
Неопубликованная статья Любимовой: РГАСПИ. Д. 429. Л. 43–47, а эта часть ее аргумента с Л. 43–44. Другую трактовку о риске для здоровья, причиняемом паранджой, см. буклет под тем же названием на узбекском языке, опубликованный Украинцевым в 1923 г. Пример обсуждения такого риска врачам см. в: Николаева А. Против паранджи и чачвана // Правда Востока. 2 марта 1927 г. № 51 (1247). С. 3.
597
РГАСПИ. Д. 429. Л. 44–45.
598
РГАСПИ. Д. 429. Л. 46.
599
РГАСПИ. Д. 429. Л. 47.
600
РГАСПИ. Д. 427. Л. 155.
601
ГАУз. Ф. 837. Оп. 3. Д. 150. Л. 138–139.
602
РГАСПИ. Д. 436. Л. 102.
603
ГАУз. Ф. 86. Оп. 1. Д. 2217. Л. 22–23.
604
Гурко-Кряжин В.А. Поездка в Закавказье и Среднюю Азию // Новый Восток. 1925. № 7. С. 370.
605
РГАСПИ. Д. 787. Л. 176.
606
ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 50. Д. 14. Л. 4, 2 (обратная пагинация). См. также: РГАСПИ. Д. 449. Л. 77.
607
Такое сопротивление обсуждается в последних главах работы: Northrop. Uzbek Woman and the Veil.
608
Martin Т. The Affirmative Action Empire: Ethnicity and the Soviet State, 1923–1939. Ithaca; N. Y.: Cornell University Press, 2001. Положительная деятельность не обязательно базируется на этничности. Действительно, Советское государство в первые годы своего существования отдавало предпочтение, учитывая наряду с этничностью классовую принадлежность, пол и возраст. О положительной деятельности на классовой основе см.: Fitzpatrick S. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921–1934. Cambridge: Cambridge University Press, 1979; Дробижев В.З. и dp. Социальная политика Советского государства: укрепление ведущей роли рабочего класса в социалистическом строительстве. М.: Мысль, 1985. О положительной деятельности на тендерной основе см.: Massell G.J. The Surrogate Proletariat: Moslem Women and revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919–1929. Princeton; N. J.: Princeton University Press, 1974; Goldman W. Z. Women, the State and Revolution: Soviet Family Policy and Social Life, 1917–1936. N. Y.: Cambridge University Press, 1993. P. 109–118. О предпочтениях в отношении молодежи см.: Slezkine Yu. From Savages to Citizens: The Cultural Revolution in the Soviet Far North, 1928–1938 // Slavic Review. 1992. 51. № 1. P. 52–76; Chase W.J. Workers, Society and the Soviet State: Labor and Kife in Moscow, 1918–1929. Urbana: University of Illinois Press, 1987. P. 150–153.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина"
Книги похожие на "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина"
Отзывы читателей о книге "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина", комментарии и мнения людей о произведении.