» » » » Линн Виола - Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления


Авторские права

Линн Виола - Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления

Здесь можно скачать бесплатно "Линн Виола - Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство РОССПЭН, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Линн Виола - Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления
Рейтинг:
Название:
Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления
Автор:
Издательство:
РОССПЭН
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-8243-1311-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления"

Описание и краткое содержание "Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления" читать бесплатно онлайн.



Книга канадского историка Л. Виолы посвящена переломному моменту истории Советского Союза — коллективизации сельского хозяйства. Рассматривая борьбу советского крестьянства против коллективизации как гражданскую войну между городом и деревней, автор на основе архивных материалов исследует активные и пассивные, повседневные формы и стратегии крестьянского сопротивления в СССР 1930-х и последующих годов.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей России и СССР.






27

Изначально двоеверие означало смесь в крестьянской вере православия и язычества.

28

Как отмечает Евдокимов (Евдокимов А. В борьбе за молодежь. С. 46–48), три четверти скопцов были кастрированы после революции, что, по мнению автора, говорило о росте их численности (но о незначительном потенциале для обновления). О росте численности молокан см.: Саратовская партийная организация в годы социалистической индустриализации страны и подготовки сплошной коллективизации сельского хозяйства (1926–1929 гг.). Саратов, 1960. С. 237–238.

29

На Дону отмечен ряд случаев, когда старообрядческие семьи не позволяли своим детям посещать избы-читальни комсомольской ячейки (Лицо донской деревни к 1925 г. С. 117–118). Однако большинство современников отмечали снижение числа старообрядцев после революции (Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. С. 73; Росницкий Н. Полгода в деревне. С. 224).

30

Когда мужское население деревни узнало об этом слухе, оно отнеслось к нему с явным скепсисом, однако женщины поверили в него и собрались сходить и «проверить достоверность» слуха.

31

В русском языке синонимом выражения «Варфоломеевская ночь» выступает погром или побоище. Можно предположить, что в 1920-х и 1930-х гг. крестьяне, употребляя это выражение, имели в виду то же самое. (Я благодарна Дональду Ван Атта за то, что он обратил на это мое внимание.)

32

Потребовалось проведение специального собрания в отдаленной деревне Беляевка на Урале, дабы убедить крестьян, что слухи середины 1920-х гг. о войне были неверными. См.: Голубых М. Очерки глухой деревни. С. 43. См. также доклады, основанные на информации ОГПУ о панических настроениях в деревне и распространении слухов о войне в 1927 г.: РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 85. Д. 289. Л. 2–14, 17–36.

33

Этот слух также ходил на Нижней Волге (см.: РГАЭ. Ф. 7446. Оп. 5. Д. 87. Л. 12), хотя там говорили, что в Китай вывозят женщин, потому что китайские женщины мрут от голода. Возможно, подобные слухи были вызваны новостями о создании детских садов, в том числе таких, где дети оставались на ночь («детских городков», как их называли). См.: Каценельбаум Д. Женщина в колхозе // Женщина в колхозе. С. 104. В коммуне «Колос» все дети действительно жили вместе в детском доме (см.: Соколов А. Коммуна «Колос». М.; Л., 1929. С. 67–68). О других случаях, когда в основу абсурдных слухов легли реальные события, см.: Viola L. Bab'i bunty and Peasant Women's Protest During Collectivization. P. 31.

34

См.: Wolf E. R. On Peasant Rebellions. P. 373. Этот исследователь пишет, что «крестьянский анархизм и апокалиптическое видение мира вместе создают идеологическое топливо, которым питается восставшее крестьянство».

35

Неясно, насколько часто применялась эта статья, однако о ее предположительном использовании говорится в кн.: Ерихонов Л. Кулак перед судом. С. 34. См. также: Пролетарий. 1930. 14 янв. С. 1 (в статье «Последнее предупреждение: за контрреволюционную агитацию мы будем стрелять» прокурор Московской области призвал применять эту статью ко всем кулакам, распространяющим слухи).

36

Интересно отметить, что, по предположению Питера Берка, рассказы о Христе и втором пришествии в действительности могли выполнять такую же функцию, как и прототипы историй о возвращении умерших правителей, которые столь часто встречались в случаях появления претендента на трон из масс. См.: Burke P. Popular Culture in Early Modern Europe. New York, 1978. P. 152–153. Появление в советской деревне слуха о втором пришествии могло быть частично вызвано наивным монархизмом, хотя существует лишь несколько упоминаний появления Романова. (Эти упоминания, однако, встречаются в основном в аристократических кругах эмиграции, а не в среде российских крестьян.)

37

См. также главу 4.

38

Этот аспект апокалиптических слухов — их функция как религиозное обоснование сопротивления — согласуется с более ранними моделями крестьянского сопротивления в дореволюционной России. Легенда о «царе-спасителе» (одна из ключевых тем крестьянского протеста) служила основанием для борьбы против правящего царя. См.: Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. С. 233.

39

Региональные власти продолжили выпуск своих собственных директив, запрещающих забой определенных видов скота. См., напр.: Коллективизация сельского хозяйства в Среднем Поволжье (далее — КСП). Куйбышев, 1970. С. 215–218.

40

Судя по всему, там, где были МТС, наблюдалась большая степень коллективизации; разбазаривание было, скорее, ее следствием.

41

Некоторые крестьяне продавали свой скот, чтобы расплатиться по долгам перед вступлением в колхоз. См.: РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 41, 38.

42

На Кубани страховые премии за лошадь составляли 30–40 руб., что было в два раза выше рыночной цены (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 74). То, что крестьяне продолжали использовать эту уловку, ясно из циркуляра Наркомата финансов РСФСР второй половины 1932 г. (СЮ. 1932. №28. С. 21), который запрещал выплату страховки за скот, павший из-за отсутствия ухода или в результате разбазаривания.

43

Учитывая недостаток зданий и строительных материалов для нужд властей и колхоза, неудивительно, что были случаи покупки ими «кулацких строений».

44

Возможно, организация фиктивных колхозов была еще одной уловкой, использовавшейся в те годы, чтобы избежать кулацкого клейма. В многочисленных докладах сообщается, что они организовывались на основе родственных связей и в особенности на основе ряда хуторов. См., напр.: КЮ. 1928. № 17. С. 14; 1929. №8. С. 13–14 (о религиозных колхозах); №13. С. 13; Большаков A.M. Коммуна Кудрова. Л., 1930. С. 16; XVII съезд ВКП(б): Стеногр. отчет. М, 1934. С. 217 (о семейных связях в колхозах). О фиктивных колхозах в целом см.: Viola L. The Case of Krasnyi Meliorator or «How the Kulak Grows into Socialism» // Soviet Studies. 1986. Vol.38. No. 4. P. 508–529.

45

Ш. Фицпатрик пишет, что 12 млн. крестьян в годы первой пятилетки ушли в города (Fitzpatrick S. Stalin's Peasants: Resistance and Survival in the Russian Village after Collectivization. New York, 1994. P. 80).

46

По всей стране были случаи, когда отходников исключали из профсоюза за отказ вступить в колхоз. Представляется, что эта репрессивная (и незаконная) мера послужила отходникам еще одним поводом для отказа от своих земельных наделов. См.: Там же. Ф. 7446. Оп. 5. Д. 19. Л. 32.

47

М.М. Литвинов, нарком иностранных дел, получал мешки писем и обращений от иностранных правительств и граждан (особенно немцев) с требованиями к СССР уважать права «иностранных» крестьян. Хотя весьма сомнительно, что гражданство этих крестьян было «иностранным», судя по всему, Литвинов много раз вмешивался, заявляя о необходимости соблюдать нормы международного права и о «чрезвычайно сложном положении» его наркомата в связи с этим. См., напр., его письмо к Сталину от 18 февр. 1930 г. и письмо к Яковлеву от 2 февр. 1930 г.: РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 138. Л. 46, 40. См. также: Неизвестная Россия. XX век: В 4 т. М, 1992–1994. Т. 2. С. 324–336.

48

См. главу 1.

49

Словосочетание «советский кулак» судя по всему, изобретение корреспондента газеты «Правда».

50

См. главы 4 и 5.

51

Так было в Сибири (Гущин Н.Я. Классовая борьба в сибирской деревне накануне и в годы коллективизации. С. 55–56); постановление центра говорит о том, что так было и по всей стране. См.: Неизвестная Россия. Т. 1. С. 257.

52

По данным РГАСПИ, члены комиссии по реабилитации расходились во мнениях о количестве ошибочно сосланных. Бергавинов утверждал, что 10% это преувеличение, Толмачев и Еремин считали, что невозможно точно оценить их число и что в некоторых северных районах оно доходило до 60%.

53

Письма такого рода публиковали в рубриках под названиями «Нам пишут» или «Сигналы актива» в газете «Крестьянский юрист» (позже «Деревенский юрист») в 1928–1935 гг.

54

Фицпатрик пишет (Fitzpatrick S. Stalin's Peasants. P. 257), что большинство крестьянских писем были написаны собственноручно, чего нельзя сказать о коллективных текстах постколлективизационного периода 1930-х гг. О депортациях деревень см.: Радин А., Шаумян Л. За что жители станицы Полтавской выселяются с Кубани в северные края. Ростов н/Д., 1932; КСК. С. 32.

55

Сравним эти цифры с предыдущими годами. По данным ОГПУ, в 1924 г. в деревне было совершено 339 актов террора; в 1925 г. уже 902; в 1926 г. — 711; а за январь-август 1927 г. — 580 актов. Всего их число за период с января 1924 г. по сентябрь 1927 г. составило 2 532. См.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 85. Д. 289. Л. 75 (табл. 1).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления"

Книги похожие на "Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Линн Виола

Линн Виола - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Линн Виола - Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления"

Отзывы читателей о книге "Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. anar12.09.2019, 14:21
    Thank you, for your book, it was based on the historical evidence.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.