Рональд Уэлч - Рыцарь-крестоносец

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рыцарь-крестоносец"
Описание и краткое содержание "Рыцарь-крестоносец" читать бесплатно онлайн.
Яркий, обжигающий мир Востока оживает в романе Рональда Уэлча «Рыцарь-крестоносец». Христово воинство отчаянно сражается как с сарацинами, так и между собой за обладание Святым городом Иерусалимом. Легендарный султан Саладин, короли и папы предстают на страницах этой увлекательной книги, полной захватывающих интриг и кровавых поединков.
В 1120 году братство монахов при монастыре «Мария делла Латина», существовавшее в Иерусалиме в конце XI – начале XII века как христианская религиозная община и ухаживавшее за заболевшими паломниками, пришедшими в Святую землю, преобразовалось в духовно-военный орден под покровительством Иоанна Крестителя. В связи с чем здание монастыря было расширено и переименовано в госпиталь Святого Иоанна, отсюда название – госпитальеры, или иоанниты. (В действительности монашеское братство начало действовать как орден значительно раньше и, по сути, является старейшим подобным христианским образованием в Святой земле.) Орден госпитальеров-иоаннитов так же за очень короткий срок приобрел необычайную популярность и влияние.
Духовно-рыцарские военные ордена управлялись выборными Великими Магистрами.
В 1190—1191 годах «немецкое общество взаимопомощи», созданное торговцами из Германии в стенах Акры, было преобразовано в Тевтонский орден. В начале XIII века он был переведен в Прибалтику.
Духовно-рыцарские ордена еще долго оставались реальной силой не только в Святой земле, но и в Европе. Римские папы видели в них свою армию и поэтому щедро одаривали различными льготами. Так, например, светская власть не могла вмешиваться в дела ордена. Монастыри, замки, прочие владения орденов освобождались от налогов и от подчинения епископам. Ордена обладали правом отпускать грехи, они могли совершать богослужения на земле, находящейся под интердиктом, т. е. под отлучением, и даже прощать отлученных от церкви и хоронить их в своей земле. Во время религиозных войн во Франции в начале XIII века, когда альбигойцам[8] требовалось укрытие, они легко находили его в замках тамплиеров.
Повторимся, ордена становились как бы государствами в государстве.
Но основную свою роль они, конечно, выполнили в Святой земле, мужественно сражаясь с неверными.
О легендарной защите иоаннитами Триполи в 1289 году, а тамплиерами Акры в 1291 году ходили легенды.
Но и их мощи не хватало для противостояния все усиливающемуся натиску мусульман на территории крестоносцев.
Таким образом, заканчивая рассказ об истории четырех разобщенных государств, расположившихся на узкой, легко уязвимой прибрежной полосе Сирии и Палестины, можно смело говорить, что новые крестовые походы каждый раз предпринимались с единственной целью – восстановить власть франков (как именовали на Востоке всех крестоносцев) после очередного набега турок-сельджуков[9].
Действительно, оправившись от поражений, нанесенных первыми крестоносцами, сельджуки вскоре перешли в наступление. Атабег (правитель) Мосула Зенги обратился к мусульманским правителям с призывом к джихаду – священной войне ислама[10] против христиан. В 1137 году он разгромил войска графа Триполи, а в 1144 году захватил Эдессу.
В 1145 году папа Евгений Третий впервые издал буллу[11], призывающую к крестовому походу. Проповедь похода была поручена выдающемуся и пламенному проповеднику Бернару Клервоскому. Поход возглавили король Франции Людовик Седьмой и германский император Конрад Третий. Начавшись в 1147 году, новое движение на Восток быстро захлебнулось. Немецкие рыцари были разгромлены у Дорилея, а французы потерпели поражение при осаде Дамаска в 1148 году.
Внешнеполитическое положение государств крестоносцев продолжало быстро ухудшаться. Полководец-курд Салах ад-Дин ибн Айюб, известный на Западе под именем Саладин[12], взял власть в фатимидском Египте и присоединил к нему часть Сирии и Месопотамии. В 1187 году в битве у Хаттина (Хиттина) он наголову разгромил объединенные войска крестоносцев и взял в плен иерусалимского короля Ги де Лузиньяна вместе с Великим Магистром ордена тамплиеров и многими рыцарями.
Если провал Второго крестового похода можно объяснить его плохой подготовкой и скверным руководством, то крушение государства Иерусалимского, войско которого было разгромлено в битве при Хиттине, объясняется естественной постоянной нехваткой воинских сил. Это поражение повлекло за собой скорое падение и самого Иерусалима. Взяв Иерусалим, Саладин не стал, однако, устраивать резню по примеру своих противников, а принудил жителей заплатить высокий выкуп за свою жизнь. После победы над крестоносцами он завладел всеми морскими городами к югу от Триполи. Кроме Иерусалимского королевства, Саладин занял также большую часть графства Триполи и Антиохийского княжества.
Падение Иерусалима всколыхнуло всю Европу и привело к началу Третьего крестового похода. Но это уже тема следующего рассказа.
Короли Иерусалимские так и не смогли восстановить силы после поражения при Хиттине, и, несмотря на все усилия, предпринятые прибывшим на помощь крестоносным воинством, в дальнейшем только теряли свои территории, пока в 1291 году не пал последний христианский оплот в Святой земле – крупный торговый порт и крепость Акра.
В конце этого небольшого экскурса в историю скажем несколько слов о самом романе. Читая книгу, невольно проникаешься ее атмосферой: интриги и заговоры, внутренние усобицы, борьба за власть знатных феодалов Святой земли, красочные и жестокие батальные сцены. При этом страницы романа выписаны с большой любовью к истинному рыцарству без страха и упрека, движимому борьбой за веру и справедливость.
Конечно, Уэлч не избежал ошибок, но не как писатель – мастер слова и стиля, а скорее как историк – исследователь той эпохи. Он, безусловно, следует в своем повествовании знаменитой книге Г. Мишо «История крестовых походов», повторяя ее ошибки и недочеты. Это сказывается, прежде всего, в отношении автора к духовно-рыцарским орденам тамплиеров и госпитальеров, созданных в первую очередь для защиты самой Святой земли от постоянных нападений мусульман. И здесь Уэлч, как и Мишо, хочет противопоставить светское рыцарство с его турнирами, поклонением прекрасной даме, стремлением к радостям жизни и славе на поле брани мрачному, воинствующему фанатизму монахов, хоть и облаченных в латы. А зря. Духовно-военные ордена, рыцари которых, отрешаясь от всего земного, могли истинно служить только христианам и Церкви, сыграли огромную роль в деле защиты завоеваний крестоносцев на Ближнем Востоке. Недаром их отряды считались элитными в армии латинских государств. Отважные и искусные воины, непримиримые противники ислама, они отважно и беззаветно воевали с сельджуками, в то же время, проявляя порой мудрую терпимость к иным религиям.
Есть и другие ошибки автора как историка.
В одной из глав автор пишет, что Ги де Лузиньяна, женатого на сестре короля Сибилле, в его притязаниях на трон поддержали оба духовно-рыцарских ордена Святой земли – единственная военная сила Палестины. Увы, этого просто не могло быть. Два могущественнейших ордена с самого начала скрыто враждовали между собой, постоянно интригуя в борьбе за власть, и даже общие опасности (нападения турок) порой их не сплачивали. И естественно, если Лузиньяна поддержали тамплиеры, то на сторону его противника Раймонда Триполийского, по линии матери приходившегося внуком другому королю – Бодуэну II, тут же встали иоанниты. Подобная ситуация повторилась во время Третьего крестового похода, но уже с Лузиньяном и его соперником за власть Конрадом Монферратским. И лишь после отъезда английского короля Ричарда на родину, а Лузиньяна на Кипр Конрад получил иерусалимскую корону. Правда, правил он менее года и был убит ассасинами[13].
Но, несмотря на отдельные недочеты, Уэлч все-таки нарисовал довольно правдивую картину жизни феодального общества конца XII века. И традиционный хеппи-энд романа, пусть и нетипичный для реальной действительности, – вполне справедливая награда для главного героя, полностью отразившего в чертах своего характера дух подлинного рыцарства.
С. В. РУСАНОВ
От автора
Святая земля была отвоевана у турок-сельджуков в Первом крестовом походе в конце XI века. Крестоносцы, оказавшиеся на Востоке, основали Латинское королевство Иерусалим, или Outremer[14] – землю за морем, как ее называли в древней Франции.
Столетие спустя королевство все еще принадлежало христианам, но власть их буквально висела на волоске. Территория государства крестоносцев представляла собой лишь узкую полоску земли вдоль линии берега, и королевство часто подвергалось атакам сарацин[15], как с моря, так и с суши.
Чтобы оградить себя от нападений, крестоносцы построили в самых опасных точках цепь замков. Огромные крепости охранялись потомками первых рыцарей, отвоевавших Святую землю у неверных, или воинствующими монахами двух духовно-военных рыцарских орденов – тамплиеров и госпитальеров. К 1185 году королевство оказалось в страшной опасности. У крестоносцев не хватало людей, а у турок наконец-то появился достойный вождь Саладин, объединивший разрозненные племена, с тем, чтобы начать священную войну – джихад против христианских государств Леванта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рыцарь-крестоносец"
Книги похожие на "Рыцарь-крестоносец" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рональд Уэлч - Рыцарь-крестоносец"
Отзывы читателей о книге "Рыцарь-крестоносец", комментарии и мнения людей о произведении.