Владимир Аверченков - Инновационный менеджмент

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Инновационный менеджмент"
Описание и краткое содержание "Инновационный менеджмент" читать бесплатно онлайн.
В пособии рассматриваются основные подходы к управлению инновационными процессами, включающими создание, освоение и распространение нововведений как возможных факторов развития рыночной экономики. Описана сущность инновационного менеджмента и дана характеристика всех его этапов, начиная от процедур маркетинга, составления бизнес-плана до управления жизненным циклом инновационных проектов на примере их реализации в машиностроении. Даны характеристики современных приемов инновационного менеджмента и приведены сведения о наиболее эффективных организационных структурах инновационной деятельности.
Для студентов вузов машиностроительных специальностей, а также может быть полезно начинающим предпринимателям в области промышленного производства.
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций И подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (обороне, здравоохранении, образовании и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).
8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.
9. Повышение общественного статуса инновационной
деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.
10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т. п.). Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.
11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранных общеэкономической и инновационной стратегий стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.
Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации – имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.
Центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики по созданию и развитию научно-технического потенциала, являются министерства, ответственные за развитие промышленности и науки, в частности Министерство образования и науки РФ. Основные задачи данного органа исполнительной власти:
– организация научно-технического прогнозирования;
– выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;
– разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
– разработка государственных научно-технических программ и проектов;
– методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ;
– финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
– создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
– формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
– создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
– обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.
Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.
Глава 6
Маркетинг инноваций
6.1. Определение и задачи маркетинга
6.2. Объекты маркетингового анализа
6.3. Этапы маркетингового исследования
6.1. Определение и задачи маркетинга
Успех реализации любой инновации зависит от востребованности в ней той сферы, на которую они ориентированы или в которой она может проявить свой положительный экономический эффект. Обычно в условиях промышленного производства вопросы анализа рынка сбыта и потребления товаров и его влияния на процесс разработки и производства изделий исследуют специалисты экономических служб, используя теорию маркетинга (от английского слова market [ma: kit] – рынок, сбыт, торговля).
В условиях рыночной экономики теория маркетинга является основополагающей при организации и управлении любым производством товаров и услуг. Обычно эти вопросы рассматриваются в рамках специальных маркетинговых отделов специалистами– маркетологами, которые готовят свои рекомендации для руководителей других отделов и управляющих предприятием в целом.
При реализации инновационного процесса эти задачи приходится решать не только экономистам, но и инженерам-разработчикам новых инноваций и организаторам производства с целью выявления и согласования наиболее важных потребительских свойств нового товара или услуги и их конкурентоспособности с тем, что имеется в этот момент на рынке. Учитывая эти обстоятельства, в рамках инновационного менеджмента необходимо использовать приемы маркетингового исследования. В связи с этим рассмотрим основные положения теории маркетинга применительно к рассматриваемой проблеме.
Маркетинг – это экономический анализ, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребностей, а также проспектов организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям.
Главная задача маркетинга – изучение рынка, которая должна дать ответ на 6 вопросов [8].
1. Что продается (анализ или услуги)?
2. Кому продается (изучение потребителя или пользователя)?
3. Как продается (анализ каналов сбыта)?
4. Кто мешает продавать (изучение конкуренции по горизонтали и вертикали)?
5. Каковы непредвиденные случайности, с которыми может столкнуться производитель (анализ различных состояний экономической конъюнктуры)?
6. Как добиться увеличения сбыта товаров (изучение путей, по которым надо идти, и средств, которые следует применять)?
6.2. Объекты маркетингового анализа
Переходя к терминологии экономических категорий, целесообразно выделить 6 основных понятий (объектов) маркетинга: 1) товар; 2) потребители и пользователи; 3) сбыт; 4) конкуренция; 5) конъюнктурные колебания; 6) стимулирование сбыта. Анализ каждого понятия определяет группу задач маркетинга, решение которых позволяет дать ответы на приведенные в предыдущем параграфе вопросы и внести необходимые коррективы в инновационную идею предлагаемого продукта на протяжении всего жизненного цикла.
Рассмотрим более подробно все шесть объектов маркетингового анализа [8].
1. Товар. Это главный объект анализа, позволяющий сделать заключение о правильности выбора стратегии всех структур и служб предприятия по вопросам:
разработки, испытаний и запуска в производство новых товаров;
улучшения существующих товаров;
нового применения старых товаров;
прекращения производства данного товара или сокращения партии выпуска;
упаковки товаров и их соответствия стандарту;
названия товаров.
2. Потребители или пользователи. Производство товара или предоставление услуги осуществляется лишь с целью продажи. Необходимо стремиться к устранению опасности, состоящей в том, что некоторые руководители предприятий считают свой личный вкус критерием, не подлежащим обсуждению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инновационный менеджмент"
Книги похожие на "Инновационный менеджмент" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Аверченков - Инновационный менеджмент"
Отзывы читателей о книге "Инновационный менеджмент", комментарии и мнения людей о произведении.