» » » » Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока


Авторские права

Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока
Рейтинг:
Название:
Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-02-036725-8; 978-5-02-037560-4 (т. 2)
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Описание и краткое содержание "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" читать бесплатно онлайн.



В томе освещаются основные вопросы истории и культуры средневекового мира. В нем рассматриваются миграции племен, исследуются проблемы сосуществования оседлых и кочевых народов, пути развития мировых религий. Особое внимание уделяется типологии формирования средневековых государств, появлению на исторической арене новых мировых держав — империй и национально-территориальных государств, кочевых каганатов и восточных халифатов. Синхронизация социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в различных регионах Азии, Европы и Африки, позволяет усмотреть в совокупности уникальных цивилизаций определенное единство средневековой Мир-Системы.

Для историков и более широкого круга читателей.






Для раннесредневековых городов характерно наличие крепости и/или резиденции правителя (дворцового комплекса). Дворец либо находился в самой цитадели, либо, как в Средней Азии, в непосредственной близости от нее. Нестабильная обстановка могла привести к наличию не только укрепленной цитадели с дворцом правителя, но и к укрепленным усадьбам знати, проживающей в городе, как, например, в раннемонгольских городах (яркий пример — Хирхиринский город). Нечто подобное наблюдалось в итальянских городах XI–XIII вв., где дома и башни отдельных кланов представляли собой по сути крепости.

Улицы городов могли быть как широкими (например, влиянием римских и византийских планировок в арабских городах определяется фиксированная ширина в 40 локтей), так и узкими (достигая иногда ширины всего в ярд) что сильно затрудняло движение по такой улице не только повозок, но и людей. Городские дома отличались от деревенских своей компактностью, которая особенно усиливалась по мере роста города и невозможности расширения его базовой территории. Если в ранних городах существовали значительные незастроенные участки, обширные городские имения с садами, огородами и даже (хотя значительно реже) пастбищами, то затем происходило постоянное дробление участков. Строения зачастую тесно прилегают друг к другу, а фронтоны их практически всегда выходят на улицу. Правда, нужно отметить, что законодательное регулирование того, как должен выглядеть городской дом (общий вид улицы) появляется довольно поздно, в раннее Новое время, и характерно скорее для таких крупных городов, как Лондон.

Не имея возможности расти вширь, города активно росли вверх. Исключения тут составляют арабские города, хотя и не всегда. В Фустате (часть совр. Каира) в VII–VIII вв. встречались восьмиэтажные дома. Надстраивание этажей над уже возведенным зданием могло происходить позднее, и для увеличения площади верхние этажи выступали над нижними, сужая таким образом пространство и освещенность улицы. В арабских городах не рассматривался как преступление захват части улицы, расположенной непосредственно перед домом, в то время как, например, в Англии, где важные дороги считались собственностью короля, это расценивалось как нарушение прав Короны.

Важной топографической составляющей средневекового города (преимущественно крупного) был квартал. Это не только структурная единица внутренней планировки, но и принцип территориально-социальной организации населения. В восточных городах встречается система замкнутых улиц и кварталов. Каждый квартал образовывал свою собственную общину и к тому же служил частью административного деления города. Ввиду отсутствия агоры, площади и места общегородской концентрации социальной активности населения квартал на Востоке стал центром общественной деятельности. Правда, исследователи отмечают, что такие кварталы находились под управлением ставленников правителя и не могут считаться центрами муниципального самоуправления. Кварталы были известны и на Западе, преимущественно в достаточно крупных городах. Иногда они совпадали с приходской организацией городских жителей, но довольно часто имели самостоятельное политическое значение: так, кварталы тосканских городов содержали собственные ополчения — гонфалоны, а пять новгородских «концов» собирали свои веча и обладали очень важными правами.

Система управления и вольности городов

Городское управление во многом определялось обстоятельствами возникновения города и на чьей земле он располагался. Между городом и государством (или, скорее, правителем как олицетворением государства) устанавливались сложные взаимоотношения. В Европе известны случаи, когда король поддерживал борьбу города против его непосредственного сеньора, укрепляя союз между городами и королевской властью. В то же время централизованное государство не было заинтересовано в самоуправляющихся городах, именно поэтому они отсутствовали на Востоке. В Иране Сасаниды практически сразу после создания своей державы принялись подавлять унаследованное от предыдущего периода городское самоуправление. Можно объяснить отсутствие широких прав самоуправления в городах Англии и Швеции именно наличием с раннего времени сильной королевской власти. Крайнее выражение независимость получила в автономных городах-государствах Италии, первоначально республиках. К такому типу общественной структуры относились также многие германские города (будущие имперские города).

Отсутствие политических амбиций у восточных городов или их жителей привело к тому, что там не сложились городские сословия. Этому также могли препятствовать местные порядки (касты в Индии). В Китае и Японии горожане (купцы и ремесленники) занимали в официальной иерархии низшее место по сравнению с «добрым людом» — крестьянами, что не мешало богатым купцам играть порой важную роль в обществе.

Города-коммуны

Различия в методах и результатах коммунального движения зависели от конкретных условий. Отсутствие сильной центральной власти позволяло самым развитым, богатым и населенным городам добиваться наиболее полного объема возможных тогда свобод. Так, в Северной и Средней Италии и в Южной Франции уже в IX–XII вв. города достигали положения коммуны, там развились такие органы самоуправления, как консулы и сенат (названия которых заимствованы из античной традиции). В Италии коммуны сложились уже в XI в., и некоторые из них (Генуя, Флоренция, Венеция и ряд других) стали, как уже говорилось, городами-государствами и своего рода коллективными сеньорами: их политикосудебная власть распространялась на сельские поселения и мелкие города в радиусе десятков километров (область — «дистретто»). Самостоятельной коммуной-республикой с XIII в. был далматинский Дубровник. Боярско-купеческими республиками с огромной подвластной территорией являлись Великий Новгород и Псков до конца XV в. (т. е. захвата и разорения их Московским государством), там власть князя ограничивалась выборным посадником и вече. Города-государства обычно имели олигархическую форму управления: во главе них стояли советы из числа привилегированных горожан; но некоторые, например итальянские, со временем трансформировались в монархии и даже деспотии.

Несколько позднее, в XII в., стали коммунами некоторые города Северной Франции и Фландрии. В XIII в. городские советы образовались в городах Германии, Чехии и Скандинавии. Во Франции и Германии коммунальное движение приняло особенно острый характер в епископских городах; оно продолжалось иногда десятилетиями (например, в городе Лан) и даже столетиями (в Кёльне). В других странах Европы масштабы и острота коммунальной борьбы были много меньше.

Города-коммуны имели выборных советников, мэров (бургомистров), других должностных лиц; свои городское право и суд, финансы, право самообложения и раскладки налогов; особое городское держание; воинское ополчение; право объявлять войну, заключать мир, вступать в дипломатические сношения. Обязательства города-коммуны в отношении его сеньора сводились к небольшому ежегодному взносу. Сходное положение в XII–XIII вв. заняли в Германии наиболее значительные из так называемых имперских городов (подчиненных непосредственно императору), которые фактически стали городскими республиками (Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Магдебург, Франкфурт-на-Майне и др.).

Общественная структура в виде города-государства была весьма характерна для отдельных регионов Азии (Индостан, Юго-Восточная Азия) и цивилизаций Африки и Америки. Правда, все они отличались от европейских собратьев тем, что находились под властью местного правителя. Причины же, почему все государство имело только один город или состояло из одного города с округой, могли быть разными, как политическими, так и экономическими.

Города-государства

Место города во многих локальных цивилизациях нередко было определяющим. Это касалось всех патриархальных эпох, в том числе Средневековья. Речь идет о городе-государстве, когда собственно государство состояло из центра в виде относительно крупного местного мегаполиса, часто в сопровождении более или менее значительных городов и всегда с окружающими их сельскими поселениями. Такая структура общества была особенно характерна для времени «малых королевств», т. е. для раннего Средневековья — до образования объединенных государств, а в развитое Средневековье — для периода политической раздробленности. Но, например, на Апеннинском п-ове такая структура общества сохранялась на протяжении всего периода, когда будущая Италия представляла из себя конгломерат автономных городов-государств, первоначально республик, позднее — от олигархических республик до Синьорий. К такому типу общественной структуры относились также многие германские и восточнославянские земли, где отдельные государства, формально политически объединенные (в первом случае империей, во втором — властью Киева), на практике представляли собой отдельные соперничающие княжества, каждое из которых имело в центре относительно крупный город. Следы такой организации сохранялись на Руси до конца XV в., во Франции (и не только там) — вплоть до эпохи абсолютизма, хотя бы в виде территориальных образований с главным городом и наследственной центральной властью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Книги похожие на "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов История

Коллектив авторов История - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Отзывы читателей о книге "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.