Геннадий Кудий - Русская Атлантида

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская Атлантида"
Описание и краткое содержание "Русская Атлантида" читать бесплатно онлайн.
Книга самобытного автора Г. Н. Кудия посвящена интересной, полной динамики и драматизма истории и культуре Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ) — крупнейшего государства Европы периода позднего Средневековья. Она в яркой и доходчивой форме позволяет восстановить, прежде всего для российского читателя, историческую правду о месте и роли Русской Атлантиды — ВКЛ в развитии Восточной Европы и формировании русской государственности, которая была сознательно искажена и основательно забыта в предыдущие два столетия. А также показывает на примере этого государства смертельную опасность и даже гибельность для любого этноса бездумной потери своей национальной идентичности, традиций и веры.
Одним словом, шляхта была закрытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. В мирное время шляхтичи жили в своих усадьбах, занимались земледелием, охотились, пировали, любили танцы и другие галантные развлечения — короче говоря, жили так, как и дворяне других европейских государств. При всем своем многообразии шляхта в ВКЛ была наиболее образованным и патриотично настроенным сословием. К XVII веку в большинстве своем она была католической, но доминирующий католицизм не мешал ей быть на удивление веротерпимой — в Восточной Польше, на белорусских и украинских землях многие шляхтичи исповедовали православие, а в Западной Польше и Силезии — протестантизм.
Александр Ходкевич.
Герб магнатского рода Пацей.
Что касается магнатских родов ВКЛ, то они сформировались в основном из числа наиболее приближенного к великому князю (госпадару) круга феодалов, занимавших высшие государственные должности. Причем, как ни далека была дистанция между магнатами (которые в ВКЛ и Польше верховодили всем) и простыми шляхтичами, обрабатывавшими свою землю лично, первые всегда были вынуждены считаться со вторыми, поскольку их юридические права были равны. И бедная (дробная), и богатая (магнаты) шляхта имели право на «рокош», т. е. на вооруженное сопротивление власти, если та действовала незаконно. Поэтому даже вельможные Радзивиллы, заигрывая с избирателями, называли их «пане-браце». Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось еще в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.
В Польше, ВКЛ, а после и в Речи Посполитой шляхта обладала огромными привилегиями, равных которым в Европе дворянство более нигде не имело. Сложные отношения между монархией и шляхтой в Речи Посполитой, вытекающие из ее широких прав и привилегий, в конце концов, стали одной из основных причин упадка и краха Польско-Литовского государства в XVIII веке. Будучи буйным и непокорным сословием, шляхта после этого постоянно затевала восстания за независимость и в защиту своих сословных прав, которые настойчиво пытались упразднить и в России, и в Пруссии, и в Австрии — странах победившего абсолютизма. Например, на землях Польши, Беларуси и Литвы, вошедших в состав России, в XVIII–XIX веках шляхта поднимала такие восстания трижды — в 1794, 1831 и 1863 годах. Во многом потому, что в течение более пяти веков представители этого сословия исповедовали девиз «Бог, Гонар, Айчына» (Бог, Честь, Отечество), который в период восстаний XVIII–XIX веков за независимость стал звучать иначе: «Жыццё — Айчыне, Гонар — нiкому» (Жизнь — Отечеству, Честь — никому). Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали еще в Испании и Венгрии, где они продержались дольше всего.
Как уже отмечалось, значительная часть шляхты была небогата, но, наделенная многими правами, она четко дистанцировалась от иных сословий. Повышенное самомнение шляхтича часто выглядело комично, но фактом является и то, что даже бедные шляхтичи никогда не выглядели, как бедняки! Мемуарист Ежи Китович, например, писал: «…даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет туда „угнаенне“ (навоз), втыкает в него саблю, которую могли носить только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик». Ситуация, безусловно, и комичная и ироничная. Да, шляхетский гонор действительно был, но были также самоирония, благородство и понимание необходимости соответствовать принадлежности к высшему сословию — быть вежливыми, культурными, внимательными к женщинам, не совершать поступков, которые бросали бы тень на шляхетскую репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям образование. Иначе шляхтич себя просто не мыслил. Так уж сложилось.
Вообще большинство шляхетских традиций заслуживает уважения. Лучше всего о них написал белорусский писатель Владимир Короткевич, который и сам имеет шляхетские корни. Так, шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе общество осудило бы и отвергло его. Чтобы шляхтич ударил жену? — такого просто не могло быть! А мужик мог ударить, потому что это считалось вполне нормальным. И даже полезным. Что делать — таковы были традиции у мужиков. Если бы мужик покалечил жену, так сказать, «в воспитательных целях», то он бы не нес ответственность. А шляхтич? У шляхтичей считалось — лучше развестись, чем драться. Но разводиться было чрезвычайно сложно. Церковный брак — это пожизненно. Католическая церковь практически не разводила, а для православной требовались весомые доказательства. Бракоразводные процессы тянулись по семь лет, бумаги ходили по всем церковным инстанциям, и в случае положительного решения все заканчивалось указом самого императора. А католики, пожелавшие развестись, вообще должны были дойти, всего-то, лишь до папы римского!
В целом шляхта была сильно пронизана корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий. Экономической основой ее господства являлась феодальная собственность на землю, а взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в шляхетское сословие был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию, одопцию и индигенат. Шляхта обладала иммунитетом и освобождалась от большинства повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 года из всех государственных повинностей за шляхтой сохранялись только платежи поземельной подати в размере 2 грошей с лена, при этом она получила исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкомориев и др.
Формой организации шляхты был сеймик — собрание всей шляхты, принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas) как к одному общественному целому. Нешавское законодательство поставило шляхту на тот же уровень, что и можновладцев (магнатов): чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение («посполитое рушанье»), король обязан был обращаться за разрешением к шляхетским сеймикам. Вира (штраф) за убийство шляхтича составлял 60 гривен. Кроме того, по Церквицкому привилею шляхте была гарантирована имущественная и личная неприкосновенность. Ко всему прочему, шляхта обладала гербами. Одним словом, этому сословию было что защищать и за что бороться.
Жизнь знатной шляхты овеяна легендами. Драматические судьбы, любовные истории, пиры, охоты, танцы, погони и пр. Пожалуй, самая обыгрываемая теперешними драматургами любовная история — это Барбара Радзивилл и великий князь — король Сигизмунд Август. По любвеобильности Барбару часто сравнивают с Екатериной II. Такие сведения есть, и отрицать это трудно. Но скорее всего между Барбарой и Сигизмундом была настоящая любовь. Впрочем, правда и то, что братья Барбары заставили Сигизмунда жениться, когда он тайком пришел к ней на встречу. Согласитесь, однако, надо было очень сильно любить, чтобы пойти против воли своего отца — старого короля и своей матери Боны Сфорцы — старой королевы. Потом сейм не хотел короновать Барбару, а Сигизмунд Август все-таки добился того, что Барбара Радзивилл стала королевой, хотя польская знать всячески препятствовала этому. Легенда говорит о том, что Бона Сфорца отравила Барбару, по другой версии, у Барбары был рак. В общем, ее смерть навсегда останется загадкой.
Замок Радзивиллов в Несвиже, исторический и современный вид.
Откуда вообще взялись Радзивиллы? Кто они — поляки, литовцы, белорусы? Ответить на этот вопрос в духе паспортной системы товарища Сталина трудно. Совершенно очевидно, что пресловутая пятая графа здесь категорически не подходит. Считается, что по происхождению Радзивиллы из литовского рода. Но уже в XV веке, как и многие другие литовские феодалы, они перешли на белорусский язык. В XVI веке в духе нового времени они заговорили по-польски. Тем не менее историки относят Радзивиллов к белорусским феодалам. Они жили в Беларуси, основная линия их рода была в Несвиже, Клецке и Давид-Городке. Радзивиллы владели в Беларуси многими территориями и даже городами. У них были собственные войска. Со временем Радзивиллы, конечно, ополячились, но всегда помнили, что они отсюда — из Литвы. А Литвой до конца XIX века называли большую часть Беларуси. Радзивиллы очень значительные, но не единственные белорусские магнаты.
Говоря о магнатах ВКЛ, вслед за Радзивиллами обычно вспоминают Сапегов. Очень значительная фамилия! Предки их — полоцкие бояре. А выдвинулись Сапеги в первой половине XVI века, когда Иван Сапега был писарем и заведовал канцелярией великого князя. Потом получил имение, и потихоньку род начал свое восхождение. Сапеги были очень влиятельными в XVII и XVIII веках, в это время они, подобно Радзивиллам, получили княжеский титул в Священной Римской империи. Хотя, надо заметить, шляхта эти титулы не признавала и говорила: мы все равны. В Ружанах остались руины замка-дворца Сапегов, а вот в Восточной Беларуси от имения Сапегов не сохранилось ровным счетом ничего. Кстати, в подземельях Ружанского дворца Сапегов хранилась казна Великого княжества Литовского и арсенал. А в 1655 году в нем были еще спрятаны от преследования русского царя Алексея Михайловича мощи Святого Казимира — небесного покровителя Великого княжества Литовского, что тоже немало говорит о влиятельности его хозяев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская Атлантида"
Книги похожие на "Русская Атлантида" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Кудий - Русская Атлантида"
Отзывы читателей о книге "Русская Атлантида", комментарии и мнения людей о произведении.