Сергей Зонин - Адмирал Л. М. Галлер

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмирал Л. М. Галлер"
Описание и краткое содержание "Адмирал Л. М. Галлер" читать бесплатно онлайн.
Бывшего офицера царского флота Л. М. Галлера, всецело принявшего идеи Великого Октября, многократно испытывали крутые повороты судьбы. В труде рассказывается о жизни и деятельности, заточении в тюрьму по ложному обвинению и преждевременной кончине адмирала, внесшего большой вклад в развитие Военно-Морского Флота СССР и в победу над гитлеровской Германией.
Книга издана по программе подготовки к 300-летию (1996) отечественного флота и рассчитана на массового читателя.
Заботы, круг вопросов, которыми занимается командующий флотом… Нелегко очертить их границы. Отвечая за флот — отвечаешь за все. Стасевич как начальник штаба флота был энергичен, деловит, но ему, конечно, не хватало знаний, опыта: в мировую войну радист, в 1921 году окончил курсы разведки, учился в академии. В конце 1933 года его сменил И. С. Исаков. Иван Степанович стал Галлеру хорошим помощником: Балтику знает отлично, инициативен, предан штабной работе, культурен. Разве что немного склонен работать «на публику» — любит, чтобы о нем говорили, восхищались эрудицией, знаниями… Но это недостаток несмертельный.
И все же дел у Галлера было предостаточно. По хранящимся в архиве приказам по флоту видно, как часто проверял он соединения. Вот приказ по проверке бригады линкоров, которой с 1933 года командовал Г. И. Левченко, такие же приказы по проверкам бригады эсминцев 3. А. Закупнева, подводных лодок, береговой обороны, авиации, учебных отрядов. Спокойный, выдержанный тон: нет грозных разносов и суровых наказаний, зато есть деловые и разумные указания по устранению выявленных недостатков. По документам можно судить и о другой повседневной работе Галлера. Так, он предметно занимается вопросами базирования, ремонтом кораблей, строительством аэродромов и разного рода складов, железнодорожных путей для трехорудийной батареи невиданного еще на Балтике калибра — 356 миллиметров.
Особо беспокоило его базирование кораблей. Было понятно, что гавани Кронштадта не смогут вместить флот, на пополнение которого в ближайшие годы придут десятки новых кораблей. Да и сосредоточение всего флота в одном месте представляло понятную опасность. И Лев Михайлович вместе с Гришиным ставит перед С. М. Кировым и коморси В. М. Орловым вопрос о строительстве военно-морской базы Ручьи в Лужской губе. На это нужны миллионы, но иного выхода нет. Пока в Москве решают вопрос о строительстве, Галлер не медлит: направляет флотских инженеров-строителей для изысканий на местности и составления подробных предложений.
Вплотную занимается Галлер кораблестроением. Его беспокоит невыполнение по срокам работ на Северной верфи, где строится лидер «Ленинград», на заводе имени Марти — промедление с перестройкой бывшей царской яхты «Штандарт» в минный заградитель «Марти», очень нужный флоту. Галлер собирает под своей эгидой совещание директоров и главных инженеров всех заводов, участвующих в поставках оборудования и монтажных работах на лидере и минзаге, выслушивает их взаимные претензии, выявляет тех, кто не выполняет свои обязательства, добивается составления совместно утверждаемого графика. Потом такой график появляется в кабинете в штабе флота, и Галлер еженедельно отмечает продвижение работ на кораблях. Куда лучше идет дело со строительством подводных лодок и сторожевиков. К концу 1933 года в строй вступают средние торпедные подводные лодки «Щука», «Окунь» и «Ерш», подводные минные заградители «Ленинец», «Сталинец» и «Фрунзевец», дивизион сторожевиков насчитывает уже четыре корабля.
Новых кораблей на флоте могло быть и больше. Но с вводом в действие Беломорско-Балтийского канала начинается переброска кораблей для будущей Северной военной флотилии. Для этого формируется экспедиция особого назначения — ЭОН-1, которую возглавляет комбриг эсминцев 3. А. Закупнев. Начальником штаба ЭОН назначается И. С. Исаков. 18 мая 1933 года корабли покидают Кронштадт, идут по Неве к Ладожскому озеру. В составе отряда эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев» (бывший «Рыков»), сторожевики «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Д-1» («Декабрист») и «Д-2» («Народоволец»). Лев Михайлович шел с отрядом на «Урицком» по Неве, Ладожскому озеру и реке Свирь. У входа в Онежское озеро, у деревни Вознесенье, когда основные трудности перехода были позади, Галлер простился с будущими североморцами и вернулся в Кронштадт. Отряд дошел дальше, к Белому морю, по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу. Лев Михайлович, конечно, знает, чьими руками он построен. Быть может, свой каторжный срок отбывают там и многие флотские.
…Думать об этом ужасно. Лучше не думать, потому что можно сойти с ума. Изменить ничего нельзя… Но неужели этот канал, действительно нужный, хотя корабли на Север можно было бы перебросить и вокруг Скандинавии, не могли построить свободные люди? Ведь не каторжники же перед японской войной в кратчайший срок построили железнодорожную магистраль через Сибирь — до Владивостока…
В сентябре того же года он проводил ЭОН-2: И. С. Исаков повел к Белому морю эсминец «Карл Либкнехт», сторожевик «Гроза» и подводную лодку «Д-3» («Красногвардеец»). Успешно завершил переход и этот отряд. Вернувшийся Исаков рассказывал Галлеру о просторах Баренцева моря, о замечательной базе Северной военной флотилии в Екатерининской гавани, которую создает назначенный командующим Закупнев. Мечта Ф. Ф. Раскольникова о восстановлении военно-морской силы на Севере становилась явью.
В том же 1933 году Льва Михайловича дважды вызывают в Москву. Без учета мнения командующего флотом на Балтике, награжденного к 15-й годовщине РККА орденом Красного Знамени, В. М. Орлов не хочет решать принципиальных вопросов развития ВМС. В первый приезд в столицу Галлер участвует в заседании, на котором обсуждается проект программы военно-морского судостроения на вторую пятилетку — на 1933–1938 годы. Она обширна и предусматривает строительство крейсеров (главный калибр артиллерии 180 миллиметров), лидеров, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и речных мониторов, подводных лодок и боевых катеров — торпедных и противолодочных. Выступая на заседании, Галлер приветствовал переход к строительству Большого флота. Но высказал и предложения. Он настаивал на необходимости построить для Балтики больше тральщиков: в случае войны минная опасность будет велика, просил включить в план разработку проекта перестройки в авианосец линкора «Фрунзе» или проектирование нового авианосца, высказал удивление, что не планируется строительство десантных кораблей. Наконец, Галлер напомнил, что флот должен получить корабли обеспечения — плавбазы подводных лодок и торпедных катеров, транспорта снабжения, а также заводы и мастерские (часть плавучие) для ремонта кораблей. Иначе не обеспечить их боевую готовность.
11 июля 1933 года Галлер снова в Москве — присутствует на заседании Совета Труда и Обороны, принявшем третью при Советской власти программу военно-морского судостроения. Лев Михайлович был восхищен: за пять лет только Балтийский флот должен получить 64 подводных лодки[184]. Однако число запланированных тральщиков осталось прежним, десантные корабли в план не включили. «Нет средств, нет мощностей у заводов», — объяснил Галлеру коморси Орлов.
Итак, ВМС страны набирают мощь, растут. Во второй пятилетке начато строительство 5 крейсеров, 4 лидеров, 50 эсминцев, 137 подводных лодок, 27 тральщиков…[185] Очень ко времени начинает пополняться флот: в Германии пришли к власти фашисты. Всем, пожалуй, ясно, что Гитлер — это война. Национал-социалисты и их фюрер не раз заявляли, что СССР — первейший враг. Лев Михайлович листает справочник — германский флот к 1934 году имеет мало новых первоклассных кораблей. Всего-то три легких крейсера, несколько эсминцев и подводных лодок. В его составе также два старых линкора додредноутного типа. Но через год-два должны вступить в строй три «панцершиффе» — нечто среднее между линкором и тяжелым крейсером с шестью орудиями калибра 280 миллиметров. Это уже большая сила. Да и надо думать, вскоре Гитлер заложит новые мощные корабли. Первоклассная судостроительная промышленность позволит довольно быстро построить все, что будет ей заказано. Боевую и оперативную подготовку флота теперь нужно строить с учетом возможности нападения германских фашистов.
На 1934 год у Галлера большие планы. В первую очередь они связаны с освоением подводных лодок новых типов — «щук» и «ленинцев». По его заданию штаб под руководством И. С. Исакова трудится над разработкой операции, в которой надводные силы и авиация флота будут обеспечивать прорыв лодок из Финского залива в Балтийское море. Ее элементы предстоит отрабатывать в будущую кампанию. В наступающем году предстоят и большие хозяйственные заботы. Совет Труда и Обороны на своем заседании 2 июня 1933 года принял решение о начале строительства в 1934 году базы в Лужской губе. Галлеру также известно, что предстоит визит флота в Польшу — первый после долгого перерыва заграничный поход. Участвовать в нем будут «Марат» и эсминцы.
Пожалуй, этот предстоящий визит больше беспокоил А. С. Гришина, члена Реввоенсовета, чем Льва Михайловича. «Ведь на берег буржуазной страны в Гдыне сойдут сотни краснофлотцев, десятки командиров. А в Польше осело немало белогвардейцев, возможны провокации. Да и среди наших выявляем таких, кто скрывает социально чуждое происхождение…» — делится он своей тревогой. Галлер успокаивает члена РВС: все будет хорошо! Ведь накал политических страстей в стране спадает, командам надо доверять. Лев Михайлович напоминает о директиве, полученной в апреле 1933 года от наркомвоенмора, ссылается на выступление И. В. Сталина на Всесоюзном съезде колхозников-ударников: колхозы победили, все позади! Гришин усмехается, однако не возражает. Чувствуется, что он думает иначе. Быть может, понял страшную сущность речи Сталина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 11 января 1933 года? Ведь Сталин сказал: «Мы виноваты в том, что не разглядели новой обстановки и не уяснили себе новую тактику классового врага, действующего тихой сапой»[186]. Значит, ничего не кончено, нужно продолжать искать скрывающегося врага, и конца этому нет и не будет… А может быть, Гришин, матрос-подводник с 1911 года, прошедший мировую и гражданскую войны, но не утерявший связи со своей деревней Сивково в Калужской губернии, лучше знает, что делают всякого рода власти с крестьянством, чем петербуржец Галлер? На директиву наркома Галлер ссылается, однако, правильно. На ее основании 16 апреля 1933 года Галлер и Гришин направили командирам всех соединений флота свою директиву за № 35[187]. В ней указывалось, что нарком приказал «по договоренности с ОГПУ впредь аресты начальствующего состава от командира взвода и выше могут быть произведены лишь с разрешения наркомвоенмора… При необходимости по требованию соответствующих органов… ареста, немедленно доносить Революционному Военному Совету МСБМ…».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмирал Л. М. Галлер"
Книги похожие на "Адмирал Л. М. Галлер" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Зонин - Адмирал Л. М. Галлер"
Отзывы читателей о книге "Адмирал Л. М. Галлер", комментарии и мнения людей о произведении.