» » » » Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества


Авторские права

Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества

Здесь можно купить и скачать "Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентФлинтаec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества
Рейтинг:
Название:
Специфика современного медийного словотворчества
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9765-1925-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Специфика современного медийного словотворчества"

Описание и краткое содержание "Специфика современного медийного словотворчества" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии характеризуются основные тенденции в современном русском словообразовании, которые находят отражение в медийном словотворчестве начала XXI в. (тенденции к интернационализации и демократизации), описываются механизмы экспрессивизации медийного текста в рамках словотворчества журналистов, характеризуются словообразовательные средства создания экспрессивности, языковой игры, оценочности, включая речевую агрессию, в заголовках и текстах современных российских СМИ. Пособие содержит обширный иллюстративный материал из медийных источников последних лет; включает вопросы и задания к каждой главе. Для студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело», а также преподавателей вузов, учителей русского языка и литературы, специалистов, занятых в сфере журналистики.






Достаточно продуктивными при универбации являются словообразовательные модели с суффиксами – щик, – ик: И все-таки у чрезвычайщиков больше половины всех вызовов не шутка (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 01.09.2001); …они стали самыми заядлыми «суверенщиками» (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 01.03.2003); …виртуальная реальность поможет решить проблему бессмертия <…>. Такова мифология современных виртуальщиков (Приключения. Тайны. Чудеса. 04.2003); Они не показывают рекламные ролики, а нанимают креативщиков, которые придумывают персонажей для детских передач (Литературная газета, 25.02–03.03.2009); «Сырьевиков», как никого другого, касаются планы правительства по реформированию естественных монополий (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 29.11–06.12.2001); …если жилищникам не поднимут зарплату… (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 25.10–01.11.2001); …невидимые белые шары фиксировались только пленочными фотоаппаратами, нам же впервые удалось поймать фантом на «цифровик» (цифровой фотоаппарат) (Аргументы и факты – Нижний Новгород, 28.12.2005); …учимся на мастер-классах, которые проводят «ролевики» (поклонники фэнтезийной литературы, проводящие ролевые игры по книгам) (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 26.05–02.06.2005); Нужно следить, чтобы все не захватили сетевики (радио «Бизнес FM», 07.08.2013). Такие наименования обычно функционируют в разговорной речи как эквиваленты официальных развернутых наименований.

Влиянием тенденции языковой экономии исследователи объясняют также расширение границ деминутивного и феминативного словообразования [Нещименко 2010: 39].

«Потенциальные женские корреляты, заполняющие в узусе словообразовательные лакуны, “предусмотренные” кодификацией, широко распространены и в современном (в отличие от советского) газетно-публицистическом дискурсе…» [Ремчукова 2013: 253]. Продуктивность проявляют суффиксы – их(а), – к(а), – ш(а) со значением женскости:…Петросяны активно не тусуются? На светских вечеринках появляются редко. С бойфрендами и бойфрендихами нигде не замечены (Российская газета, 26.06.2008); Наши юные керлингистки исполняли роль склочных баб (Комсомольская правда, 03.03.2010); Вместо Маресьевых – попрошайки, вместо ворошиловцев – Евсюковы, вместо Штирлицев – вообще какие-то чапменши (Собеседник, 2010, № 31); …да позже хитрая гастарбайтерша из Гвинеи решила слупить с клиента еще больше мани-мани за мировое соглашение? (Комсомольская правда, 26.05–02.06.2011); Властелинша колец. Юлия Аникеева стала президентом Российской федерации баскетбола (Коммерсантъ, 03.08.2013).

Экономия средств выражения, отражающая ускорение темпов жизни и характерная для разговорной речи в целом, достигается и путем усечения слов, которые становятся стилистически сниженными коррелятами соответствующих номинаций: …зачем Вы так обошлись с антиглобалистами в своей инвективе в их адрес…? <…> Российским антиглобам теперь… (Дуэль, 28.08.2007). Усечением сопровождается и образование существительных отвлеченной и предметно-личной семантики с нулевым суффиксом: Извините, что утренняя программа, а я на серьез перехожу… Ну а если серьезно… (1-й телеканал, 14.10.2007); Из «сиюминутных» книг на твердую четверку оценю «Шарманщика» Алексея Беляева – про жизнь модного журнала и прочую гламурь (Бизнес + Карьера, 22.08.2007); Всякого интерактива в спектакле предостаточно (5-й телеканал, 31.12.2008); Я – чистый аудиал: очень хорошо слышу нюансы интонации, музыки, голоса… (Комсомольская правда, 01–08.04.2005); Москвичи в неадеквате (Собеседник, 2010, № 34).

По словам исследователей, «ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей» [Валгина 2001: 131].

«В суффиксальном словообразовании имен существительных заметно усилилось явление стилистической модификации, когда новые образования, не отличаясь семантически от мотивирующих существительных, оказываются стилистически окрашенными, причем в большинстве случаев эти вторичные наименования оседают в разряде сниженной лексики» [Валгина 2001: 150]: киношка, компашка, шизик, сотик, дезик, ср.: – Думаешь, я совсем не пользую дезики?! – если б мне сказал это кто-то другой, кроме Нади, я бы обиделась. – Знаешь, сколько я их уже перепробовала, толку никакого. Ну и что выбрать? – А я уже нашла свой дезодорант, – довольно улыбнулась подружка (Комсомольская правда, 26.07–02.08.2007); фотик, ср.: Мурат больше всего был увлечен фотографией и очень часто спрашивал у меня совета. В последнее время он напокупал себе фотиков – от зеркалок до мыльниц, снимал много и всегда (Комсомольская правда, 25.01–01.02.2007).

В разных сферах общения появляются новообразования, созданные по моделям, характерным для разговорной речи: Можно вспомнить особые поддужные колокольцы, право на звяканье которыми в городской черте предоставлялось специальным распоряжением соответственно чиновничьим рангам – ну совершенно как теперь мигалки с вопилками (Новая газета, 18.04.2010); Еще было забавно посмотреть на интерьер <…> такая получилась кичуха (Собеседник, 2010, № 2); То есть однажды они уже кого-то изнасиловали или убили, отсидели за это, вышли и – снова за старое. Меня интересовало: почему это попадалово ничему их не научило? (Собеседник, 2010, № 31); Насчет Сколкова не знаю, а вот Надувалово у нас: давно построено (Известия, 17.08.2010); Мы и представить себе не могли, как это можно ругнуться или пошлить в эфире! (Наша Версия, 24–30.05.2010); По воспоминаниям одноклубников, Валерий [Харламов. – Авт.] никогда не «режимил» и в спиртном себя не ограничивал (Российская газета – Неделя, 26.04.2013).

В подобных новообразованиях, по словам Е. А. Земской, «обнаруживается общая особенность языка нашего времени: перемещение явлений периферийных, маргинальных в центр системы, что свидетельствует о высокой динамичности системы в функциональном аспекте» [Земская 1996: 118].

Таким образом, новообразования начала XXI в. создаются по разным словообразовательным моделям, с помощью различных деривационных средств, продуктивность которых опосредованно отражает существующие в современном российском обществе тенденции, актуальные социальные реалии через призму восприятия различных носителей языка.

Анализ словообразовательных новаций в медийных текстах проливает свет на то, каким именно образом в языковом сознании носителей языка в ходе номинации «осмысливаются новые явления современной общественной жизни, поскольку именно деривационные процессы отражают способы осмысления знаний и опыта с помощью актуальных для данной эпохи корневых аффиксальных морфем, используемых для объективации новых концептов и связей» [Коряковцева 2013: 10].

В целом новообразования в современных российских СМИ, демонстрирующие продуктивность тех или иных словообразовательных способов, моделей и деривационных средств, отражают политические и социально-экономические изменения в России начала XXI в., в частности расслоение населения в материальном и социальном плане, развитие рыночных отношений, изменение ценностных ориентаций, расширение сферы бизнеса, информатики, массовой культуры и т. д.

Вопросы и задания

1. Какие тенденции характеризуют современное медийное словотворчество? Проиллюстрируйте ответ примерами из современных медийных текстов.

2. В чем проявляется тенденция к интернационализации в современном медийном словотворчестве?

3. Приведите примеры иноязычных аффиксов и аффиксоидов, проявляющих продуктивность в современном медийном словотворчестве.

4. Покажите на примерах расширение синтагматических возможностей иноязычных аффиксов в современном медийном словотворчестве.

5. В чем проявляется тенденция к демократизации в современном медийном словотворчестве?

6. Проиллюстрируйте примерами активизацию в медийном словотворчестве аффиксов и словообразовательных моделей, характерных для разговорной речи.

Глава 2. Словообразовательные неологизмы как средство экспрессивизации медийного текста

Уже в начале XX в. в фокусе внимания языковедов оказался реально функционирующий живой язык, что обусловило выдвижение на первый план его творческого характера и эстетической функции, психологических основ владения языком. Конец XX – начало XXI вв., как отмечают ученые, ознаменован обращением словообразовательной науки к говорящей личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Специфика современного медийного словотворчества"

Книги похожие на "Специфика современного медийного словотворчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Шумилова

Анна Шумилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества"

Отзывы читателей о книге "Специфика современного медийного словотворчества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.