Авторские права

Эдмунд Уайт - Первые люди

Здесь можно скачать бесплатно "Эдмунд Уайт - Первые люди" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биология, издательство Мир, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдмунд Уайт - Первые люди
Рейтинг:
Название:
Первые люди
Автор:
Издательство:
Мир
Жанр:
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Первые люди"

Описание и краткое содержание "Первые люди" читать бесплатно онлайн.



Третья книга серии "Возникновение человека" рассказывает о первых истинных людях.

Авторы подробно рассматривают археологические находки, а также различные косвенные свидетельства, позволяющие судить о том, что происходило на Земле свыше полумиллиона лет назад. Особый интерес представляют страницы, посвященные раскопкам стоянок первобытных людей на территории современных Франции и Испании.

Как и все другие книги серии, книга "Первые люди" превосходно иллюстрирована, написана увлекательно и просто.






Разрезанное мясо охотники, по-видимому, съедали в других местах, где найдены скопления раздробленных и обгоревших костей. Но поскольку такой слон весил тонн двадцать, охотники, как бы многочисленны они ни были, вряд ли могли тут же съесть сколько-нибудь заметную долю добытого мяса. Они должны были унести его на свои стоянки, предположительно как-то обезопасив от порчи - быть может, провялив. В XIX веке английский путешественник Сэмюэл Бейкер наблюдал, как африканские охотники после огненной облавы нарезали слоновье мясо длинными полосками, вялили, а потом коптили на рамах из сырого дерева. Затем мясо делилось между деревнями, принимавшими участие в облаве. Вяление, разумеется, намного уменьшает вес мяса, так что один человек может унести заметно большее его количество, а кроме того, позволяет его долго хранить. Американские индейцы вялили мясо убитых бизонов - после обработки нарезанное и обезвоженное мясо целой коровьей туши весило всего 20 килограммов. Возможно, копчение - процесс для человека прямоходящего слишком сложный, но он вполне мог научиться вялить мясо на солнце, как это делается еще и сейчас.

А как охотники делили мясо? Зола, кости и орудия, найденные в Торральбе и Амброне, не дают прямого ответа на этот вопрос. И все же раскопки выявили одну многозначительную подробность: анализ разбитых и обугленных костей показал, что в каждой такой кучке имеются кости всех или почти всех видов животных, убитых и разделанных в этом месте. Охотники, по-видимому, делили добычу между собой поровну. Такое равенство при дележе характерно, кстати, для современных охотников-собирателей.

Некоторые найденные в Торральбе и Амброне кости наводят на интересные догадки о привычках человека прямоходящего. Так, в одном случае были обнаружены остатки скелета лишь левого бока, причем, судя по расположению костей, он был обращен кожей вверх. Череп и таз отсутствовали, но сохранившиеся кости против обыкновения, по-видимому, не были разбиты для извлечения костного мозга. А что, если этот слон почему-то был сознательно выделен среди прочих и его кости были уложены в символическом порядке согласно с каким-то ритуалом? Есть и более прозаическое объяснение: слон после тщетных попыток выбраться на твердую землю, обессилев, рухнул на левый бок и погрузился в трясину, так что удалось разделать только правую сторону туши. Но в таком случае каким образом левая сторона затем перевернулась кожей вверх, на что указывает нынешнее положение костей?

На противоположном склоне долины, в Амброне, были найдены пять длинных костей и бивень, лежащие на одной линии неподалеку от остатков других частей скелета. Вначале было высказано предположение, что эти огромные кости служили гатью для перехода через топкое место, но, как выяснилось, в то время тут никакого болота не было. Возможно, такое расположение костей носило ритуальный характер - древнейшие иберийцы, подобно некоторым охотничьим племенам нашей эпохи, вполне могли испытывать благоговейное уважение к колоссам, которые становились их добычей. Однако никаких прямых свидетельств того, что древние охотники соблюдали какие-то ритуалы, у нас нет, и все вышесказанное лишь умозрительная догадка, тем более что благоговение не мешало этим практичным охотникам изготовлять орудия из останков толстокожих колоссов. Часть орудий, во множестве найденных в Торральбе, была изготовлена из длинных костей и ребер, расколотых вдоль и оббитых камнями. Изготовленные таким способом орудия могли служить кирками, резаками или ручными топорами.

Человек прямоходящий наведывался в Торральбу по меньшей мере 10 раз, но Хоуэллу и его сотрудникам не удалось выяснить, являлись ли туда одни и те же группы или разные, а также сколько времени прошло между первым таким посещением и последним. Не удалось им и точно установить, когда все это происходило. Древесный уголь оказался слишком древним для радиоуглеродного датирования, а речные отложения не подходят для калий-аргонового метода, который годится только для лавы и вулканического пепла. Однако ботанические и геологические данные указывают, что древние охотники побывали в этих местах по меньшей мере 300 тысяч лет назад, а вернее - почти 400 тысяч.

Разделывая тушу слона, охотник перерубает ногу двадцатипятисантиметровым резаком (врезка) - камнем, который заострили и оббили по краям так, чтобы им можно было разрубать самые крепкие мышцы и сухожилия. Срезав мясо, этот доисторический мясник тем же орудием раздробит кость, чтобы извлечь костный мозг

Торральба и Амброна, хранящие следы одного из древнейших примеров коллективной охоты, важны как свидетельство того, что человек прямоходящий был способен не только на успешные коллективные усилия, но и на координирование тех разнообразных совместных действий, которые были необходимы для свежевания и разделки туши, включая равное распределение мяса.

Собранные материалы свидетельствуют и о том, что мозг человека прямоходящего достиг той степени развития, которая позволяет предвидеть будущее на основе прошлого опыта - другими словами, он умел планировать свои действия. Он научился запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно. И - что еще важнее - он умел замечать сезонные миграции дичи и обращать эти сведения на пользу себе. В результате охота перестала быть делом чистого случая и уже не сводилась к погоне за первым попавшимся на глаза животным. Человек научился брать инициативу на себя и охотиться там, где можно было рассчитывать на обильную добычу. О тщательно спланированных охотничьих экспедициях свидетельствуют не только раскопки в Испании. Терра-Амата на юге Франции - это тоже место, где бродячие охотники ненадолго останавливались каждый год и в определенное время, когда туда приходила дичь.

Необходимость следовать за кочующей дичью не могла не оказывать глубокого воздействия на образ жизни человека прямоходящего. Он волей-неволей попадал во все новые и новые места, набирался новых впечатлений и расширял свой опыт. Любопытство свойственно всем приматам, и, без сомнения, человек прямоходящий изучал непривычные особенности своего расширяющегося мира с немалым интересом. Ему, вероятно, приходилось постоянно решать все новые и новые задачи - например, как носить с собой еду, воду и огонь, переходя из одного удобного для охоты места в другое. До сих пор не найдено ни одного прямого свидетельства, что он пользовался вместилищами, но невозможно представить себе, что у него вовсе ничего подобного не было. Ну хотя бы самые примитивные мешки из шкур или же сосуды, выдолбленные из дерева и камня и даже слепленные из глины. (Маловероятно, чтобы человек прямоходящий таскал с собой много каменных орудий. Слоновьи кости, заостренные для употребления, в Торральбе и "мастерская" в Терра-Амате позволяют заключить, что большую часть необходимых ему приспособлений он изготовлял на месте).

Охотничьи странствия, возможно, в какой-то мере подготовили поразительное распространение человека прямоходящего за пределы тропиков - хотя бы тем, что научили его приспособляться к непривычным требованиям новой среды обитания. Когда он начал расселяться из тропиков, более холодный климат сделал необходимым не только покорение огня, но и ношение одежды. Вначале это, несомненно, были шкуры убитых им животных - отпечаток на песке в Терра-Амате показывает, что он во всяком случае для чего-то шкуры использовал. Кроме того, холодные суровые зимы отняли у него возможность круглый год собирать ягоды, фрукты и овощи, как это было в тропиках, еще увеличив и так уже большое значение его охотничьей сноровки.

Свидетельства того, насколько успешно он справлялся с этими трудностями, мы находим не только на юге Франции и в Испании, но и почти в 11 тысячах километров восточнее - в Чжоукоудяне, неподалеку от современного Пекина (почти на одной широте с Торральбой), Там в пещерах на склоне холма сохранились окаменелости, рассказывающие о том, как человек-охотник жил на протяжении, быть может, 300 тысяч лет. Пол раскопанных пещер представлял собой сорокаметровый пласт всевозможного мусора, который нарастал слоями и содержал остатки леопардов, саблезубых тигров, гигантских гиен, носорогов, буйволов и многих других животных. Излюбленной добычей обитателей пещер были, по-видимому, олени - на их долю приходится 70% всех остатков. Определенная часть оленей была добычей крупных плотоядных, которые поселялись в пещере, когда пекинский человек отсутствовал - или был не в силах изгнать из нее непрошеного постояльца, - но наличие обгорелых костей, соседствующих со слоями золы, ясно показывает, что в течение многих лет люди сидели там у своих очагов, жаря и поедая оленину, которую добыли на охоте.

Два охотника свежуют тушу оленя ловкими ударами скребла (врезка) - восьмисантиметрового обоюдоострого кремневого орудия, которое изготовлялось очень просто: от большого камня отбивалась пластина и заострялась по краям. Взрезая кожу от живота к голове и хвосту, а затем по внутренней стороне ног, охотники могли снять шкуру целиком


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Первые люди"

Книги похожие на "Первые люди" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдмунд Уайт

Эдмунд Уайт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдмунд Уайт - Первые люди"

Отзывы читателей о книге "Первые люди", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.