» » » Роберт Напп - Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история


Авторские права

Роберт Напп - Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история

Здесь можно купить и скачать "Роберт Напп - Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Зарубежные любовные романы, издательство Л.А.Игоревский8478f282-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Напп - Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история
Рейтинг:
Название:
Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-227-07229-0, 978-5-227-07230-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история"

Описание и краткое содержание "Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история" читать бесплатно онлайн.



Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своего исследования простых, «незаметных» жителей Римской империи: рабочих, домохозяек, нищих, рабов, солдат, гладиаторов, грабителей, проституток, тех, о чьей жизни известно гораздо меньше, в отличие от императоров, философов, сенаторов, то есть видных представителей государства. Автор охватывает период римской истории от императора Октавиана Августа до императора Константина Великого, создавая более ясную и полную картину повседневной жизни низов империи, ее негативных сторон.






Женщины, содержавшие гостиницы и прислуживавшие в таверне, вскоре начинали оказывать за плату сексуальные услуги, т. е. занимались проституцией. Об этом мы поговорим позже.

Женщины могли предсказывать судьбу, заниматься магией и ворожить. Плиний Старший приписывал простонародью твердую веру в силу женщин, их растений и зелья: «…тем не менее среди значительной части народа продолжает держаться убеждение, что это явление вызывается зельями и травами и что в этой науке особенно сведущими являются женщины» (Естественная история, 25.5.10). К магии часто прибегали для решения каких-то проблем, и влюбленные приходили к «старым ворожеям» поговорить о предмете своей любви (Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, 7.39). Но они могли не только дать совет отвергнутому влюбленному. Так, у Филострата священная статуя Аполлония обратилась к недоверчивому египтянину: «…есть некие старые женщины, которые ходят, держа в руках сито, к пастухам овец, иногда коров, притворяясь, что вылечивают их животных, когда они больны, своей ворожбой, как они называют это, и они утверждают, что они – мудрые женщины, да, мудрее настоящих пророков» (Там же, 6.11; Конибер, 3.43).

Луций, главный герой «Золотого осла», столкнулся как раз с такой колдуньей, хотя она из местной элиты, а не простолюдинка. Интересно, что колдунью часто изображали сводницей – так объединились две чисто женские профессии. Вероятно, их связывало то, что для привлечения клиентов публичные женщины использовали приворотное зелье.

Хотя предположительно мудрые женщины и проститутки не образовывали обществ, существуют доказательства такого объединения других женщин, работавших вне дома. Вступая в какое-то общество, они могли общаться с другими женщинами и с мужчинами. Видимо, в союзы мелких торговцев их принимали очень редко, но есть неоспоримые доказательства, что они были членами, а иногда и главами похоронных обществ. В Ланувии (Италия) обнаружены сведения об одном объединении, состоявшем исключительно из женщин (CIL 14.2120). Вероятно, его создали для организации семейных похорон или культовых богослужений с весьма ограниченным количеством членов. Помимо этого, есть много доказательство того, что женщины (вместе с мужчинами, т. е. смешанные группы людей) объединялись в религиозные общины. Между обычными членами союза существовало равноправие, но над ними были старшины, которые, в свою очередь, подчинялись основателю союза или патрону. Таким образом, богатые и бедные, хозяева и рабы, мужчины и женщины, свободные и вольноотпущенники могли состоять в одном обществе; в качестве примера можно привести членов религиозной общины почитателей Зевса в Филадельфии, в которую входили мужчины и женщины, свободные и рабы. До того как в общинах раннего христианства власть захватили мужчины, женщины могли быть наставницами и занимать другие старшие должности. Так, Иоанн Богослов говорил: «Ангелу Фиатирской церкви напиши… знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откровения, 2: 19–23). Эти смелые и волевые женщины, скорее всего, продолжали исполнять лидирующую роль, принадлежавшую слабому полу в дохристианские времена в культовых племенных общинах.

Женщины серьезно проявляли себя в управлении сельским хозяйством. В Египте в первый период образования Римской империи около трети землевладельцев являлись женщинами, им принадлежало 16–25 % земли. Как видно, необходимость иметь опекуна для ведения дел и заключения юридических договоров нисколько не мешала им заниматься экономикой. Иллюстрацией тому служит следующее письмо: «К Авлию Апродисию, стратегу, от Птолемеи, дочери Агенора, сына Филиска из Оксиринха, матери Клавдии Ареи, с помощью писца Гермеса. Я желаю приобрести для своей дочери, Клавдии Ареи и как бы она себя ни именовала, из собственности, выставленной на продажу близ epoikion (селения) Артапату в центре toparchy (района), из надела Симиаса 16 arouras (10 с лишним акров) katoikic (частной) земли… и чтобы право владения принадлежало Клавдии Арее и ее потомкам, а также тем, кто действует в ее интересах» (Роулэндсон, № 171).

Женщины не только владели землей, но фактически распоряжались ею и занимались сельским хозяйством: «Таис шлет привет своему Тигрию. Я написала Аполинарию, чтобы он приехал и измерил землю в Петне. Аполинарий скажет тебе, сколько стоят депозиты и общественные обязанности; на чье имя они оформляются, он скажет тебе сам. Если ты приедешь, забери 6 артабас семян растений и упакуй их в мешки, чтобы они были наготове; и если сможешь, найди осла. Сараподора и Сабин тебя приветствуют. Не продавай без меня поросят. Прощай» (Роулэндсон, № 173).

Как хозяйки земли, они сами обходили арендаторов и собирали арендную плату (Роулэндсон, № 172). Другие использовали для этого мужчин-посредников, которые нередко обманывали их, «презирая [в женщинах] отсутствие деловой хватки» (Роулэндсон, № 177). А жены бедняков нанимались на сельскохозяйственные работы: «Я, Тенекия, дочь Херона, персиянка, с моим родственником Леонтием, сыном Гипалла, в качестве опекуна, подтверждаю, что я получила от Луция [Беллена Гемеллия, хозяина оливкового пресса] 16 драхм серебром в качестве аванса и что я буду работать на прессе с того дня, как ты меня нанял, получая от тебя, Луция, заработок такой же, как другие работники, и буду делать все, как договорились» (Роулэндсон, № 169).

Согласно другим документам, женщина работали даже на веялках. Так что если городские женщины трудились в ремесленных мастерских, то жительницы деревень работали прямо в поле.

Независимые женщины

Закон ограничивал права женщины. Лишь в редких случаях она могла сама обращаться в суд, но в основном юридически находилась в зависимости от мужчины-опекуна – отца, брата или мужа. Тем не менее суд рассматривал ее иски. Интересы женщины мог представлять в суде кто-то из ее родственников, опекун оформлял ее завещание; она и сама могла обратиться в суд, когда дело касалось ее лично или ее собственности; а если «дама» достаточно хорошо знала свои права, то, имея троих или более детей, могла добиться полного правового статуса. Женщины пользовались такой возможностью, чтобы на равных правах владеть какой-либо собственностью или имуществом, от своего имени составлять договоры, завещания и совершать сделки. Судя по сведениям II–III вв., пятая часть решений судов совершалась в пользу взрослых женщин всех классов, за исключением элиты. Оказавшись в затруднительных обстоятельствах, представительница прекрасного пола могла обратиться в суд с заявлением, где писала, что, мол, «я, несчастная и слабая женщина», с расчетом на сочувствие мужчин-судей, которые верили ей на слово. Самые выразительные образцы подобных заявлений обнаружены в Египте, но такое происходило на всей территории империи. Но вообще женщины редко прибегали к помощи суда. Ведь судьи – это мужчины из высшего слоя общества, сама же система была насквозь коррумпированной и неповоротливой, что отпугивало людей. Поэтому женщины, как и простые мужчины, пользовались целым арсеналом иных способов решить свои проблемы. Разумеется, обнаруженные нами документы, жалобы и иски тех, кто все-таки искал помощи в суде, не раскрывают нам эти средства, но по разбросанным упоминаниям в различных источниках можно собрать сведения о том, как женщины отстаивали свои права.

Право собственности жены на приданое, а также поддержка ее со стороны родственников мужского пола ограничивали власть мужа над ней. Обычно жена полностью подчинялась своей «половине», но в исключительных случаях допускался развод. Более того, получив ее приданое, муж считал выгодным сохранять брак; даже небольшое, с точки зрения элиты, имущество супруги имело большое значение для ремесленника и мелкого торговца. Защитой женщины служила и ее способность к деторождению. Представления общества о семье и браке, а также стремление мужчины обзавестись наследниками давали ей некоторую власть над мужем, поскольку он нуждался в ее активном либо пассивном участии. Бывали, конечно, и счастливые браки. Но даже если супруги ссорились, мужчина всегда помнил о важной роли жены как матери его детей, хозяйки его дома и помощницы в его занятии или профессии, что также давало «даме» кое-какие права. Однако когда жена обладала землей или рассчитывала на солидное наследство либо у ее родителей были связи в верхних слоях общества, она всегда могла воспользоваться этими преимуществами, чтобы поставить на место мужа, самовластно принимавшего решения, от которых зависело благополучие ее и детей. И не следует забывать о сильной симпатии, если не любви, и чувстве товарищества, которые могли связывать мужа и жену. Принятые среди простых людей браки, устроенные родителями, вовсе не исключали теплых чувств. Зачастую оправдывалась поговорка «стерпится – слюбится». Культурные традиции, поддержка и советы родителей, а также наличие детей помогали создать настоящую, крепкую семью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история"

Книги похожие на "Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Напп

Роберт Напп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Напп - Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история"

Отзывы читателей о книге "Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.