» » » » Сергей Захаревич - Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»


Авторские права

Сергей Захаревич - Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Захаревич - Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Захаревич - Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»
Рейтинг:
Название:
Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»
Издательство:
Харвест
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-985-16-1995-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»"

Описание и краткое содержание "Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»" читать бесплатно онлайн.



Автор книги доказывает, что уже в середине 1920-х годов Сталин разработал план захвата черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Этот «новый царь» всерьез вознамерился осуществить вековую мечту государей московского государства. Но делал он это столь скрытно, что по сию пору историки не заметили его подготовку к «броску на Юг». Сам же срок операции напрямую зависел от событий в Европе, в частности, от высадки германских войск на британские острова.

Автор утверждает, что именно Сталин сыграл одну из главных ролей в подготовке и развязывании Второй мировой войны. Он также дает четкий ответ на вопрос о том, готовился ли Советский Союз к нападению на Германию летом 1941 года.






Потом он (старшина Павел Баснев — С.З.) писал ей почти каждый день и обещал взять к себе в Пружаны (старшина, по всей видимости, не опасался немецкого наступления; а как же грозный «гул» по ту сторону границы? — С.З.). Последнее письмо было датировано 18 июня…

…Константин Борисенко наконец назвал нам фамилию лейтенанта, командовавшего обороной вокзала. Его звали Николаем Царевым и был он командиром огневого взвода в артиллерийской батарее одной нашей стрелковой части, стоявшей перед войной в Туле. Борисенко служил в этом же взводе.

Незадолго до войны лейтенанта Царева, Борисенко и еще двух бойцов отправили в командировку в город Пинск, где они должны были получить для своей части обозных лошадей и артиллерийские орудия (и везти их в Тулу?! Логичнее предположить, что их тульская часть уже перебросила под Брест свое имущество и сама направлялась туда же. — С.З.). Из Пинска их направили в Брест, куда они попали 21 июня. Оказалось, что лошадей и пушки им придется принимать в летних лагерях под Брестом (опять «летние лагеря» и снова «под Брестом»! — С.З.), и, дожидаясь поезда, идущего туда, они и заночевали на вокзале…» [58].

«Отец мой был офицером, — вспоминает Сергей Лаврентьевич Макаренко (заслуженный мастер спорта по гребле, чемпион СССР, Европы, мира, Олимпийский чемпион. — С.З.). Мы переехали в Брест из Украины. Когда началась война, папа сражался в Брестской крепости. Там он и сложил голову…

…— Что еще помните из того времени?

С. М.: Начало боевых действий в Бресте. Когда стали стрелять, мама в панике взяла нас и побежала, сама не зная куда. Ее остановила женщина-дворник, привела в чувство и отвела нас в погреб. Сидим в этом «бомбоубежище», а над нами снаряды взрываются, земля трясется, штукатурка сыплется… Врезалось в память зарево Брестской крепости, из окна нашей квартиры видел, как она горела…» («Напарники»/«Советская Белоруссия», 8.10.2005 г.).

Режиссер фильма «Батальоны просят огня» Владимир Чеботарев (с первых дней войны был на фронте командиром артиллерийской батареи) вспоминает:

«Я командовал батареей с мая 1941 года. Когда командир вручил мне наган, он сказал: «Желаю первым же выстрелом убить фашиста (это в мае 1941-го! — С.З.)!» Но все получилось не так…»

В район Бреста даже 21 июня 1941 года продолжали прибывать новые части из разных уголков страны, несмотря на то что там и без того скопилось достаточно войск из состава 4-й армии Коробкова. В то же время командующие частей активно проводили учения и отпускали командиров «на зимние квартиры». Так готовились к «отражению агрессии».

Правильный приказ правильного наркома или возвращение в Либаву

Накануне Великой Отечественной войны основные силы Балтфлота перекочевали из Кронштадта в Лиепаю (Либаву) — старую царскую базу флота. И вот ведь парадокс — и Либава, и запасная база Виндава (Вентспилс) при оборонительной войне крайне неудобны — их практически невозможно защищать ни с моря, ни с суши при том, что и как место для базирования либавская гавань оставляла желать лучшего.

«Аванпорт оказался для наших броненосцев недостаточно глубок, а каменный мол плохо защищал нас от ветра и волн. Некоторые корабли, поворачиваясь на канатах, приткнулись к мели. Поэтому командующий после полудня, несмотря на плохую погоду, начал выводить эскадру на внешний рейд» [48, с. 61].

Но что хуже всего, так это то, что отступать с этой позиции в случае чего будет крайне сложно: единственный проход в Таллин и Кронштадт пролегает через узкий пролив Моон (Муху), где корабли можно прихлопнуть, как мышь в мышеловке. Так в октябре 1917 года едва не погибла эскадра обороны Рижского залива вице-адмирала М.К. Бахирева. И тем не менее Сталину, так же как до него и дому Романовых, угодно было сделать именно Либаву главной базой КБФ. Именно туда перебрался к июню 1941 года весь штаб Балтфлота во главе с адмиралом Трибуцем.

Почему? Да потому, что Либава была удобна в первую очередь для наступательных действий против Кёнигсберга и Данцига. К границам Восточной Пруссии перекочевали основные силы Прибалтийского особого военного округа: на побережье Финского залива не осталось практически ни одной части РККА для обороны — товарищ Сталин теперь уже не опасался британского флота и его десантов в этом регионе. Кригсмарине же не имел той ударной мощи, да и к тому же большинство его крупных кораблей были развернуты в норвежских базах против Великобритании.

Защищать побережье и внутренние районы Эстонии и Латвии командование РККА доверило самим эстонцам и латышам. В августе 1940 года эстонская армия была преобразована в 22-й территориальный корпус РККА (командующий генерал-майор А.С. Ксенофонтов). Латышская армия в свою очередь была реорганизована и превратилась в 24-й территориальный стрелковый корпус РККА (командующие — генерал-лейтенант Р.Ю. Клявиньш (репрессирован 13 июня 1941 года) и генерал-лейтенант К.М. Качанов (назначен 30 июня 1941 года). Вот этим частям и была поручена охрана балтийского побережья.

Доказывать, что КБФ в 1941-м готовился к оборонительным действиям, глупо, ибо перед глазами имеется действительно оборонительная операция того же Балтийского флота в 1914 году, имевшая совершенно полярный характер, нежели происходящее 27 лет спустя.

«Боевая готовность российского Балтийского флота была объявлена в полночь 30 июля 1914 года… Главной задачей флота считалось обеспечение безопасности Финского залива, в глубине которого находилась столица Российской империи — Петроград (до августа 1914 года назывался Санкт-Петербург).

Русские решили заранее покинуть свою базу в Либаве, поскольку ее легко было отрезать от основных сил флота, и начали эвакуацию еще до начала войны. Базировавшиеся в Либаве подводные лодки, вместе с плавбазой «Анадырь» прошли через Ирбенский пролив, Рижский залив и Моонзунд на соединение с главными силами» [50, с. 175].

Утром 31 июля 1914 года началось создание центральной минно-артиллерийской позиции на подступах к Финскому заливу. Русские перевели все основные силы из Либавы в Гельсингфорс, укрыв их за минно-артиллерийскими позициями. Для действий же в авангарде была создана эскадра обороны Рижского залива, состоявшая из нескольких отрядов эсминцев не первой свежести, канонерок и минных заградителей, а также прочей «мелочи». Иногда, правда, силы Рижского залива действовали совместно с Минной дивизией и отрядами крейсеров. Поддерживали всю эту «водоплавающую мошкару» главным калибром ветераны русско-японской кампании — броненосцы (переквалифицированные в линкоры) «Слава» и «Цесаревич» («Гражданин»).

Летом 1941 года за исключением линкоров (они не могли действовать в мелководном районе Моонзундского архипелага) большая часть боеготовых кораблей и подводных лодок оказалась в Либаве в считанных десятках километров от германской границы. В составе обеих приморских группировок (ПрибОВО и ОДВО) появляются два любопытных формирования — 9-й (ОДВО) и 10-й (ПрибОВО) отдельные стрелковые корпуса.

Чем примечательны эти соединения? Они «легкого состава» — всего по две дивизии и специально приспособлены для проведения десантных операций. При этом 9-й стрелковый корпус 9-й (единственной в РККА) Особой армии в июне 1941 года вовсе не располагался в Молдавии, где находились остальные армейские соединения. А где же он в таком случае дислоцировался? А за тридевять земель — в Крыму. Почему там? Все логично — в Крыму база Черноморского флота, который и повезет 9-й корпус к румынскому побережью для высадки десанта, способствующего продвижению 9-й Особой армии через Дунай действиями с фланга и тыла. В этой связи также напрашиваются аналогии с Первой мировой войной:

«Началась подготовка десантной операции Черноморского флота по захвату Босфора. Она должна была начаться в тот момент, когда англичане и французы овладеют Дарданеллами. Десантироваться должен был Кавказский корпус генерала Истомина — 37 тысяч солдат при 60 орудиях. 6 июня две бригады корпуса и его штаб по железной дороге перебросили в Севастополь, остальную часть войск — в Одессу. В Одессе начались учения, в ходе которых отрабатывалась погрузка войск на транспорты» [50, с. 309].

«Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество перед кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему Военный совет флота не заботился о проводке судов через «секретные фарватеры», и транспорты стали подрываться на собственных минах!

Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи — транспорт «Кола». Но почему-то флот весь 1941 год напряженно ждал высадки фантастического вражеского десанта на берег Крыма, из-за чего допускал большие тактические просчеты» [83, с. 361].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»"

Книги похожие на "Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Захаревич

Сергей Захаревич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Захаревич - Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»"

Отзывы читателей о книге "Босфорский поход Сталина, или провал операции «Гроза»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.