Израэль Финкельштейн - "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги ""Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии"
Описание и краткое содержание ""Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии" читать бесплатно онлайн.
Авторитетные израильские учёные, декан факультета археологии при столичном Тель-Авивском университете — Израэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зильберман — в своей книге «Раскопанная Библия. Археологическое новое видение древнего Израиля и происхождения его священных текстов», пришли к заключению, что на территориях Палестины, Египта и где бы то ни было рядом нет никаких весомых доказательств существования патриархов, великого царства Израиль, масштабного Исхода из Египта, завоевания «Земли Обетованной» и т.д. … Об этом упрямо свидетельствует сама земля региона — результаты 70-летних раскопок.
(**) включая года совместного правления
Археология показывает, что ранние цари Иудеи по силе и административной способности не были равны своим северным коллегам, несмотря на то, что в книгах Царств их правления и даже даты воцарения переплетены. Израиль и Иудея были двумя разными мирами. С возможным исключением города Лахиша в предгорьях Шефелы нет никаких признаков развитых региональных центров в Иудее, сравнимых с северными городами Гезер, Мегиддо и Хацор. Кроме того, иудейское градостроительство и архитектура были более деревенскими. На юге монументальные методы строительства, такие как использование кладки из тёсаного камня и прото-эолийских капителей, характерные для развитого строительного стиля династии Омри в северном царстве, не появляются до 7 века до н.э. Даже если царские здания дома Давида в Иерусалиме (якобы уничтоженные более поздними зданиями) достигали, если и не величия, то какой‑то меры внушительности, в немногих городах и сёлах где‑либо на южных холмах нет никаких свидетельств монументального строительства.
Несмотря на давнее утверждение о том, что роскошный двор Соломона был местом расцвета художественной литературы, религиозной мысли и исторического письма, в Иудее совершенно отсутствуют свидетельства широкой грамотности во времена разделённой монархии. Не было найдено ни единого следа предполагаемой литературной деятельности в Иудеи 10 века. Действительно, монументальные надписи и личные печати — неотъемлемые признаки полностью развитого государства — появляются в Иудее только через 200 лет после Соломона, в конце 8 века до н.э. Большинство известных остраконов и надписанных весовых камней — ещё одни свидетельства бюрократического учёта и упорядоченных торговых стандартов — появились только в 7 веке. Не существует никаких свидетельств массового производства керамики в централизованных цехах или промышленного производства оливкового масла на экспорт до того же позднего периода. Расчётная численность населения точно показывает, какими неравными были Иудея и Израиль. Как уже упоминалось, археологические исследования показывают, что до 8 века население иудейского нагорья составляло около одной десятой от населения высокогорий северного Израильского царства.
В свете этих выводов становится ясно, что Иудея железного века не имела никакого скороспелого золотого века. Давид, его сын Соломон и последующие члены династии Давида правили незначительной, изолированный, сельской местностью, в которой отсутствовали признаки богатства или централизованного управления. Это не был внезапный упадок к отсталости и неудачам от эпохи беспрецедентного процветания. Наоборот, это был процесс длительного и постепенного развития, длившийся сотни лет. Иерусалим Давида и Соломона был лишь одним из ряда религиозных центров в земле Израиля, на начальном этапе он, конечно, не признавался в качестве духовного центра всего народа Израиля.
До сих пор мы давали только отрицательные свидетельства того, чем Иудея не была. Тем не менее, у нас есть описание того, чем Иерусалим и его окрестности могли быть, как во времена Давида и Соломона, так и их первых приёмников. Это описание не исходит из Библии. Оно исходит из египетского архива поздней бронзы Тель-эль-Амарна.
Далёкий город — государство на холмах
Среди более чем 350 клинописных табличек 14 века до н.э., обнаруженных в древней египетской столице Ахетатен (современная Тель-эль-Амарна), содержащих переписку между фараоном Египта и царями азиатских государств, а также мелкими правителями Ханаана, группа из 6 табличек предлагает уникальную возможность заглянуть в царское правление и экономические возможности в южном высокогорье — именно там, где позже возникло царство Иудея. Написанные Абди-Хебой, царём Урусалима (название Иерусалима позднего бронзового века), письма раскрывают характер его царства как слабозаселенного высокогорного района, слабо контролируемого из царской цитадели в Иерусалиме.
Как мы теперь знаем из исследований и признания повторяющихся циклов заселения на протяжении тысячелетий, отличительное общество Иудеи было в значительной мере определено её удалённым географическим положением, непредсказуемым количеством осадков и пересечённой местностью. В отличие от северного нагорья с его широкими долинами и природными сухопутными маршрутами в соседние регионы, Иудея всегда была сельскохозяйственно незначительной и изолированной от основных торговых путей, предлагая любому потенциальному правителю только скудные возможности для богатства. Её экономика была сосредоточена вокруг натурального хозяйства отдельной фермерской общины или скотоводческой группы.
Аналогичная картина вырисовывается из переписки Абди-Хебы. Он контролировал высокогорья от района Вефиля на севере до района Хеврона на юге — области около 2.300 км², в конфликте с соседними правителями в северном нагорье (Сихем) и Шефеле. Его земля была очень слабозаселенной, до сих пор были обнаружены только 8 небольших поселений. Оседлое население территории Абди-Хебы, включая жителей Иерусалима, вероятно, не превышало 1.500 человек; это была самая малонаселённая область Ханаана. Но в этой отдалённой горной пограничной зоне было много скотоводческих групп, возможно, превосходящих оседлое деревенское население. Можно считать, что основная власть в отдалённых частях территории Абди-Хебы была в руках разбойников, известных как Апиру, бедуиноподобных Шасу и независимых кланов.
Столица Абди-Хебы, Урусалим, была небольшой горной крепостью, расположенной на юго-восточном краю древнего Иерусалима, который позже будет известен как город Давида. Там не были найдены монументальные здания или укрепления 14 века до н.э. и, как предложил историк Надав Нааман, столица Абди-Хебы была скромным посёлком для элиты, которая господствовала над несколькими сельскохозяйственными деревнями и большим количеством скотоводческих групп на окружающей области.
Мы не знаем судьбу династии Абди-Хебы, и у нас нет достаточных археологических свидетельств, чтобы понять изменения, произошедшие в Иерусалиме в период перехода от поздней бронзы к раннему железному веку. И всё же с более широкой точки зрения среды, характера расселения и экономики, кажется, ничего резко не менялось в течение последующих веков. На центральном плато существовало несколько сельскохозяйственных деревень (правда, в несколько увеличенном количестве), скотоводческие группы со своими стадами продолжали следовать за сезонными циклами, а крошечная элита оказывала номинальное правление над всеми ими из Иерусалима. Об историческом Давиде нельзя сказать почти ничего, кроме как отметить сверхъестественное сходство между сбродом банд Апиру, которые угрожали Абди-Хебе, и библейские рассказами о главе разбойников Давиде и его банде храбрых рыцарей, бродящих по холмах Хеврона и Иудейской пустыне. Действительно ли Давид завоевал Иерусалим в лихом рейде наподобие Апиру, как описано в книгах Царств, или нет, очевидно, что династия, которую он основал, означала изменение правителей, но вряд ли изменила основной способ правления южным нагорьем.
Всё это говорит о том, что институты Иерусалима — Храм и дворец — не доминировали в жизни сельского населения Иудеи в той большой степени, какую предполагают библейские тексты. В первые столетия железного века наиболее очевидной характеристикой Иудеи была преемственность с прошлым, а не внезапные политические или религиозные нововведения. На самом деле, это должно быть хорошо видно даже на примере религиозных обрядов, которыми более поздние историки Иудейского царства, кажется, были так особенно одержимы.
Традиционная религия Иудеи
Книги Царств откровенны в своём описании отступничества, которое принесло столько несчастий Иудейскому царству. В докладе о правлении Ровоама оно изложено в типичных подробностях:
И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
(3Цар 14:22–24)Точно так же во времена царя Ахаза, 200 лет спустя, характер грехов, кажется, в значительной степени был тот же. Ахаз был известным вероотступником, который ходил путями царей Израиля и даже своего сына провёл через огонь (4Цар 16:2–4).
Библейские учёные продемонстрировали, что они не являются произвольными изолированных языческими обрядами, а являются частью комплекса ритуалов для обращения к небесным силам за плодородием и благополучием людей и земли. По их внешнему виду они напоминали методы, используемые соседними народами для почитания и получения благословения других богов. Действительно, археологические находки по всей Иудее глиняных фигурок, алтарей для воскурений, сосудов для возлияний и подставок для приношений предполагают, что религиозная практика была весьма разнообразной, географически децентрализованной и, конечно же, не ограничивалась поклонением Яхве только в Иерусалимском храме.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на ""Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии"
Книги похожие на ""Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израэль Финкельштейн - "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии"
Отзывы читателей о книге ""Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии", комментарии и мнения людей о произведении.