Адлер Сайрус - Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций"
Описание и краткое содержание "Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций" читать бесплатно онлайн.
Джейкоб Генри Шифф (1847–1920) – знаменитый американский банкир, филантроп и общественный деятель. С 1885 г. управлял банкирским домом «Кун, Лёб и Кº» – одним из самых успешных в США, который участвовал в финансировании многих крупных проектов, в том числе сети железных дорог. Шифф проявил себя и как политический деятель. Это касается, в частности, самодержавной России, в отношении которой он вел непримиримую борьбу, активно противодействуя получению ею займов от США. Он бурно приветствовал Временное правительство и готов был вести переговоры о предоставлении ему финансовой помощи. То же касалось и Японии, которую Шифф всячески поддерживал во время Русско-японской войны. В книге приводятся интересные факты биографии Шиффа и письма, которые свидетельствуют о его разносторонних интересах и деятельности.
Шифф и позже служил буфером между двумя конкурентами. 29 января 1900 г. он писал Хиллу: «Что касается Вашего весьма изобретательного предложения, сделанного «Железнодорожной компании Орегона», я перечитываю его вместе с мистером Гарриманом и стараюсь донести до него Ваши мысли. Разногласия между Вами и мистером Гарриманом могут и должны разрешиться; не сомневаюсь, что трудностей в исполнении Вашего замысла не возникнет при условии, если Вам удастся уговорить представителей «Нозерн Пасифик» присоединиться к Вам. Мистер Гарриман считает, и я полагаю, что в этом он прав, что будет предпочтительнее разделить пакеты акций между «Юнион Пасифик», «Грейт Нозерн» и «Нозерн Пасифик» пропорционально суммам, которые они собираются гарантировать, и что договоры об аренде и гарантии необходимо заключить после раздела пакетов, что будет способствовать нерушимости подобного договора. Лично я считаю, что «Нозерн Пасифик» следует включить в соглашение свои линии от Сиэтла до Портленда, чтобы впоследствии не возникало необходимости «Грейт Нозерн» и «Юнион Пасифик», вместе или по отдельности, строить параллельную линию между Портлендом и Сиэтлом».
В 1900 г. возникла проблема с компанией «Берлингтон», которая еще больше осложняла существующее положение дел. 25 октября Шифф писал Кроуфорду Ливингстону в Сент-Пол: «Что касается «Нозерн Пасифик», мне известно лишь то, что мистер Хилл весьма таинственно намекал: пройдет совсем немного времени, и он получит контроль над компанией».
В дальнейших письмах Ливингстону Шифф указывал, что больше не доверяет Хиллу в вопросе о «Нозерн Пасифик», и добавлял: очевидно, львиную долю обычных акций выкупают Морганы. 26 декабря он писал: «Мистер Хилл был здесь с пятницы по воскресенье; перед отъездом он приезжал ко мне домой. Я так и не понял, приезжал ли он сюда из-за «Эри» (домой он возвращался по железной дороге компании «Эри») или в связи с другими проблемами, в которых заинтересован он и Морганы».
Пути бывших союзников разошлись.
Необходимо вернуться на несколько лет назад и подробно описать обстоятельства, приведшие к разрыву Шиффа с Хиллом. Железная дорога «Нозерн Пасифик», которая вначале входила в так называемую «империю Гулда», переживала трудности, которые к 1891 г. стали настолько серьезными, что влияли на состояние всей компании. 6 августа того года Шифф писал Касселю, что дороге еще долго не удастся обслуживать текущую задолженность; через несколько дней он писал Хиллу, что компания может в конце концов обанкротиться; позже он писал, что текущую задолженность можно выплатить, хотя его банк отказался участвовать в этом. В течение следующих лет предлагался один план за другим, но все они проваливались. Очевидно, ни одна финансовая группа не была одновременно способна и испытывала желание справиться с задачей, а тем временем дорога «Юнион Пасифик» переживала серьезный раздел.
Однако в 1895 г. Шифф решил предпринять реорганизацию. 3 ноября он написал Касселю, что вынужден прервать поездку в Мексику, к его большому сожалению, «потому что я вынужден руководить приготовлениями к предложенной реорганизации «Юнион Пасифик». Это спокойное объяснение знаменует собой начало взаимоотношений, которые станут главным интересом Шиффа и его фирмы и которые больше, чем любые другие, подчеркнут их роль ведущей финансовой силы в мире.
Успех прошедшей в конечном счете реорганизации «Юнион Пасифик» и связанных с ней дорог во многом стал возможен благодаря гению Эдварда Г. Гарримана, отношения с которым возобновились. Шифф и Гарриман познакомились в 1884 г., вскоре после того, как Гарримана избрали директором «Иллинойс Сентрал», но их тесное сотрудничество началось только в связи с делами «Юнион Пасифик».
Вопреки распространенному мнению, Гарриман не имел никакого отношения к финансовой реорганизации «Юнион Пасифик»[10]. Ее осуществил комитет, в который входил Шифф; «Кун, Лёб и Кº» выступали финансовыми управляющими, вначале по приглашению Уинслоу С. Пирса. Отто Кан утверждает, что «после приобретения реорганизационным комитетом собственности на продаже заложенного имущества м-р Гарриман был избран в первый совет директоров в декабре 1897 г., в соответствии с обещанием, которое дал ему Джейкоб Г. Шифф в ходе реорганизации».
«Юнион Пасифик» (Объединенная Тихоокеанская компания) была создана частной корпорацией, но с помощью займов правительства Соединенных Штатов, поэтому планы реорганизации зависели не только от заинтересованных сторон, но и требовали согласия конгресса. В январе 1897 г. правительство одобрило соглашение, по которому «Кун, Лёб и Кº» от имени реорганизационного комитета гарантировали минимальную ставку на продаже заложенного имущества ценой более чем в 45 млн долларов. Шифф надеялся, что конгресс примет закон о финансировании, делавший реорганизацию возможной. 10 января 1897 г. он отправил Пирсу, который в то время находился в Вашингтоне как советник комитета, подробное письмо. Шифф указал, что на раннем этапе самым лучшим выходом из положения стало бы создание комиссии, состоящей из министра финансов и государственного прокурора, которые, с одобрения президента, получали полномочия договариваться о реструктуризации долга «Юнион Пасифик»; однако кажется маловероятным, чтобы вопрос был решен администрацией Кливленда. Далее он писал: «Учтите, что по соглашению с нашими друзьями, по которому либо пройдет закон о финансировании, либо президент вскоре лишит компанию права выкупа заложенного имущества, мы – по-моему, беспрецедентный шаг в финансовой истории – гарантировали в течение трех дней подписку практически на всю сумму в 40 млн долларов, которую мы потребуем в случае, если придется выкупать акции на продаже заложенного имущества… По моему мнению, если столь значительные поручительства пропадут втуне, нас ждет большое разочарование. Осмелимся ли мы еще раз рискнуть тем, что нам труднее и дороже будет еще раз получить крупную сумму для реорганизации?..
Надеюсь, Вы по-прежнему верите в стремление… президента лишить компанию права выкупа, в случае, если не удастся решить дело законным путем. Я предпочел бы, чтобы Вы удержались от замены в виде комиссии… С другой стороны, если у Вас есть основания полагать, что президент будет действовать не так быстро, как мы ожидаем, нам следует согласиться с формированием такой комиссии и надеяться на лучшее…
Я сознаю, что в настоящий момент Ваше положение весьма трудное и Вам приходится полагаться исключительно на собственное суждение, возможно, без возможности посоветоваться с генералом Фитцджералдом или со мной, но будьте уверены: мы оба все понимаем и заранее одобряем любое Ваше решение. Был бы рад сегодня приехать к Вам, но важно завтра закончить дела с синдикатом… и я не хочу предпринимать ничего, ставящего под угрозу прочное финансовое положение, которое необходимо для реорганизации».
В марте того же года президентом стал У. Маккинли; чтобы соответствовать растущим популистским настроениям в конгрессе, его приближенные предложили ввести своего рода федеральный контроль над железными дорогами. В конце лета было принято судебное решение о продаже компании, но начались новые трудности и проволочки, и в октябре проблема еще обсуждалась в газетах. Продажа железнодорожной магистрали «Юнион Пасифик» произошла 2 ноября, но только после того, как комитет заранее договорился, как писал Шифф, «предложить цену, на 13 млн долларов превосходящую сумму, которую совместно предложили бы «Юнион Пасифик» и «Канзас Пасифик», если бы приняли первоначальный план».
Однако в последнюю минуту правительство настояло на отсрочке продажи «Канзас Пасифик». За несколько недель до того Шифф вел переговоры с Лайманом Дж. Гейджем, министром финансов, и последний выразил готовность пойти навстречу любым разумным предложениям. Поэтому 17 марта Шифф написал Гейджу длинный меморандум, в котором повторил ход переговоров и с администрацией Кливленда, и с администрацией Маккинли. Он напомнил, что комитет выполнил все условия сделки, и попросил администрацию более не чинить препятствий в продаже субсидированной части «Канзас Пасифик»; сообщил, что комитет готов выслушать предложения любого частного покупателя, но не станет предлагать на торгах более высокую цену, чем правительство, которое, в свою очередь, обязано будет объявить компанию государственной собственностью.
Очевидно, представители администрации настаивали на том, чтобы на время разделить вопрос о «Канзас Пасифик» и вопрос о главной магистрали. Переписка Шиффа с Гейджем затянулась. Но в феврале 1898 г. комитет наконец добился успеха, и новая компания вступила во владение имуществом.
В сентябре Шифф послал Гарриману свою переписку, связанную с делами «Юнион Пасифик»; он считал, что переписка поможет Гарриману в переговорах с руководителями дороги. Гарримана в мае назначили председателем исполнительного комитета, и он поехал на Запад с инспекцией всей системы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций"
Книги похожие на "Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Адлер Сайрус - Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций"
Отзывы читателей о книге "Джейкоб Генри Шифф. Гений финансового мира и главный спонсор русских революций", комментарии и мнения людей о произведении.