Георг Гегель - НАУКА ЛОГИКИ т. II
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "НАУКА ЛОГИКИ т. II"
Описание и краткое содержание "НАУКА ЛОГИКИ т. II" читать бесплатно онлайн.
«Если есть А, то есть В, но А есть,
следовательно, есть В».
Меньшая посылка сама по себе высказывает непосредственное бытие А.
Но не только это прибавилось к гипотетическому суждению. Умозаключение содержит в себе соотношение между субъектом и предикатом не как абстрактную связку, но как наполненное, опосредствующее единство. Бытие А следует поэтому понимать не как голую непосредственность, а существенным образом как средний термин умозаключения. Это должно быть рассмотрено ближе.
2. Прежде всего, то соотношение, которое имеет место в гипотетическом суждении, есть необходимость или, иначе говоря, внутреннее субстанциальное тождество при внешней разности в существовании или при взаимном безразличии являющегося бытия; это — некоторое внутренне лежащее в основании тождественное содержание. Обе стороны суждения суть поэтому не некоторое непосредственное бытие, а бытие, удерживаемое в необходимости, следовательно, вместе с тем снятое или лишь являющееся бытие. Далее, как стороны суждения, они относятся между собой как всеобщность и единичность; поэтому одна из них есть сказанное содержание как тотальность условий, а другая — как действительность. Однако безразлично, какая из сторон принимается за всеобщность и какая за единичность. А именно, поскольку условия суть еще внутреннее, абстрактное содержание некоторой действительности, они суть всеобщее, и вступили-то они в действительность лишь через совокупление их в некоторую единичность. И обратно, условия суть единичное, разбросанное явление, которое лишь в действительности приобретает единство и значение, а также имеющее всеобщую значимость наличное бытие.
То более детальное отношение между двумя сторонами гипотетического суждения, которое мы здесь рассматривали как отношение условия к обусловленному, можно, однако, принимать также и за отношение причины и действия, основания и следствия; это здесь безразлично; но отношение обусловленности постольку более соответствует имеющемуся в гипотетическом суждении и умозаключении соотношению, поскольку условие выступает по существу как некоторое безразличное существование, основание же и причина суть, напротив, нечто переходящее [в другое] в силу своей собственной природы; кроме того, условие есть более всеобщее определение, так как оно охватывает собой обе стороны указанных отношений, потому что действие, следствие и т. д. суть в такой же мере условия причины, основания и т. д., в какой эти последние суть условия первых. — В гипотетическом умозаключении А есть опосредствующее бытие, поскольку оно, во-первых, есть некоторое непосредственное бытие, некоторая безразличная действительность; но, во-вторых, поскольку оно в такой же мере выступает и как некоторое в самом себе случайное, снимающее себя бытие. То, что переводит условия в действительность того нового образа, условиями которого они являются, это — то обстоятельство, что они суть не бытие в смысле абстрактного непосредственного бытия, а бытие в его понятии, ближайшим образом становление; но так как понятие уже не есть переход, то они суть, говоря более определенно, единичность как соотносящееся с собой отрицательное единство. — Условия представляют собой некоторый разбросанный материал, ожидающий и требующий своего применения; эта отрицательность есть опосредствующее, представляет собой свободное единство понятия. Она определяет себя как деятельность, так как этот средний термин есть противоречие между объективной всеобщностью (или тотальностью тождественного содержания) и безразличной непосредственностью. — Поэтому указанный средний термин есть уже не только внутренняя, но сущая необходимость; объективная всеобщность содержит в себе соотношение с самой собой как простую непосредственность, как бытие. В категорическом умозаключении этот момент есть ближайшим образом определение крайних терминов; но по отношению к объективной всеобщности среднего термина он определяет себя как случайность и тем самым как нечто лишь положенное, а также и снятое, т. е. возвратившееся в понятие или в средний термин как в единство, каковой средний термин сам в своей объективности есть теперь также и бытие.
Заключение — «следовательно, В есть» — выражает собой то же противоречие, а именно, что В есть некоторое непосредственно сущее, но вместе с тем имеет бытие через некоторое другое или опосредствовано [61]. По своей форме оно есть поэтому то же самое понятие, которым является средний термин. Оно лишь отличается от него, как необходимое от необходимости, отличается совершенно поверхностным образом в форме единичности, противостоящей всеобщности. Абсолютное содержание А и В одно и то же; это — лишь два различных названия одной и той же основы, которыми пользуется представление, поскольку оно фиксирует явление разных образов наличного бытия и отличает от необходимого его необходимость; но если бы эта последняя была отделена от В, то В не было бы необходимым. Тут, стало быть, имеется тождество опосредствующего и опосредствованного [62].
3. Гипотетическое умозаключение изображает ближайшим образом необходимое соотношение как связь через форму или отрицательное единство, подобно тому как категорическое умозаключение через положительное единство изображало плотное содержание, объективную всеобщность. Но необходимость конденсируется в необходимое; формальная деятельность перевода обусловливающей действительности в обусловленную есть в себе то единство, в котором определенности противоположности, перед тем превратившиеся в свободное, безразличное наличное бытие, сняты и различие между А и В стало пустым словом. Она есть поэтому рефлектированное в себя единство, тем самым некоторое тождественное содержание, и притом не только в себе, но это также и положено в рассматриваемом умозаключении, так как бытие А есть вместе с тем и не его собственное бытие, а бытие В и наоборот, вообще бытие одного есть бытие другое, и в заключении непосредственное бытие или безразличная определенность прямо выступает как опосредствованная определенность, — следовательно, внешность сняла себя, и ее ушедшее внутрь себя единство положено.
Опосредствование умозаключения определило себя в силу этого как единичность, непосредственность и как соотносящуюся с собой отрицательность или, иначе говоря, как различающее себя и выходящее из этого различения, концентрирующее себя внутрь себя тождество, — как абсолютную форму, и именно в силу этого — как объективную всеобщность, тождественное с собой содержание. В этом определении умозаключение есть разделительное умозаключение.
с) Разделительное умозаключение
Подобно тому как гипотетическое умозаключение подчинено вообще схеме второй фигуры В — Е — О, так разделительное умозаключение подчинено схеме третьей фигуры формального умозаключения Е — В — О. Но средний термин есть здесь наполненная формой всеобщность; он определил себя как тотальность, как развернутую объективную всеобщность. Средний термин есть поэтому столь же всеобщность, сколь и особенность и единичность. Как всеобщность он есть, во- первых, субстанциальное тождество рода, но, во-вторых, такое тождество, в которое вобрана особенность, но как равная ему, следовательно, как всеобщая сфера, содержащая свое целокупное разложение на особенности; это — род, разложенный на свои виды — такое А, которое есть как В, так и С, так и D. Но разложение на особенности, как различение, есть в такой же мере и «либо-либо» наших В, С и D, отрицательное единство, взаимное исключение определений. — Далее, это исключение есть не только взаимное, и определение не есть только относительное, но столь же существенным образом и соотносящееся с собой определение; особенное как единичность, с исключением других.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "НАУКА ЛОГИКИ т. II"
Книги похожие на "НАУКА ЛОГИКИ т. II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - НАУКА ЛОГИКИ т. II"
Отзывы читателей о книге "НАУКА ЛОГИКИ т. II", комментарии и мнения людей о произведении.