Авторские права

Павел Ощепков - Жизнь и мечта

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Ощепков - Жизнь и мечта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Московский рабочий, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Ощепков - Жизнь и мечта
Рейтинг:
Название:
Жизнь и мечта
Издательство:
Московский рабочий
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнь и мечта"

Описание и краткое содержание "Жизнь и мечта" читать бесплатно онлайн.



История создания радиолокации в СССР, рождение новой науки интроскопии, возможности использования естественного круговорота энергии в природе— эти и другие проблемы, увлекательно изложенные в книге, вызвали такой большой интерес у читателей, что издательство решило выпустить ее четвертым изданием.

Записки инженера, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, заслуженного изобретателя РСФСР П. К. Ощепкова интересны еще и тем, что освещают почти пятидесятилетний период его творческой деятельности, показывают, какой большой вклад в ускорение научно-технического прогресса внесли выдающиеся советские ученые.

Рассчитана на массового читателя.






Как хотелось бы иметь это все не в отдаленной мечте, а реально, сегодня, завтра! Но, для того чтобы создать такой «рай» на земле, надо слишком много энергии, причем энергии, которая безвредна для здоровья людей и всего живого.

Вот я и мечтаю о такой энергии, которая не требовала бы истребления природных ресурсов, не угрожала бы человеку и находилась бы повсюду и в таком количестве, какое понадобится человечеству для жизни в изобилии.

Что же это за энергия? И где она находится?

О рациональном использовании существующих источников энергии люди мечтали еще на заре нашего машинного века.

210

Молодой французский физик и инженер прошлого века Н.-Л.-С. Карно, установивший закономерности работы тепловых машин, пришел к выводу, что «низкий коэффициент полезного действия паровых машин может очень скоро привести к полному истреблению всех известных запасов угля». Последующее развитие теплотехники в значительной мере обязано трудам этого ученого. Его работы послужили, как известно, основой для создания термодинамики.

Как бы мы ни были богаты источниками энергии, вопрос о рациональном ее использовании всегда будет стоять перед обществом. Но для нас сейчас более важно установить пути, по которым следует идти, чтобы найти новые виды источников энергии. Проявившийся в мире энергетический кризис, безусловно, ускорит этот процесс.

В. И. ЛЕНИН У ИСТОКОВ ТЕПЛОВОЗОСТРОЕНИЯ

Об истребимости естественных запасов энергетического топлива я задумался сорок лет назад, будучи в Свердловске. Первая рукопись на эту тему по ряду не зависящих от меня обстоятельств не сохранилась, но статью 1943 г. под названием «Электричество непосредственно из тепла, из окружающего пространства» я храню по сей день.

О том, что именно заставило меня тогда обратиться к этому вопросу, я скажу несколько позже. Время было тяжелое: шел второй год Великой Отечественной войны.

Топлива не хватало даже для больниц и госпиталей.

Транспорт и заводы сидели на голодном топливном пайке. Трудности давали себя знать постоянно. Может быть, это-то и заставило тогда обратиться к вопросу вопросов нашего существования — энергии.

Проблема энергии всегда занимала и занимает сейчас исключительно важное место среди всех научно-технических проблем, ибо энергия — это источник жизни в прямом и переносном смысле. Но особенно острой эта проблема становится в годы великих испытаний.

Известно, какие невероятные трудности с топливом переживала наша молодая республика в «первые годы своего существования. Борьба за рациональное и экономное расходование топлива на паровозах, локомобилях, электростанциях, в промышленности и в быту была тогда уделом всего народа, всей партии.

211

Не раз, вероятно, тогда можно было слышать в паровозной будке разговор, подобный тому, какой происходил несколько раньше между машинистом паровоза и студентом, проходившим практику в роли помощника машиниста на одной из железных дорог России.

— Придумали бы какую-нибудь машину, которая не так много сжирала бы топлива. Видишь, как народ надрывается.

Этим студентом был Алексей Нестерович Шелест — человек пытливого ума и недюжинной энергии. Он давно уже задумывался над тем, что из каждой сотни тонн каменного угля, сожженной в топке паровоза, только 5 т расходуется полезно, а остальные 95 т вылетают в трубу напрасно. Коэффициент полезного действия паровоза составляет всего лишь 5%—варварство, которого нельзя терпеть.

Так родилось у Шелеста твердое намерение создать машину, которая, придя на смену паровозу, дала бы возможность сэкономить государству миллионы тонн драгоценного топлива. Так родилась идея создания тепловоза, который соединил бы в себе ценные качества паровоза и двигателя внутреннего сгорания. Начались долгие годы поисков и расчетов.

Теперь все хорошо знают, что на советских железных дорогах ведущее место занимают тепловозы. По решению правительства паровозы у нас теперь даже не строятся.

А ведь борьба за тепловоз была трудной и длительной.

Гений Ленина коснулся и этой проблемы. В обстановке величайшей разрухи и тяжелых испытаний, выпавших на долю молодой Советской республики, при невероятной своей занятости Владимир Ильич нашел время, чтобы лично заняться проблемой тепловозов. Узнав, что русские ученые и инженеры разработали новый вид транспортной машины, Владимир Ильич ставит вопрос о строительстве тепловозов.

Противники нового всегда находятся, не обошлось без них и в этом случае. Противники тепловозов утверждали, что строительство опытных машин обойдется очень дорого, что в Швейцарии попытка создать мощный тепловоз, в постройке которого принимали участие видные ученые и даже сам Дизель, закончилась безрезультатно и т, д. и т. п. Но В. И. Ленин однозначно ответил на это:

— То, чего не сделали иностранцы, сделают русские инженеры. Проблема тепловозов настолько важна для нашей страны, что даже в условиях хозяйственной разрухи надо отпустить на это необходимые средства.

212

4 января 1922 г. по инициативе В. И. Ленина Совет Труда и Обороны принял историческое решение, в котором придается исключительно большое значение развитию тепловозостроения.

Ленин удивительно точно выделял наиболее перспективное дело из моря мелких и текущих дел. Не стихия им руководила, а аналитически оправданная цель. И так было во всем. Разве можно забыть его заботу о создании в России «газеты без бумаги» — сети радиовещания!

При всех трудностях того времени он помог построить прекрасную Нижегородскую радиолабораторию, ставшую потом зачинательницей всего нового в области радиосвязи. А по отношению к таким энтузиастам, как М. А. Бонч-Бруевич, В. К. Лебединский, А. Ф. Шорин и другие, Ленин проявил прямо-таки отеческую заботу.

Когда в 1920 г. была закончена постройка первого радиотелефонного передатчика, Владимир Ильич писал Бонч-Бруевичу: «Пользуясь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Всякое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам». Столь же прозорливо оценил Ленин и проблему нового локомотива.

27 января 1922 г. в директивах Наркомату путей сообщения и Госплану Владимир Ильич писал: «Крайне желательно не упустить время для использования сумм, могущих оказаться свободными по ходу исполнения заказов на паровозы, для получения более целесообразных для нас тепловозов».

В самые последние дни января того же 1922 г. под личным председательством Ф. Э. Дзержинского состоялось совещание, которое постановило:

«...НКПС считает целесообразным и практичным немедленно приступить к сооружению взамен трех паровозов трех тепловозов: первого по типу Шелеста, второго с электрической передачей и третьего — автомобильного типа с автоматической передачей».

213

И как бы отвечая на эту заботу партии и лично Ленина о возможности осуществления его сокровенной мечты, Алексей Нестерович Шелест говорил в душе:

«Можете верить мне, Владимир Ильич. Можете верить. Я буду работать над тепловозом. Я отдам все силы, но цели своей добьюсь, как ни трудна она. Скоро на наших железнодорожных путях появится новый локомотивтепловоз, который вытеснит паровоз».

И эта мечта сбылась. По стальным путям нашей Родины бегут теперь тысячи тепловозов. Жаль, очень жаль, что Алексей Нестерович не дожил до наших дней.

Заслуженный деятель науки и техники, профессор, доктор технических наук А. Н. Шелест скончался в 1954 г., но он оставил нам большое количество своих научных трудов и мыслей, и они еще долго будут служить питательной средой для творчества ищущей, пытливой молодежи.

Чтобы показать исключительную заботу партии и правительства и лично В. И. Ленина о развитии нового, приведу один документ, выданный в 1923 г. А. Н. Шелесту. Документ этот показывает, что даже в исключительно трудных условиях, в пору, когда наше машиностроение еще не было налажено, Совет Народных Комиссаров находил возможным и целесообразным использовать все пути для скорейшего осуществления новых идей...

РСФСР

Народный комиссар путей сообщения

5 мая 1923 г.

№ 511119

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров от 23.IV.23 г. № 564/6 инженер А. Шелест командируется за границу для постройки тепловоза его системы.

Ввиду исключительной важности этого изобретения для транспорта Совет Народных Комиссаров возложил на А. Шелеста всю ответственность за проведение тепловоза в жизнь.

Всем учреждениям СССР как в пределах республики, так и за границей надлежит оказывать А. Шелесту всемерное содействие.

Алексей Нестерович Шелест был человеком широкого кругозора. Он умел заглядывать в тайники тепловых процессов так, как это удается немногим. Он мечтал о создании таких машин, коэффициент полезного действия которых повышался бы за счет использования энергии окружающей среды, он много сил отдал изучению природы теплоемкости и т. д. и т. д. До последних дней своей жизни А. Н. Шелест был молод душой, и я думаю, что таким должен быть каждый созидатель.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнь и мечта"

Книги похожие на "Жизнь и мечта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Ощепков

Павел Ощепков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Ощепков - Жизнь и мечта"

Отзывы читателей о книге "Жизнь и мечта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.