» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Но без всякого отвращения говорят о гусеницах микронезийцы (может быть, гусеницы входят в их пищевой рацион?). По их мнению, из пота гусеницы образовалось море, а из нее самой (этого ничтожного существа!) наше главное небесное светило - солнце.

Правда, существует и полезная гусеница - шелковичный червь, издревле приносивший огромные прибыли Китаю. Однако странным образом ни сам этот червь, ни его взрослая форма - тутовый шелкопряд - в китайской мифологии практически не участвуют. Имеется только одна легенда о чудесном происхождении этого " червя".

Теперь обратимся к нашим корифеям - мухе и пчеле. Мухи в народных представлениях (и не без оснований) характеризуются как бесполезные и назойливые существа; некоторые виды мух к тому же кусаются; мух привлекают пищевые продукты и нечистоты; что нашло свое отражение в мифологических и фольклорных материалах:

В роли мучителей людей мухи представлены в одной из Казней египетских.

В баснях И. А. Крылова бездельница муха противопоставляется трудолюбивой пчеле.

Омар Хайям использует муху как пример ничтожного существа.

Мухи считаются очень хитрыми - "муху трудно обмануть".

Мухи считаются близкими к Нечистой силе и черной магии.

Имя одного из главных персонажей христианской демонологии - Вельзевул - расшифровывается как "Повелитель мух".

Злые духи, вызывающие разные болезни, могут принимать образ мухи.

Так же поступает и Локи - злой шутник из скандинавской мифологии.

Но и души обыкновенных людей после смерти или во время сна могут принимать вид мухи.

Пассивную или нейтральную роль играют мухи в народных сказках ("Кувшин-теремок", в сказке о храбром портняжке братьев Гримм).

С симпатией пишут о мухах только К. Чуковский и Вера Инбер, но это следует отнести за счет прекраснодушия самих авторов, а в общем отрицательное отношение к мухам преобладает.

А о пчеле можно сказать следующее. Пчелиная семья напоминает хорошо организованное государство с "царицей" (маткой) и многочисленными рабочими, которые выполняют разнообразные функции и производят такие полезные продукты, как воск и мёд.

Поэтому пчела стала символом монархического государства с мудрым правителем во главе.

Пчелы являются олицетворением трудолюбия, что подчеркивается во многих баснях.

Хотя мы обычно соприкасаемся с рабочими пчелами (т.е. бесплодными самками), пчела является символом плодородия. В хеттском сказании она спасла страну от засухи. В России она "открывала" весну и оживляла природу.

Соответственно, пчела стала атрибутом ряда богинь плодородия (Кибелы, Деметры, Артемиды Эфесской).

По-видимому, биология размножения пчел долгое время оставалась неизвестной и считалось, что пчелы производят потомство "непорочным" способом, и они стали эмблемой Девы Марии (а в Китае их сравнивали с разборчивыми невестами).

По этой же причине роль трутней оставалась непонятной, и их сравнивали с евнухами.

Любовь, с которой связаны радости и страдания, сравнивали с мёдом и жалом пчелы, а в христианстве жало было символом благодати и страданий Христа.

Пчела была одним из первых созданий Бога. В некоторых космогонических мифах она сражается на стороне Бога в его борьбе с Злым духом.

Когда распинали Христа, собирались вбить гвоздь и в его лоб, но на лоб села пчела, и палачи решили, что гвоздь уже вбит; поэтому пчела считается святой.

Пчела была также символом души, смерти и воскрешения, а в индуизме - реинкарнации (переселения душ).

В мордовской мифологии пчела — единственное животное, имеющее такую же душу, как человек, и существовали боги-покровители пчел и пчеловодства.

В славянском бестиарии пчела - это искра Божия в человеке, его стремление к праведной жизни.

Свечи, при которых трудились ученые, делали из воска; поэтому пчела была символом просвещения.

Пчелиный мёд входит в состав пищи древнегреческих богов - нектара и амброзии.

В финском эпосе мёду приписываются волшебные целебные свойства - с его помощью был воскрешен убитый и разрезанный на части Лемминкяйнен.

Положительную роль играют пчелы и в народных сказках (например, в "Сказке о козе лупленой").

Происхождение пчел в разных мифах описывается по-разному:

а)в улей с пчелами превратилось тело мертвого льва;

б)чтобы обезвредить рогатых людей с железными руками, они были превращены в пчел;

в)в пчел были превращены мухи (вернее их личинки, которые завелись в ране на голове св. Петра;

г)пчелы образовались из слез бога Ра;

д)пчелы были принесены откуда-то культурным героем.

Совершенно очевидно, что трактовка пчелы и производимых ею продуктов, ее символика, ее происхождение и место в религиозных представлениях несравненно богаче того, что может быть сказано о мухе. В этих отношениях у нее не найдется конкурентов и среди позвоночных животных. Поэтому она имеет полное право на титул "Мисс Мифология".

Подводя итоги всему, сказанному выше, я вынуждена признать, что настоящая книга далеко не исчерпывает обозначенную в заглавии тему, но все же содержит кое-что неожиданное. Так, большим сюрпризом оказалась многоликость паука. В представлении некоторых народов паук прежде всего ткач, и в некоторых мифах он извлекает из себя материал, из которого создает Вселенную. Он также ткет нить судьбы, а для развлечения иногда играет роль трикстера или оборотня. Выдающимся мифологическим персонажем оказался также богомол Цанг. Конечно, если бы удалось получить больше сведений о мифологии и фольклоре народов Азии и Африки, коренного населения Америки и аборигенов Австралии, видовой состав упомянутых животных расширился бы, числовые отношения между животными несколько (но не очень сильно) изменились бы и обнаружились бы новые сюрпризы. Но пока придется ограничиться тем, что уже имеем.

Литература

Аврорин В. А., Козьминский И.И. Представления орочей о Вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов. В кн.: Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М.: Рефллбук, 2000, С. 280-293.

Акунин Б. Любовница смерти. М. 2002. 245 с.

Алексеев В.Н. Китайская народная картинка. М.: Наука. 1966.260 с.

Андерсен Г.-Х. Сказки М.: Изд-во политич. литературы. 1989.295 с.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флорида. М.: Изд-во АН СССР. 1950. 435 с.

Асов А. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия. 1998. 320 с.

Асов А. Славянская астрология. М.: Фаир-пресс. 2001. 542 с.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Лениздат. 1983.446 с.

Бальмонт К. Созвучные песни. Верхнее Поволжье. 1990. 335 с.

Белова О.В. Славянский бестиарий. М.: Индрик, 2001. 319 с.

Белякова Г.С. Славянская мифология. М.: Просвещение. 1995.127 с.

Библия. М.: 1991. 925 с.

Борхес X. Л., Касарес А.Б. Книга Небес и Ада. СПб.: Изд- во Симпозиум. 2001. 255 с.

Брюсов В. Избранные сочинения. М. 1955. Т. 1, 749 с; Т. 2,650 с.

Брюшинкин С. Тайны астрофизики и древняя мифология. М.: Вече. 2003. 383 с.

Булат Окуджава. Чаепитие на Арбате. М.: ПАН. 1996. 638 с.

Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М. 2002. 356 с. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб. 1902. 50 таб.

Гофман Т. Повелитель блох. Собрание сочинений, Т. 6. СПб. 1897.332 с.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с. Гримм Якоб и Вильгельм (Сказки братьев Гримм). Л.: Художник РСФСР. 1979. 303 с.

Гудмен Л. Знаки Зодиака, или астрология с улыбкой. Харьков: Грампус Эйт. 1997. 239 с.

Гумилев Н. Стихи - поэмы. Тбилиси. 1989.

Дзери Ф. Дали. Постоянство памяти. М.: Белый город. 2003.48 с.

Диккенс Ч. Сверчок у очага. Собрание сочинений. Т. 16. СПб: 1898. С. 198-301.

Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М.: Рефл- бук. 2000. 291 с.

Дунин М.С. По Афганистану, Пакистану , Индии. М.: Изд-во географ, лит-ры, 1952.

Жизнь животных, т. 2. М.: Просвящение. 1984. 447 с. Жизнь животных, т. 3. М.: "Просвещение". 1988. 464 с. Жуковский В. А. Стихотворения. Л.: Советский писатель. 1956.846 с.

Заболоцкий Н. Столбцы. Стихотворения. Поэмы. Лениздат. 1990. 366 с.

Иванов СВ. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - XX в. Труды Института Этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Т. XXII, 383 с.

Иванова О. М. Метаморфозы и трансимагинации. СПб.: Лисс, 2004. 132 с.

Инбер В. Избранные произведения, Т. 1. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. 399 с.

Иорданский В.Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М.: Наука, 1991. 319 с.

Казаков B.C. Мир славянских богов. Москва-Калуга. Русская правда. 2002. 159 с.

Кашкина М.И., Викторчук И.В. Новая аберрантная медуза из Черного моря // Биология моря. 2002. Т. 28. № 2. С. 156-157.

Киплинг Р. Собрание сочинений, Т. 4. М.: Тера, 1991. 447 с.

Кондратов А.П. 4048 законов жизни. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2002. 526 с.

Крылов И.А. (Басни И.А. Крылова). М. 1910. 270 с. Куприянов В. Интернет, www.Kosmetichka.ru / pub 351 Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Ростов. 1960.114 с. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, ACT. 2003.527 с.

Липин Л., Белов А. Глиняные книги. Л.: Изд-во детск. лит-ры,1956. 350 с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.