» » » » Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности


Авторские права

Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности

Здесь можно скачать бесплатно "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Наука, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Рейтинг:
Название:
Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Издательство:
Наука
Год:
1991
ISBN:
5-02-029264-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Описание и краткое содержание "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать бесплатно онлайн.



Тайны человеческой психики — насколько познаваемы они в наше время? Каковы «ступени» созревания личности и в чем заключается своеобразие ее реагирования в разные возрастные периоды? Что представляют собой так называемые пограничные состояния и можно ли в полной мере раскрыть «пружины» отклоняющегося поведения? Имеется ли связь между аномалиями личности и одаренностью, альтруизмом, конформизмом, правонарушениями? Как противостоять многообразным стрессовым воздействиям и победить бессонницу? Разобраться в сложнейших вопросах, связанных с деятельностью мозга, поможет эта книга.

Издание адресовано широкому кругу читателей.






Большинство поступков человек совершает в коллективе. Социальная группа определяет систему координированных действий, хотя в некоторых отношениях каждый остается самим собой: солдаты идут в бой вместе, рука об руку, но каждый умирает в одиночку. Принадлежность к социальным группам составляет необходимое условие всестороннего развития личности. Однако не все микрогруппы оцениваются ею в равной мере — наиболее значимая, на признание в которой она ориентируется, называется эталонной. Точно также многообразны ролевые функции, «играемые» личностью как одномоментно, так и на протяжении своего социального существования — профессиональные и ситуационные (например, на производстве — роль руководителя предприятия, на улице — роль пешехода, в семье — роль отца и мужа, в поликлинике — роль больного). Роль имеет смысл лишь тогда, когда она связана с поведением других лиц: в этом отношении она представляет собой шаблон взаимных прав и обязанностей.

Для сохранения социального статуса нужно вести себя так, чтобы обеспечить сохранение и поддержание сложившихся взаимоотношений, своей репутации в глазах окружающих. Многие черты человеческого повеления обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, какими по их представлению они должны быть: допустим, художник счастлив, работая «для потомства» и совершенно безразличен к тому, что современники считают его сумасшедшим.

Все человеческие существа вначале являются эгоцентрическими созданиями, но постепенно учатся обуздывать себя и участвовать во взаимных уступках групповой жизни. Особенно сурово исправляет ошибки группа равных, которая приучает к жертвенности. Чрезмерно опекаемые дети, не участвующие в групповых играх, часто в последующей жизни испытывают затруднения в межличностных отношениях. Шаблоны чувств, устанавливаемые в детстве, имеют тенденцию быть перенесенными через всю взрослую жизнь. Берджес и Коттрелл обнаружили, что счастливые браки наиболее часты у детей счастливых супружеских пар.

В психологии общения нет, пожалуй, более острой проблемы, как лидерство. В стихийных сообществах стихийно и лидерство. Однако даже в коллективах некоторых высших обезьян обнаруживается, что стихийный принцип иерархии сменяется зачатком социальной преемственности, лидерством «сверху», когда вожак вступает в коалицию, так что более сильным, но разрозненным самцам не удается их сместить. В человеческом же обществе лидерство выступает весьма явно: даже у однояйцевых близнецов, казалось бы идеально равноценных партнеров, обычно один — лидер, другой — ведомый.

Американские социопсихологи пришли к выводу, что современный тип лидера — это человек, «ориентированный на других», ситуационный флюгер, авторитет момента. Больше шансов на лидерство имеет тот, кто способен полнее и всестороннее учесть разнообразные интересы, кто лучше умеет предвидеть поведение других, обладает способностью ладить с людьми. Можно стать лидером за счет энергии и инициативы, непреклонного напора, а можно и за счет топких поправок, умелого предвидения желаний и побуждений других (руководить так, чтобы ведомому казалось, будто руководит он). Первый тип руководства можно назвать мужским, второй — женским; о сравнительной эффективности их судите сами.

В целом же человеческие ситуации столь многообразны, что говорить о «чистых» лидерах и «чистых» ведомых бессмысленно: авторитетнейший руководитель крупного коллектива становится послушным ведомым, общаясь с женой. Даже такие характеристики, как инициатива и стремление к лидерству, оказываются относительными: есть ситуации, когда именно безликость, безынициативность делают человека руководителем других людей и хода событий (примером тому могут быть некоторые лидеры из истории американской политической жизни). По статистическим данным западных социологов, удачливыми руководителями чаще становятся старшие дети больших семей, а протест и бунтарство — удел младших. Другая деталь: при властном отце и мягкой матери растут активные, агрессивные сыновья, а дочери пассивны; когда мать сверхактивна — сыновья малоинициативны и слабовольны, а дочери активны.

Каждый человек вырабатывает особый способ подхода к миру, и этот стиль может быть связан с личностью его близких. В 1956 г. Броуди установила с помощью интервью и анкет разные типы обращения с детьми. Имеет значение порядок рождения в семье: старший ребенок проявляет тенденцию к взрослой ориентации (серьезен, легко общается, послушен, любит компанию взрослых и уверен в себе), второй — обычно более спокоен, дружелюбен, бодр, но упорный и непослушный. Родители, как правило, более снисходительно относятся ко второму ребенку, менее строги в обращении с ним.

Любая мать, имеющая более одного ребенка, хорошо знает, что нет двух совершенно одинаковых детей. Даже однояйцевым близнецам свойственны различия в темпераменте. Признание конституциональных различий не исключает того, что человек овладевает большинством шаблонов поведения в ассоциации с другими людьми. Многие навыки могут быть воспитаны тренировкой, но нельзя сделать балерину из девушки, не обладающей соответствующим телосложением и способностями. Шелдон на материале многолетнего наблюдения 200 человек выделил три полярных типа темперамента. Висцеротоники — это тип индивидов, для которых характерна общая расслабленность, любовь к комфорту и обжорству; добродушные с замедленной реакцией, практичные во взглядах, они становятся беспокойными, оказавшись в изоляции. Соматотоники — это люди с преобладанием мускульной деятельности; они сильны, выносливы, едят и спят немного, предпочитают деятельную, энергичную жизнь. Наконец, церебротоники: они сдержанны и скрытны, избегают веселого общения, подавляют свои соматические и висцеральные экспрессии; в критических ситуациях плохо контролируют свой голос (имеют сходство с уже описанными нами ранее интравертами).

С учетом совместного влияния на психическое здоровье средовых (микросоциальных) факторов и конституциональных особенностей личности становится понятным факт, что даже в благополучном обществе есть такие неблагоприятные воздействия людей друг на друга, которые приводят к формированию пограничных нервно-психических расстройств. И в здоровых производственных коллективах могут существовать тончайшие и сложнейшие отношения между отдельными группами, а особенно внутри этих микрогрупп, которые отнюдь не способствуют укреплению психического здоровья его членов. Бывает иногда полная несовместимость отдельных личностей с «организмом» группы: при появлении одного такого субъекта коллектив начинает «лихорадить», возникает атмосфера нервозности, неприязни и раздражения, резко падает производительность труда. И наоборот, иногда появление нового лица преображает уклад производственного коллектива: создается обстановка тепла, дружелюбия, взаимной симпатии, в которой работается легко и дружно.

В исследовании зрелой личности важно изучение двух сторон: свойственного ей специфического природного начала и общественной, выступающей в неразрывном единстве с биологической. Среда (через семью, школу, производственный коллектив) приобщает личность к системе культурных ценностей, интеллектуальному и идеологическому потенциалам, типичным для данной социальной группы и класса. Это свидетельствует о возможности и необходимости управлять поведением личности, помочь ей занять место в коллективе, наиболее благоприятное для ее развития. В связи с теорией и практикой малых социальных групп, по мнению О. В. Кербикова, возникает надежда, что в пограничной области, соединяющей социологию и психиатрию, развернутся плодотворные научные изыскания.

Конформисты и нонконформисты

К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай — деспот меж людей.

А. С. Пушкин

Направленность поведения человека определяется взаимными уступками людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. С нею связаны понятия конформности (соответствия признанному или требуемому стандарту) и нонконформности (полной независимости от мнения группы).

Конформное поведение имеет место там, где в случае расхождения во мнениях между группой и индивидом последний поддается, уступает групповому нажиму. По одним вопросам в группе может быть высокая степень конформности, по другим — низкая. Выделяют три концептуальные версии конформизма. Согласно первой из них он выражает собой способность человеческого сознания, проявляющуюся в уступчивости внешнему давлению; практически это вариант приспособленчества к окружающей среде. Далее, конформизм есть специфическая ценностная ориентация по отношению к господствующим стандартам. Наконец, существует точка зрения, рассматривающая конформизм как особую, лишенную личностного содержания структуру сознания индивида.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Книги похожие на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Семке

Валентин Семке - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Отзывы читателей о книге "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.