Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская армия и флот в XIX веке"
Описание и краткое содержание "Русская армия и флот в XIX веке" читать бесплатно онлайн.
Аналогичный процесс наблюдается также на всех орудийных заводах (табл. 40а).
Вместе с новым станочным оборудованием совершенствовалась также энергетическая база.
Паровые машины использовались на военных заводах уже в первой половине XIX в.: на Тульском заводе — с 1813 г., на Ижевском — с 1824 г. Со второй четверти XIX в. они применялись также во всех арсеналах. Однако главным источником энергии в это время была сила воды, используемая вододействующими устройствами. В середине века на Тульском заводе действовали 2 паровые машины, на Сестрорецком — 3 паровые машины и 3 турбины. Патронный завод имел 8 паровых машин и 2 локомотива. Все арсеналы и Петербургская орудийная мастерская располагали 17 паровыми машинами и 5 локомотивами.
В конце XIX в. все военные заводы уже пользовались электрическими двигателями. Тульский завод имел 3 турбины, 2 паровых машины и 46 электродвигателей; Сестрорецкий — 2 турбины, 7 паровых машин и 56 газовых и 50 электрических моторов. В конце века завод полностью перешел на трехфазный электрический ток.
На Ижевском заводе было 11 гидравлических двигателей, 14 паровых машин. В конце века завод также был переведен на трехфазный ток.
Обуховский завод в конце века имел 4 электрических станции мощностью 6 750 л. с., которые питали 54 электродвигателя и 28 электрических кранов. Путиловский завод располагал крупной электростанцией силой в 13 тыс. л. с., дававшей ток для 225 электродвигателей и 10 электрокранов. Петербургский орудийный завод имел 4 паровых машины, 9 электродвигателей и 4 локомобиля. В конце века завод целиком перешел на электрическую тягу. На Пермском заводе также была крупная электростанция, обеспечивавшая энергией все предприятие.
Таким образом, материально-техническая база военных заводов вполне отвечала современным требованиям и обеспечивала в конкретных условиях решение стоявших задач по производству вооружения и боеприпасов для армии и флота. Хуже обстояло дело со снабжением военных и судостроительных предприятий необходимым сырьем. Несмотря на значительный рост числа металлургических предприятий, производство металла шло довольно медленно, особенно слабо развивалась цветная металлургия. Это видно из данных табл. 41 о количестве полученного металла (в тыс. пудов) с 1861 по 1900 г.
Таблица 41[828]
Годы Чугун Железо и сталь Медь Свинец 1861–1870 185 929,5 125 072,2 2 804,0 316,1 1871–1880 249 472,6 203 396,2 2 205,5 489,6 1881–1890 362 160,0 321 028,6 2 872,6 476,4 1891–1900 1 069 864,1 799 790,9 3 869,0 300,8Острая нехватка железа, качественной стали, меди и свинца вынуждала правительство прибегать к закупкам сырья за границей. Ввоз черных и цветных металлов (в тыс. пудов) Россией в 1861–1900 гг. показан в табл. 41а.
Таблица 41а[829]
Годы Железо Сталь Медь (не в деле) Свинец (не в деле) 1861–1870 61 417 1 155 1 153 5 463 1871–1880 102 897 63 635 4 132 10 262 1881–1890 56 874 7 968 3 264 10 870 1891–1900 413 897 28 364 7 361 18 407Развитие металлургии зависело от состояния добычи топлива. Время господства древесного угля уже прошло. Промышленность и транспорт базировались на каменном угле и нефти. Темпы добычи топлива хотя и были довольно высокими, тем не менее военная промышленность и флот нередко испытывали недостаток в нем, главным образом из-за дороговизны транспортировки[830].
Годы Добыто, в тыс. пудов 1831–1840 6 061 1841–1850 16 554 1851–1860 59 891 1861–1870 265 500 1871–1880 1 136 043 1881–1890 2 803 670 1891–1900 6 013 839Все возрастающая потребность в каменном угле вынуждала русское правительство прибегать к закупкам его за границей. В период с 1870 по 1898 г. в Россию было ввезено из Англии и США около 600 млн. пудов угля (в Петербург и на Дальний Восток). В 1871–1880 гг. — 79 793 тыс. пудов, в 1881–1890 — 106 329 тыс. пудов, в 1891–1898 гг. 408 919 тыс. пудов.
Важным топливным ресурсом была нефть. Она вначале использовалась на крупных предприятиях, а затем на этот вид топлива стали переводить также флот. Россия не испытывала недостатка в нефти. В начале 90-х годов XIX в. Россия добывала 46 % мировой добычи нефти, а к началу ХХ в. на долю России приходилось уже более половины мировой добычи. С 1861 по 1870 г. было добыто 9 463,9 тыс. пудов; с 1871 по 1880 г. — 96 490,3 тыс. пудов; с 1881 по 1890 г. — 1 284 535 тыс. пудов и с 1891 по 1900 г. — 4 391 695 тыс. пудов[831]. Россия не только обеспечивала внутренние потребности, но и вывозила нефть за границу.
Одним из условий успешного развития промышленности было строительство железных дорог. Железные дороги сблизили источники сырья и центры производства, ускорили цикл производства. Они, наконец, лучше решали все вопросы снабжения армии и флота, чем водный транспорт и гужевой, который был единственным способом обеспечения войск до появления железных дорог. Появление железных дорог вызвало целую отрасль промышленно-транспортного производства — рельсопрокатные, вагоностроительные и паровозостроительные заводы.
1
Производство и обеспечение войск стрелковым оружием
В русской армии, как и в армиях других европейских стран, в начале XIX в. на вооружении были гладкоствольные и нарезные кремневые ружья, заряжаемые с дула. Этот тип оружия определил способ боевых действий пехоты. Гладкоствольное и нарезное ударно-кремневое оружие определяло тактику колонн и рассыпного строя, сложившуюся в конце XVIII в.
Русские оружейники все время работали над усовершенствованием стрелкового оружия, но их старания долгое время не давали должного эффекта вследствие недостаточного развития металлургии и пороходелия. Железо, из которого изготовляли стволы и замки, было слабым металлом. Оно не позволяло увеличивать заряд и этим повысить эффективность огня. Тем не менее конструкторы добились изготовления однотипного оружия и, главное, свели его к двум калибрам, что облегчило обеспечение войск патронами. Эта работа была завершена с 1803 по 1809 г.
Принятое на вооружение стрелковое оружие обладало следующими тактико-техническими данными (табл. 42).
Линейная пехота имела ружья со штыками образца 1805 и 1808 гг. Фактически же в полках было множество ружей старых образцов различных калибров от 5 1/10 до 7 2/3 линий. Немало было шведских и немецких трофейных ружей, сохранившихся со времен Семилетней войны.
На вооружении легкой пехоты были егерские винтовальные ружья и штуцера. Драгуны имели специальные драгунские ружья со штыками, кирасиры — карабины и штуцера, гусары-легкие карабины и мушкетоны. Срок службы ружей определялся до 40 лет.
Производство стрелкового оружия было сосредоточено на Тульском и Сестрорецком оружейных заводах, существовавших с XVIII столетия, и на Ижевском заводе, переоборудованном в 1807–1809 гг. из железоделательного в оружейный и приступившем к выпуску оружия с 1811 г.[832] Проектная мощность Тульского завода составляла 100 тыс. ружей, Сестрорецкого — до 25 тыс. и Ижевского — до 50 тыс. ружей.
Таблица 42[833]
Ружье Калибр, линии/мм Ствол Вес ружья без штыка, фунты. зол./кг Вес пули, зол./г Вес заряда, зол./г Дальность стрельбы, шаги Пехотное кремневое (1805 г.)* 7,5/19 Гладкий 13.83/5,16 7/29,86 2,53/10,66 300 Винтовальное (1805 г.) 6,5/16,51 Нарезной (6 нарезов) 10.40/4,26 7/29,86 25/21,66 1 000 Егерский штуцер 6,5/16,51 Нарезной 10.46/4,28 5,59/23,85 – 1 000 Пехотное кремневое (1808 г.) 7/17,78 Гладкий 10.88/4,46 5,59/23,85 2,33/9,92 300 Кавалерийский штуцер 6,5/16,51 Нарезной (8 нарезов) 6.48/2,65 5,59/23,85 – 1 000 Драгунское (1809 г.) 7/17,78 Гладкий 9.12½/3,73 5,32/23,85 2,94/9,6 250 Кирасирское (1809 г.) 7/17,78 Гладкий 9.12½/3,73 5,59/23,85 2,25/9,6 250 Гусарское (1809 г.) 7/17,78 Гладкий 7.½/2,87 5,59/23,85 1,75/7,46 250 Конноегерское (1817 г.) 7/17,78 Гладкий 7.78/3,18 5,59/23,85 1,75/7,46 250 Гусарское (1817 г.) 7/17,78 Гладкий 7.78/3,18 5,59/23,85 1,75/7,46 250 Кавалерийское штуцер (1818 г.) 6,5/16,51 Нарезной (8 нарезов) 7.42/3,03 5,59/23,85 1,26/5,33 950* Мера кремней: длина от 13 до 14 линий, ширина от 12 до 13 линий, толщина от 3 до 3½ линий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская армия и флот в XIX веке"
Книги похожие на "Русская армия и флот в XIX веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке"
Отзывы читателей о книге "Русская армия и флот в XIX веке", комментарии и мнения людей о произведении.