Григорий Лебедев - Толкование на Евангелие от Марка
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толкование на Евангелие от Марка"
Описание и краткое содержание "Толкование на Евангелие от Марка" читать бесплатно онлайн.
Это и делают все призрачные построения жизни вне Бога, а помогает этому грех, просачивающийся в душу, мертвящий ее и развязывающий в душе стихию зла взамен стихии обращенности к Богу и связанности с Богом.
«Спасение душ наших, Господи, слава Тебе!»
(Вел. Понедельник, утр. стихира на стиховне)
14-я и 15-я главы Святого Евангелия Марка рассказывают о событиях последнего дня земной жизни Господа: о предательстве Христа, о суде над Ним, об осуждении Его, о страданиях, крестном пути, распятии, смерти и погребении.
Все эти моменты великого дня Пятницы настолько сильны и значительны, что пред величием их ничтожно всякое человеческое слово. Все они, конечно, являются недосягаемо высоким образом тягчайших и безвинных страданий, понесенных Христом ради любви к людям. И этот образ был, есть и будет могучей силой для земных страдальцев во имя Христа!..
Не этот ли образ воодушевлял апостолов, давал силу мученикам и делал легкими подвиги преподобных?!. Не он ли во все века был зовущим образом на подвиг веры?!. Не он ли укреплял ослабевающие руки в борьбе со злом и грехом жизни?!. Не он ли утишал всякую слезу?!.
И образ страдающего Христа останется вечным, недосягаемым идеалом каждого христианского страдальца. Покоряющая сила этого образа близка каждой христианской душе. Она навевается всяким словом Евангельского рассказа и глубоко отпечатлевается в сердце. Покоряющая сила этого образа навевается Евангельским рассказом и его прямым историческим смыслом.
Настоящее слово не касается исторической стороны рассказа о страданиях и смерти Господа, и ты не ищи в последующем изложении исчерпывающего раскрытия текста 14-й и 15-й глав.
В соответствии со всем содержанием «образов» ты видел в историческом тексте лишь ту сторону, которая в ее перенесенном понимании может быть одновременно начертанием подвижнического пути всякого земного подвижника.
Итак, читай последующие разделы, имея в виду эту ограниченную задачу. Но при чтении каждого раздела восполняй и одушевляй читаемое представлением целостного Первообраза Крестоносца Христа, как этот образ дается всем объемом Евангельского текста.
108Но говорили (первосвященники и книжники): только не в праздник (надо взять обманом Христа), чтобы не произошло возмущения в народе (Мк. 14, 2).
Конечно, убить Бога в душе можно не в праздник души, когда в душе светло и ясно и когда душа празднично ликует в общении и жизни с Отцом и Богом… А убийство Бога в душе совершается в мрачные будни души, в которые вгонит ее грех и падение.
В мрачные будни души, когда порвана связь со Светом, когда затеривается правда пути, а зло подсказывает как будто облегченный и приятный путь лжи, тогда подсунуть душе фальшивку жизни легче… тогда она (фальшивка) скорее сойдет за подкрашенную правду.
«Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» (Екзапостиларий на утрени Вел. Понедельника).
109Когда был Он (Христос) в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению (Мк. 14, 3–8).
Снова голос земли и снова попытка подменить Божеское человеческим! Опять выдвигается земное и видимое взамен неосязаемого, но полноценного.
Женщина по вере и любви ко Христу приносит Ему жертвенный дар. А земля считает: «Практично ли это? К чему сия трата мира?» И земля сейчас же прикрывается благовидным предлогом: «нищие»… «Не лучше ли продать миро и раздать деньги нищим?».
Христос восстанавливает значение ценностей.
Нищие и благотворительность им — это хорошо… И нищие около вас, и вы всегда можете оказать им добро.
Но вот всегда ли с душою Бог? А ведь когда не будет с душою Бога, захотите ли вы откликнуться нищим? Значит, умна ли ваша забота о нищих, когда вы своею земною практичностью и служением земным целям рушите фундамент забот о добре?
Вывод отсюда ясен. Всё, что касается твоих дел, непосредственно обращенных к Богу и делаемых ради Него и по Его закону, как-то: подвига, насилия над собою, очищения сердца, молитвы, поста, жертв, — всё то совершай прежде всего и не загораживай этого никакими земными целями, как бы они ни были высоки и согласны с Христовым законом. И это потому, что ты строишь Божеский фундамент души, и когда он будет прочен, на нем уже легко построится всё нужное, прикладное, что потребует Божеский закон.
А без Божеского фундамента в душе всё внешнее построение жизни (хотя бы и основанное на разумном и добром, например, та же помощь нищим) будет висеть в воздухе, предоставленное случайностям человеческих взглядов, настроений, человеческого душевного состояния.
А потому неси Самому Христу драгоценнейшее миро твоей веры и любви… Раскрой дорогой сосуд твоей души и пролей из него всю ароматную влагу, насыщенную устремленностью к Господу…
Не измеряй глубину искания… Не считай ценность жертв. Ты приобрел бесценное: с тобой Господь… Это драгоценнее всего… А когда будет с тобой Христос, ты с легкостью воздашь должное нищим.
«Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец» (Вел. Вторник, утренняя стихира на хвалитех).
110И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребренники (Мк. 14, 10–11).
Это обычная человеческая история, что Христос продается из души «за сребренники».
«За сребренники», за материальные блага, за удобства жизни, за боязнь лишений, из-за кичливого нежелания расстаться с самостью вытесняется из души Бог.
Конечно, продажа совершается не как явная сделка (хотя бывает и это), чаще она представляет из себя длительный процесс компромиссов. Но всегда в основе всякого компромисса лежит предпочтение «сребренников», т. е. материального духовному.
А потому рассуди: всякая измена Богу разве не будет предательством Его?
«Слава снисхождению Твоему, Человеколюбче!» (Вел. Пятница, вечерняя стихира на стиховне).
111Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться (Мк. 14, 21).
Конечно, горе предателю… Горе всякому изменяющему Христу и предающему Его из души своей, потому что он предает «Источник живой воды», опустошает зелень и жизнь души и обращает ее в мертвую пустыню.
Горе предателю!.. Горе изменнику… Лучше бы ему не родиться, потому что конец его — злая смерть. Это хуже небытия… Небытие — это несуществование. А смерть во зле обрекает душу на вечность во зле, иначе — на вечное страдание. Лучше бы не родиться человеку зла.
«Иже о всех благий Господи, слава Тебе!» (тропарь на утрени Вел. Четверга).
112И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мк.14, 26).
Елеонская гора — гора молитвы и молитвенного восхищения.
Господь с учениками восходит на нее «воспевши», т. е. в духовной бодрости. И вот, эта гора делается Господом начальным пунктом собственно крестного пути.
Тут два назидательных образа продвижнического конца.
Первый в том, что крестный путь начинается на горе. Это значит, что Господь ставит на него только избранных, прошедших низину земли, оставивших землю сзади себя и поднявшихся выше земли, поработивших ее и возвысившихся над нею.
И второй образ в том, что путь креста неразрывен с молитвенным восхищением. В молитвенной восхищенности подвижник вступает на него «воспевши», т. е. в бодрости, в радости, в ликовании молитвенных песней.
«Твоея радости достойна мя сотвори, Спасе, заблудившаго, великия ради Твоея милости» (Вел. Вторник, утренняя стихира на стиховне).
113И говорит им (ученикам) Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк. 14, 27).
Ночь — время тьмы и всяких обманов. Ночью встают призраки… И ночью, когда нет света, ширятся дела тьмы…
Так и в духовную ночь предательства и измены Богу тьма покрывает человеческую душу. И в жизни человека уж начинают господствовать призраки и воцаряются дела тьмы… Тогда изымается из жизни опора, человек чувствует, что нет прочности в жизни, и в нем развивается малодушие пред лицом неизвестного и мрачного.
А в состоянии малодушия, в состоянии духовной прострации от потери духовной опоры жизни где же человеку противодействовать всяким соблазнам тьмы, надвигающимся на него ночью?!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толкование на Евангелие от Марка"
Книги похожие на "Толкование на Евангелие от Марка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Лебедев - Толкование на Евангелие от Марка"
Отзывы читателей о книге "Толкование на Евангелие от Марка", комментарии и мнения людей о произведении.