Сборник - Жития византийских Святых

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жития византийских Святых"
Описание и краткое содержание "Жития византийских Святых" читать бесплатно онлайн.
Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо. 1995. Пер. Софьи Поляковой.
Первое издание: Византийские легенды. Издание подгот. С. В. Полякова. Л., 1972. Серия "Литературные памятники". Переиздано в 1994 г.
Утром с просветленным лицом Михаил входит к святейшему патриарху Мефодию, так что [286] патриарх, увидев его, сказал ему: “Почему, честной отец, так светел лик твой — никогда не доводилось мне видеть тебя таким?”. Ведь святой отец был бледен из-за чрезвычайного воздержания и смирения плоти. Михаил, хотя они были наедине, сказал ему на ухо: “Должно мне, святой и вселенский учитель, радоваться и ликовать, ибо Господь мой и Бог, Иисус Христос, призвал меня, недостойного, в свое Царствие”.
Когда святейший архиепископ услышал это, он исполнился печали, ибо весьма любил и почитал блаженного, и говорит ему: “Пойдем, блаженнейший, к православным императорам нашим, чтобы и они услышали твои святые молитвы”. И вместе с ним святейший патриарх идет к православному и божественному владыке Михаилу и боголюбезной его матери, я разумею православную и великую императрицу Феодору, и наедине святой патриарх возвестил им все. Верные и православные императоры призвали блаженного и святого Михаила, пали в ноги святого отца, прося его помолиться и быть заступником за них и за все царство перед Вседержителем Богом. Великий Михаил, попрощавшись с ним и дав им прощальное целование, говорит: “Благоденствуйте, земные владыки, благоденствуйте, и не забывайте Царя Небесного, Иисуса Христа, и оберегайте церковь Его от всякой ереси, и не отрицайте иконы Его. Вот, говорю вам, веруя во Христа моего и Бога, что со всеми святыми удостоены будете Царствия Небесного купно со святым Константином, Феодосием и Елзевоем, [353] христианнейшими, православными и божественными владыками, потому что [287] вернули Невесте Божией, я разумею Церковь Апостольскую, ее иконную красоту”. Сказав это, он ушел.
Когда оба они, патриарх и великий Михаил, вышли из императорского дворца, святейший патриарх пригласил святого пойти с ним, и они взошли в его келью. Патриарх просил Михаила остаться до определенного ему Богом последнего дня. Святой отец наш, не привыкший к ослушанию, подчинился просьбе его и был с ним, радуясь и проводя время в молитве, посте, всенощном стоянии и бдении. За пять дней до своей кончины он просит святейшего вселенского патриарха Мефодия отпустить его в монастырь, чтобы ему умереть в своей келий. Тот же не хотел разлучаться с Михаилом и просил приять кончину в патриаршей его келий, но, видя, как сильно святой скорбит и тоскует, что его не отпускают в монастырь, и не желая его печалить, отпустил Михаила в сопровождении своего святого клира.
Возвратившись в обитель свою, Михаил идет в храм во имя священномученика Анфима. И, попрощавшись с этим мучеником Христовым, исповедник Христов и мученик направляется в так называемое тамошними монахами убежище, где покоятся славные и святые мощи святых мучеников Вавилы и 84 его учеников. [354]И, припав к их святым гробницам, он молил святых мучеников не оставлять его в пути, который предстоит ему, и своим заступничеством перед Богом оборонить их общий святой монастырь от злого соблазна. Попрощавшись с этими мучениками, он вышел из храма и отпустил всех бывших с ним клириков великой[288] Божией церкви, дав им святое целование и помолившись за них.
Они удалились, и вот ученики его встретили праведника со свечами, курильницами и песнопением: “Слава Тебе, Господь Христос, гордость апостолов, радость мучеников”, и так далее. И, приветствовав их, он направляется вместе с ними в храм сорока святых мучеников. Михаил попрощался с ними и вошел в усыпальницу святых исповедников, отцов наших Германа и Феофана, и пал на святые могилы их, слезно молясь и говоря: “Святые исповедники Христовы и богоносные отцы, се иду к вам по велению Господа лежать с вами телесно. Прошу, чтобы по молитвам вашим и в Небесном Иерусалиме я был вместе с вами”. После прощания с ними он указывает место, куда сложить его святое и нетленное тело, и входит в свою келию.
В субботу 19 декабря на память святого великомученика Игнатия он велел отслужить панихиду в его приделе, [355] находящемся в храме во имя святого великомученика Анфима. Затем, после утренних песнопений, Михаил возвращается к себе в келию, и призывает многочисленных учеников своих, и говорит им: “В плоти сей мне уж больше не стоять с вами на всенощной молитве, ибо, как я вам сказал, меня призывает Бог”. Когда святой промолвил это, все начали плакать и стенать, не в силах подумать об утрате святого старца. А великий человек Божий со слезами говорит им: “Оставайтесь, отцы и братья, оставайтесь в месте сем и с благодарностью терпите все испытания до отшествия своего из этой жизни и повинуйтесь власти [289] игуменов ваших, которые будут после меня, а я заступлюсь за вас перед Богом в страшный день Судный, [356] когда Он придет воздать каждому по делам его”.
Вслед за этими словами Михаил в последний раз всех облобызал, лег на постелю свою, сложил руки для молитвы и со словами: “В руки Твои предаю дух мой” — почил 4 января.
Уместно тут вспомнить слова Священного писания: “Дорога в очах Господних смерть святых его”. [357]Вседержитель Бог почтил отшествие его чудом. Ибо одному монаху из паствы его много лет одержимому нечистым духом [358] — за какое прегрешение, не знаю, но Бог знает, по слову апостола, [359] не было дано освободиться от этого демона до отшествия праведника: Бог, мнится мне, предопределил лучшее — монаху очиститься кончиной этого праведника, а тому возвыситься из-за великого чуда. Ведь когда блаженный предал святую свою душу в руки Господа, нечистый дух вскричал и, нещадно истерзав монаха, вышел из него и исчез по невидимой Божией силе.
Недостойный труд сей написал я со слов родных святого, знавших его людей, тех, кто разделял с ним трапезы, жил с ним под одной крышей, и учеников его, а также со слов сподвижников тирана. Что же я скажу тебе, о честной отец, пресвятой Михаил? Поведать о твоем исповедничестве и жизни превышает силу человеческую, ибо деяния твои велики и заслуживают похвалы, превосходящей обычную. Мученик Божий, ты единый подражал владыке Христу страданием за его икону и смелым исповеданием веры, ты, [290] пресвятой Михаил, страж всего нашего рода, воитель против демонов, почитатель святых икон, целитель страждущих и тихая пристань для терпящих бурю, путеводитель заблудших и опора православных, вселенский светильник, просвещающий души, омраченные ересью, сообщник ангела и соименник архангелам, [360] водящий с ними хороводы, слуга Святой Троицы, освятитель душ человеческих, во истинной вере приявших и прославивших подвиг твой, и, чтобы быть кратким, праведник, неутомимый во всяком благе и во всяком деле, гордость подвижников, цвет праведников, правило монашествующих, светильник наставников, образец для подначальных, совенчанник мучеников. Слуга Бога Слова, прими мое слово, чтобы в здравии и крепости душевной и телесной я по достоинству благодарил и славил прославившего тебя Господа нашего Христа, которому почитание и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Жизнь и деяния Святого отца нашего Николая
Симеон Метафраст
Жизнь и деяния святого отца нашего Николы Чудотворца
(Х в.)
(Текст переведен по изданию: G. Anrieh. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche, Bd. I, 1913)
Сколь ни мудра рука зографа в искусстве подражать жизни и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее показывает то, что ему угодно, и делает это наглядным, в более сильной степени побуждая к подражанию, подстрекая души к ревности и наставляя таким же деяниям. Потому боголюбезная жизнь, отображаемая словом, многих может наставить к добродетели и внушить им ревность о том же. Житие божественного отца Николая, как едва ли какое другое, услаждает слух, радует душу и путеводит[292] к добродеянию. Нам должно по мере своих сил пересказать его и представить словом (хотя оно известно большинству и знакомо) лишь одного ради, чтобы привести на память и тем усладить души, стремящиеся к добродетели.
Отчизна этого великого и пречудного отца — славный некогда ликийский город Патара, родители — люди благородные, достаточные, но не богатые, чуждые мирской славы и роскоши, прекраснейший для будущего их сына пример нестяжательности, ибо заботились только о добродетели и всячески к ней стремились. Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод[361] — святого Николая, и затем чрево матери заключает родовые муки, так что она остается впредь бесплодной и бесчадной, словно сама природа признает, что невозможно женщине этой родить другое подобное чадо. Мать, родивши этого своего первого и последнего благородного отпрыска, дала, однако, вместе с мужем обильный плод духу (ибо они благословенны были подлинным благочадием), сокровищницу добродетелей, я разумею пречудного того Николая. Отпрыск таких родителей, святой Николай, бесплодием своей матери явил свидетельство сродства с Крестителем, потому что тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навечно скончал. [362] Когда он был младенцем и лежал у материнской груди, Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста. Ибо всю седмицу он, как младенец, сосал грудь, а по средам и пятницам вкушал молоко по разу в день, да и то лишь вечером, следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу [363] и с [293] самого начала показывая склонность к воздержанию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жития византийских Святых"
Книги похожие на "Жития византийских Святых" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Жития византийских Святых"
Отзывы читателей о книге "Жития византийских Святых", комментарии и мнения людей о произведении.