» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






Шестое и последнее гулянье бывает в день Иоанна Предтечи, 24 июня, за Арзамасской заставой, невдалеке от Крестовоздвиженского монастыря и лагеря 4-го стрелкового батальона.

Лет двадцать пять тому назад нижегородцы посещали и загородные гулянья, особенно высоковское: туда съезжалось все лучшее общество города; ныне же все гулянья посещает только простой народ да средний класс горожан; кареты и коляски там появляются редко и то, большей частью, с детьми; да и самый простой народ год с годом гуляет чиннее, церемоннее, оставляя дедовские обычаи гуляньев.

На всех называемых «полях» нижегородских[513] мало слышно уже звона балалаек, топота трепака и песен; мало видно хороводов, горелок и борьбы. Разве когда два-три хвата, или, как говорят французы, «деревенские петушки», хлебнув немного ради куража, под белым шатром, «русской простоты», пожелают выказать пред почтеннейшей публикой свои ловкость, удаль, отвагу: поборются или выкинут какое-либо лихое коленце в трепаке, да зальются песней заунывной, или уж самой удалой под звуки гармоники, ныне вошедшей во всеобщее употребление между деревенскими виртуозами, в ущерб национальной балалайке, некогда удостоенной Пушкиным занять место в строках «Евгения Онегина».

Случаются на нижегородских гуляньях и другие картины, в которых русский кулак играет главную роль; но бдительная полиция уничтожает их всегда в начале.

Театр

В последней четверти прошлого столетия, около того времени, когда в Нижнем Новгороде переводили драмы Шекспира и Кальдерона (см. ч. I гл. VI), между нижегородцами явились любители сценического искусства, образовалась труппа артистов. Состав ее нам вполне не известен; сохранились только в памяти старожилов некоторые из главных ее деятелей — Харитонов, Грымзалкин и Козловский; первый занимал амплуа повес и так называемых больших слуг, а впоследствии резонеров; второй — драматических злодеев и пройдох, а последний — благородных отцов.

Труппа артистов-любителей давала свои представления сначала в зале Дворянского собранья — в нынешнем доме гимназии, потом был устроен театр на Печерской улице. Но этот театр был только театром любителей, публичный же открылся в 1798 году.

Полковник князь Николай Григорьевич Шаховской, помещик Нижегородской губернии, зиму живший в Москве, лето — в своем селе Юсупове (Ардатовского уезда), имел, как и все более или менее значительные помещики того времени, огромную дворню, человек более четырехсот, в том числе музыкантов, певцов, певиц, актеров и актрис, которые пели и играли на его домовых театрах в Москве и Юсупове.

С 1798 года князь Шаховской постоянно стал жить в Нижнем Новгороде и, как истинный любитель театра, захотел показать свою труппу публике; захотел, чтоб его артисты и артистки, между которыми были очень даровитые, подстрекаемые вниманием и одобрением знатоков или, по крайней мере, любителей сценического искусства, развивали более и более свои способности, почему и стал давать публичные спектакли на том же театре, на котором прежде играли артисты-любители.

Всех персонажей в труппе князя Шаховского было обоего пола и разного возраста более ста человек, из которых лучшими считались: И. Залеский на амплуа трагических и драматических героев; Я. Завидов — также драматический артист, певец-баритон, музыкант, композитор и балетмейстер; А. Вышеславцев — на амплуа вертопрахов и первый тенор; Д. Завидова и Н. Пиунова славились как драматические актрисы, Залеская, Т. Стрелкова и Ф. Вышеславцева — как комические. Но главным украшением труппы князя Шаховского были Роза-певица и Поляков-буфо, который был более известен под собственным именем Миная. Любители и знатоки театра того времени, видевшие известного петербургского артиста Воробьева, находили, что Поляков был выше его в роли Тарабара. Кроме того, Минай был превосходен в ролях Богатонова («Провинциал в столице»), портного Фибса («Опасное соседство»), Ведеркина («Воспитание»), Бирюлькина («Своя семья») и т. п.

На Нижегородском театре во время князя Шаховского давались все те же трагедии, драмы и комедии, какие давались в Петербурге и Москве, из опер же — «Титово милосердие», «Сандральона», «Дианино древо», «Калиф багдадский», «Редкая вещь» и другие, также давалась и «Волшебная флейта» Моцарта.

Поспектакльная плата была за кресло 2 рубля 50 копеек, партер 50 копеек, парадиз 25 копеек ассигнациями; партер был устроен за самым оркестром, а кресла стояли уже за ним, в глубине зала.

Публика, привыкшая к сценическим представлениям артистов-любителей, охотно посещала публичный театр, тем более, что труппа князя Шаховского год с годом совершенствовалась в искусстве и пополнялась новыми сюжетами. Впоследствии князь сформировал очень недурной балет.

Скоро здание театра по числу публики оказалось тесным, а притом оно уже порядочно и обветшало; нужно было построить новое. Князь Шаховской затруднялся в средствах, но высшая городская публика, любившая театр и уважавшая лично князя за его радушие и хлебосольство, предложила свое пособие. В 1811 году явилось новое деревянное здание театра, в котором было двадцать семь лож, до пятидесяти кресел, партер человек на сто и верхняя галерея, или парадиз, человек на двести.

Из числа двадцати семи лож было четыре больших, семнадцать средних и шесть малых, из последних же две — с решетками, для желавших быть в театре инкогнито. Все эти ложи размещены были в двух ярусах, исключая решеточные, которые находились в третьем ярусе с боков парадиза, у самой сцены. Средняя ложа, во втором ярусе против сцены, была украшена драпировкой и назначалась для губернатора.

Во время Макарьевской ярмарки, бывшей до 1817 года в Макарьеве (в 107 верстах от Нижнего Новгорода), труппа отправлялась туда и там давала представления в особо устроенном деревянном здании, принадлежавшем князю Шаховскому. С переводом ярмарки в Нижний Новгород князь и здесь построил, особо от городского, театр, который существует и поныне, конечно, со значительными поправками[514].

Кроме постоянной княжеской труппы на нижегородской сцене по приглашению князя являлись и посторонние артисты. Так например, в 1821 году во время ярмарки был здесь известный артист императорских московских театров Канищев, в то время находившийся на ярославской сцене.

Современные знатоки находили его превосходным в комедиях, на амплуа вертопрахов, а в пляске восхитительным. Он за приезд на ярмарку получил бенефис, в котором дана была комедия «Чудные встречи, или Суматоха в маскараде»; бенефициант исполнял в ней роль Разъездова и заслужил игрой своей «особую признательность публики, бросившей ему кошелек с значительной суммой»[515].

С лишком четверть столетия князь Шаховской доставлял нижегородской публике удовольствие своей труппой, совершенствуя ее более и более. В 1824 году он помер; театр перешел в заведование его наследников, которые не имели уже его любви к драматическому искусству и, не зная, как управлять сложным механизмом закулисного мира, повели дела сценические кое-как; лишили труппу многих выгод, которыми она пользовалась при князе, и наконец до того распространили свои экономические расчеты, что даже не стали по зимам топить театр. Все это наложило оковы на дарования артистов и начало расхолаживать (особенно по зимам) публику, которая, была свободна посещать и не посещать залу театра, не желала дрогнуть вместе с крепостными Ярбами, Балдуинами, Клитемнестрами и Заирами.

Это едва было не нанесло совершенного удара Нижегородскому театру; но в 1827 году два любителя театра, или точнее, два благоразумных капиталиста — чиновник Распутин и купец Климов, понимавшие вполне выгоды, какие может принести Нижегородский театр при ловком распоряжении, купили у наследников князя здания театра, городское и ярмарочное, со всем гардеробом и принадлежностями, и дома, где помещалась труппа.

Распутин и Климов также внесли и за труппу деньги, с тем, чтобы актеры и актрисы, числом с детьми девяносто шесть человек, получили от наследников князя Шаховского вольность и обязались играть на Нижегородском театре в пользу их, Распутина и Климова, десять лет.

Приобретение зданий, гардероба и прочего, и выкуп труппы стоили антрепренерам до ста тысяч рублей ассигнациями; капитал этот обещал принести значительные проценты. Однако Климов почему-то скоро отказался от распоряжения театром и передал его в полное владение Распутина, который управлял им до 1839 года.

Это был второй период Нижегородского театра и самый блестящий. В труппе, перешедшей к Распутину от наследников князя Шаховского, кроме Миная Полякова, бывшего во всей силе своего таланта и умерших вскоре И. Залеского и А. Вышеславцева, были молодые очень талантливые актеры и актрисы, как то: в драмах — Е. и А. Поляковы, П. Надежина, А. Вышеславцева; в комедиях же и водевилях — А. Залеский, П. Надежин, А. Ершов, Л. Вышеславцева, Л. Надежина и Третьякова; в операх — П. Бешенцев, Р. Карева и Аксакова; в балетах — А. и Н. Стрелковы, Здобнов, А. Карева, Порецкая и другие. Кроме того, Распутин в течении управления своего Нижегородским театром ангажировал многих посторонних актеров и актрис, из которых замечательнее прочих были Ширяев, Мочалов, Караулов, Немчинов, Попов, Сахаров, Рамазанов, Мочалова-Франциева и Виноградова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.