Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.
«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.
В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».
Церковь Живоносного источника.
Живя в Нижнем Новгороде, Исаия был болен глазами и это, кажется, побудило его основать монастырь в честь Божией Матери Живоносного Источника и перед храмовой иконой в церкви новосозданной обители устроить бассейн (как некогда было устроено в Грузии в Живоносновской церкви), в который вода была проведена из родника, текущего из кремлевской горы. Больной Исаия часто ходил в Живоносновский монастырь. Там, молясь перед ликом Богоматери и с верою примачивая свои больные глаза водой из бассейна, и получил облегчение болезни.
Живоносновский монастырь при составлении штатов упразднен и церковь его, освященная Исаией 2 ноября 1702 года, обращена в приходскую. В начале нынешнего столетия эта церковь сгорела; на месте ее поставлена небольшая глухая часовня, сохранившаяся и доныне. Имущество церкви было передано в нижнебазарную Никольскую, где для живоносновских прихожан совершал богослужение их священник. В 1819 году прихожане живоносновские пожелали воссоздать свой храм и с благословения епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея заложили нынешнюю холодную Живоносновскую церковь, которая была освящена в 1821 году тем же епископом. Главными храмоздателями этой церкви были, при участии всех прихожан, священник ее Никита Николаев и церковный староста Петр Плотников.
В 1830 году нижегородский купец Климент Михайлович Мичурин к холодной церкви пристроил трапезу с двумя приделами: св. Николая Чудотворца — на южной стороне, и Михаила Архангела — на северной, а через семь лет сыновья Мичурина Кириак и Василий построили колокольню.
В холодной церкви, пред храмовым образом, был устроен, по примеру прежней церкви, бассейн, а другой такой же — в часовне, находившейся в нижней части колокольни.
При разрушении кремлевской стены в 1839 году (о чем сказано во II гл. этой части), Живоносновский храм был поврежден до такой степени, что в нем нельзя было совершать служения, причем источник иссяк. В. К. Мичурин (меньший из сыновей строителя храма) немедленно исправил теплую церковь, где потом и совершалось богослужение. В 1848 году, к празднику Святой Пасхи, он же, Мичурин, восстановил бассейн, провел в него воду и устроил при нем место, на которое поставлена храмовая икона Божией Матери. В самый день праздника Живоносного Источника (в Пяток на Пасхе) преосвященный Иаков, отслужа в Живоносновской церкви литургию и совершив освящение вновь устроенного бассейна, полного текущей воды, посетил Мичурина, бывшего в то время церковным старостой, и в доме его пастырским словом своим убеждал прихожан возобновить и холодный храм. Слово архипастыря не упало мимо: В. К. Мичурин на свой счет перестроил и отделал разрушенную холодную церковь, которая была освящена после кончины преосвященного Иакова, 17 августа 1850 года, управлявшим в то время Нижегородской епархией преосвященным Иустином, епископом Владимирским и Суздальским.
Иконостас главного алтаря, устроенный в арке, невелик, но изящен: он украшен богатой резьбой и отзолочен червонным золотом; иконы в нем греческого стиля. В боковых арках устроены ниши, также украшенные резьбой и позолотой; в правой из них находится икона Божией Матери Живоносного Источника. К этой иконе жители Нижнего Новгорода имеют особенное уважение. Перед ней в бассейне, сделанном в виде огромной вазы, струится источник, проведенный из кремлевской горы. Этот источник, вытекая из церковного бассейна, проходит в другой, устроенный вне церкви, из которого водой пользуются живоносновские прихожане и войско, проживающее в казармах, стоящих невдалеке от церкви.
Приделы, устроенные в трапезе, в один ярус; фон их выкрашен темно-синей краской, пилястры — белой, а резьба отзолочена, в них царские двери одинаковые: на каждых представлен резной отзолоченый крест с терновым венцом; образа иконописные. Как в холодной, так и в теплой церкви устроены хоры.
В Живоносновской церкви, кроме храмового образа, достойны особого замечания: иконы Преображения Господня и св. Николая Чудотворца, перенесенные из старой церкви; напрестольный крест, принадлежавший прежде Зачатейскому монастырю, что видно из сделанной на нем надписи; священнические ризы из золототканной материи с алым бархатным оплечьем, на котором вышиты изображения Божией Матери Живоносного Источника, св. Николая Чудотворца и мученика Исидора.
Наружность Живоносновской церкви, особенно колокольни, очень изящна, последняя есть самая красивая из всех колоколен города: она отделана под невыбеленный кирпич и украшена колоннами различных ордеров и множеством орнаментов из белого камня[409].
XIX. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ
Эта церковь основана прежде XVII столетия, но нынешнее здание ее построено в 1663 году нижегородским посадским человеком Иваном Григорьевичем Обрезковым. В ней три престола: главный, в холодном храме, в честь Троицы Живоначальной и два в трапезе: южный — в честь иконы Донской Божией Матери, а северный — во имя Феодосия Тотемского.
Иконостас главного алтаря в новом вкусе, очень красив и, так сказать, своеобразен: фон его весь покрыт тонкой резьбой, по сторонам царских врат по две колонны, украшенные фантастическими капителями, такие же колонны находятся у южных и северных дверей; самые же царские врата составлены из шести колонн, на которых в сиянии утверждены иконы Благовещения и четырех евангелистов. Образа в иконостасе иконописные, местные и на царских дверях украшены серебряными ризами. Стены холодной церкви покрыты живописными картинами, а на своде изображен масляными красками Господь Саваоф.
В приделах иконостасы одноярусные, украшенные ярко вызолоченой резьбой, фон их малиновый; образа иконописные, некоторые из них покрыты серебряными ризами. Особенно же замечательного в Троицкой церкви ничего нет[410].
XX и XXI. ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДАМИАНА И КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЧАСОВНЯ
Козьмодемьянская церковь существовала еще в XV столетии и, конечно, в то время была, как вообще приходские церкви Нижнего Новгорода, деревянная; потом, в конце XVI или начале XVII столетия было построено первое каменное здание ее; от него сохранились колокольня и трапеза, в архитектуре которых есть много общего с Сергиевской церковью. Колокольня козьмодемьянская также низка, как и Сергиевская и также шатрообразна; она украшена такими же кафлями, как стены Сергиевской церкви. Кафли и здесь забелены. Холодный храм Козьмодемьянский построен в начале XVII столетия.
Церковь Козьмы и Дамиана на Строгановской площади.
Вообще же, как снаружи, так и внутри, эта церковь красива, хотя и не обширна. Круглый купол ее невысок, но строен; с юга она украшена портиком с колоннами тосканского ордена. В ней три престола: главный, в холодном храме, в честь св. бессребреников Козьмы и Дамиана, а в трапезе — южный во имя священно мученика Антипы, северный посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.
Иконостас Козьмодемьянского алтаря в три яруса, с золоченой резьбой и колоннами; образа в нем иконописные. Стены холодной церкви покрыты ярко-голубой краской и украшены живописными картинами, изображающими: в самом куполе, между окон — двенадцать апостолов; ниже на сводах — четырех евангелистов, а на стенах — Тайную Вечерю, Моление о Чаше, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и св. Алексия Митрополита. По сводам, между евангелистов, сделана надпись золотыми литерами: «во всю землю изыде вещание их и во вся концы вселенныя глаголы их».
Трапезные иконостасы в один ярус; они выкрашены белой краской и по местам отзолочены.
В Козьмодемьянской церкви есть несколько икон, покрытых серебряными ризами, но особенно замечательных нет, кроме иконы св. Иоанна Богослова, с изображенным вокруг его Апокалипсисом; эта икона перенесена из Богословской церкви, упраздненной в конце прошлого столетия.
В часовне, принадлежащей к Козьмодемьянской церкви, находится образ Нерукотворенного Спасителя, также старинного письма; он прежде был храмовым в Спасской церкви, упраздненной в 1715 году. К этой иконе жители Нижнего Новгорода прибегают с особенным благоговением[411].
XXII. ЦЕРКОВЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (известная более под названием Рождественской, или Строгановской)
Еще в начале XVI столетия в Нижнем Новгороде существовали церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы; первая стояла невдалеке от Успенской церкви, на краю горы над Успенским оврагом, который именовался тогда Рождественским ручьем; вторая — на берегу Оки, около нынешней Софроновской площади, где в то время оканчивался город. Последняя была приходской пермских солепромышленников, которые вблизи ее имели дома и для складки соли — амбары. В 1653 году один из таких солепромышленников, известный в то время гость Семен Задорин, строивший церковь Святого Николая Чудотворца на Нижнем базаре, построил вместо деревянной церкви Рождества Богородицы каменную близ двора своего, который находился несколько повыше нынешней Соборобогородицкой церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.