Тихон Задонский - Сокровище духовное, от мира собираемое

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сокровище духовное, от мира собираемое"
Описание и краткое содержание "Сокровище духовное, от мира собираемое" читать бесплатно онлайн.
«Сокровище духовное, от мира собираемое» – труд одного из крупнейших богословов русской церкви 18 века Тихона Задонского, в миру Тимофей Савельевич Соколов. Тихон родился в 1724 г. очень бедной семье и рано потерял отца. Тихон получил духовное образование и первоначально занимается преподаванием получил кафедру риторики, одновременно преподавая греческий язык и богословие. В 34 года был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии Затем Тихон становится епископом сначала новгородским, затем воронежским. Епископ Тихон разворачивает бурную активность по православному просвещению народа, вывода Церкви из состояния застоя и деградации. По болезни пишет прошение и уходит в монастырь, на покой. Там Тихон Задонский занимается аскетическим деланием и пишет свои самые известные произведения.
О, Боже, вечная Любовь и Благость! Сподоби меня любить Тебя, Тебя, Который меня создал, Который меня, падшего, искупил, заблудшего обратил, словом Своим святым просветил; Тебя, питающего меня, одевающего меня, Заступника моего, сохраняющего меня от наветов вражиих, и прочие бесчисленные блага изливающего на меня; сподоби меня любить Тебя, Высочайшее Добро и Блаженство мое, а от любви славить Тебя, благодарить Тебя, угождать Тебе, творить святую волю Твою, Духом и истиною поклоняться Тебе, петь и хвалить Тебя, Того, Которого поют и хвалят непрестанно Ангелы на небесах. Да и я сердечно с пророком пою Тебе радостным духом: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой; и уповаю на Него; Защитник мой, и рог спасения моего, и Заступник мой (Пс. 17:2–3).
130. Сосуд полный и пустой
То же, что и сосуд, есть и сердце человеческое. Сердце подобно сосуду. Сосуд полный, наполненный водой или чем-то другим, ничего иного в себя не вмещает. Напротив того, сосуд пустой удобен для восприятия всего. Поэтому люди опустошают сосуд, когда что-то другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно пустое и не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно к восприятию Божией любви; а когда наполнено любовью мира сего, плотскими похотями и греховным пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Как может сердце, исполненное сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом, злопамятностью, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями, вместить в себя любовь Божию? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6:14).
Любовь Божия – это высочайшее Божие дарование, и там вмещается, где сердце истинным покаянием, сокрушением и сожалением освобождено от злых пристрастий и греховных обычаев, и очищено, и приготовлено для восприятия этого небесного дара. Если хотим, христиане, чтобы любовь Божия в сердце наше вселилась, освободим его от любви мира сего и прихотей его, и греховных обычаев, и обратим сердце наше к Богу, единому существенному нашему Добру и Блаженству, и к вечным благам. Тогда сладчайшая Божия любовь вселится в сердца наши, и тогда вкусим, и увидим, как благ Господь (Пс. 33:9).
Как горесть, так и сладость вещи от вкуса познается. Как сладок мед, те только познают, которые вкушают его; как сладок Бог и любовь Его святая, те только познают, которые любят Бога, и чувствуют в сердцах своих сладчайшую любовь Его. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17).
131. Кто что любит, то и ищет
Видим: люди что любят, того и ищут старательно, и чем более любят, тем усерднее того и ищут. Кто любит богатство, богатства и ищет; кто любит честь и славу, тот честь и славу ищет. И кто чего ищет, тот употребляет для того, чтобы найти желаемое, удобное средство и способ, и от всякого препятствия уклоняется. Так купцы, желая собрать богатство, по чужим странам скитаются и ездят, и от всяких препятствий, желанию их противных, уклоняются и убегают. Так и кто истинно Бога, Высочайшее Добро, любит, Его со всяким усердием и прилежанием ищет, и все средства и способы для этого употребляет, и от всякого препятствия, которым желание его пресекается, убегает. Препятствие, которое мешает нашему поиску вечного добра, есть греховный обычай и любовь суетного мира. Поэтому, если хотим Бога любить и Его искать, мы должны от грехов отвратиться и покаяться, и мир с прелестью и суетою оставить, и так единого Бога желать и искать.
Христианин! Если хочешь Бога любить, ненавидь грех, Богу противный и Им ненавидимый. Грех и Бога вместе любить никак невозможно. Если хочешь Бога искать, то не ищи в мире этом ни чести, ни славы, ни богатства, ни прочего угодного плоти. Все это надо оставить ищущему Бога; надо от всего этого сердце освободить, чтобы в нем было место Богу – Вечному Добру с любовью Его святою. Святой Давид ничего не желал ни на небесах, ни на земле, кроме одного Бога; потому и воспел пресладкую песнь: Что мне на небе и без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек (Пс. 72:25–26). Так своим примером научает нас пророк Божий ничего не желать и не искать, кроме одного Бога, если хотим Его искать и найти.
Способ и средство найти Бога – это истинное сердечное смирение и усердная молитва. Когда Бог видит это в человеке, тогда приходит к нему со сладчайшею Своею любовью и делает сердце его храмом Своим. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим, – говорит Господь (Ин. 14:23). Ты не оставил ищущих Тебя, Господи (Пс. 9:11). Богатые обнищали и взалкали, ищущие же Господа не будут лишены никакого блага (Пс. 33:11). Да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда (Пс. 104:3–4).
Если бы кто-то сказал, где Бога искать: в пустыне ли, или в монастыре, или в Иерусалиме, или в ином каком месте? Ответ: Там ищи, где находишься и где живешь. Бог на всяком месте присутствует, и нет такого места, где бы Бога не было; Он везде есть и все исполняет, хотя нам и невидимо и непостижимо присутствие Его. Так поет псаломник: Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7– 10). Ибо Вездеприсутствующего и искать везде можешь. Только везде внимай себе, и не последуй тем, о которых написано: не представили Бога пред собою (Пс. 53:5); но последуй псаломнику, который о себе говорит: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15:8). И так, от всякого греха уклоняясь, и мир с его прелестью и суетою позади себя оставляя, на единого Бога взирай и Его полагай концом всех желаний твоих, и сердцем сокрушенным и смиренным призывай. Тогда узнаешь и внутри себя почувствуешь, что близок Он, и воспоешь Ему с пророком: Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина (Пс. 118:151). Ибо близок Господь ко всем призывающим Его во истине (Пс. 144:18). И еще: Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33:19).
Однако нигде столь удобно не найти Бога, как во уединении и покое. В народе – суета и соблазны, которые препятствие полагают боголюбивой душе. В уединении – тишина и мир, тут очи не видят и уши не слышат ничего, чем бы боголюбивая душа возмутиться могла. Поэтому один святой отец, когда его спрашивали другие: «Почему ты от нас убегаешь?» – премудро отвечал: «Не могу одновременно быть с Богом и людьми». Поэтому ищущий Бога должен держаться уединения; и когда ему необходимо выйти в народ, везде должен внимать себе, и перед душевными очами Бога везде присутствующего представлять, чтобы в чем-либо перед Ним не согрешить и Его не оскорбить. Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф. 5:15).
132. Познанное добро ищут
Видим, что люди, когда познают добро, ищут его. Так, если познают, что добро для них – богатство, ищут его; познают, что хлеб – добро для них, и ищут его; познают, что одеяние – добро для них, и ищут его; познают, что дом – добро для них, и ищут его; познают, что свет – добро, и ищут его; познают, что искусство, художество, разум и мудрость – добро для них, и ищут их, и прочее, чем большее добро познают, тем усерднее и ищут его. А непознанное добро не ищут никогда: как искать того, чего не знаем? Посему надо прежде познать добро, и тогда его искать.
Так Бога – высочайшее, естественное и вечное познанное Добро – ищут; и чем более человек познает Его, тем усерднее и прилежнее ищет Его, и ничего ни на земле, ни на небе, кроме Него, не желает и не ищет, поя с пророком в сердце своем: Что мне на небе и без Тебя чего желать мне на земле (Пс. 72:25–26), и прочее, – но, все оставив позади себя, жаждущих духом спешит к Нему. Как лань желает к источникам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь лицу Божию (Пс. 41:2–3).
Христианин! Если хотим Бога искать – а мы непременно должны, – то надобно прежде Его познать, и тогда искать; и чем более Его будем познавать, тем усерднее Его будем искать. Великое и драгоценное добро с великим старанием и усердием ищется. Серебро теми, кто любит его, с великим усердием ищется; золото – с еще большим усердием; камень драгоценный – с усердием, намного превосходящим это. Бог Добро, несравнимо лучшее и превосходнейшее всех созданий, ибо Он – Создатель всех. Все создания хороши, и хороши очень; но несравнимо лучше и превосходнее Сам Тот, от Которого создания хорошими сделались. Светел воздух, но намного светлее солнце, от которого воздух просвещается. Сладка вода, медом растворенная; но слаще сам мед, который воду услаждает. Так и Бог несравненно лучший свет имеет, нежели солнце, которому свет даровал; и несравненно лучшую доброту и сладость имеет нежели все создания, которых добрыми, сделал.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сокровище духовное, от мира собираемое"
Книги похожие на "Сокровище духовное, от мира собираемое" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Сокровище духовное, от мира собираемое"
Отзывы читателей о книге "Сокровище духовное, от мира собираемое", комментарии и мнения людей о произведении.